Аракчаа Раиса Ажиевна

Аракчаа Раиса Ажиевна

Мастер

Аракчаа Раиса Ажиевна-лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, заслуженный художник Тувинской АССР. Раиса Аракчаа – первая женщина-камнерез среди старшего поколения мастеров народного искусства Республики Тыва. Одаренно талантливый резчик по дереву и камню, она внесла значительный вклад в развитие современного тувинского камнерезного искусства. 

О ее многогранной творческой деятельности упоминается в книгах С.И. Вайнштейна «История народного искусства Тувы», С.М.Червонной «Художники Республики Тыва», в которых авторы раскрывает Раису Аракчаа как талантливую одаренную личность. Более ста камнерезных произведений, датированные концом 1960-х и началом 1990-х годов, хранятся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Р. А. Аракчаа родилась 10 декабря 1925 года в местечке Кара-Тал Улуг-Хемского кожууна Тувинской Народной Республики в семье простого арата-скотовода. Очень рано семилетняя Рая стала помогать родителям: с раннего утра маленькая девочка угоняла отару домашнего скота в степь на целый день.

В детстве под влиянием матери, мастерицы домашней утвари и дяди, резчика по дереву, она училась делать разные поделки и игрушки из коры тополя, брусков мягкого дерева, вырезая коней, коров, овец, коз. Взрослые говорили о Рае, что она унаследовала дядино мастерство резчика. Шли годы, постепенно стало забываться детство с играми и забавами, прошло и увлечение резьбой по дереву. В конце 1940-х годов вышла замуж, родила троих сыновей, позднее воспитывала их одна, самостоятельно.

Несколько лет проработала в Тоджинском, Улуг-Хемском района то поваром, техничкой, помощником завсклада, затем с 1961 года стала работать в молочном магазине № 8 г. Кызыле. Большим толчком в становлении Раисы Аракчаа, как выдающегося мастера резьбы по камню, стала встреча с известным камнерезом Хертеком Коштайовичем Тойбухаа на южном аржаане Тарыс. Она увидела прославленного мастера, вырезающего возле палатки из куска дерева фигурку животного. Подойдя к нему, Раиса сказала, что раньше тоже вырезала поделки. Мастер подметил, что это так и начинается с детства, и дал ей нож и кусок дерева с просьбой вырезать что-нибудь. Шутит наверное, мастер, подумала немолодая женщина, мать троих детей, но взяла переданные ей предметы резчика. А Хертек Тойбухаа всерьез заинтересовался возможностью проявления у женщины одаренного таланта к резьбе, этому традиционному виду народного творчества тувинцев. Он всегда любил обучать способных молодых ребят камнерезному мастерству, привык делиться с каждым, кто заинтересуется народной скульптурой. Через несколько дней он уже рассматривал вырезанную поделку Аракчаа – скачущего коня. Выдающийся камнерез Тойбухаа с оптимизмом напутствовал, сказав ей, что надо серьезно заняться резьбой, способности есть, только надо много трудиться и из вас выйдет неплохой резчик. Таким образом, народный мастер напутствовал молодую одаренную женщину на нелегкий творческий путь. После этого Раиса Аракчаа почувствовала прилив новых живительных сил, и как одержимая, не зная усталости, трудилась долгими вечерами, вырезая из дерева фигурки домашних животных (коров, коней, овец, коз), которых она великолепно с детства изучила и знала их анатомию, характерные повадки.

Потом она начала обрабатывать чонар-даш (агальматолит), применяя различные инструменты камнереза: долото, стамески, ножовки по металлу, рашпили и специальные ножи. Вечерами и даже ночами Аракчаа упорно, целеустремленно вырезала из камня разные фигуры животных, натирая пальцы рук до кровоточащих мозолей, пока не научилась передавать четкость линий, пропорциональные объемы туловищ зверей и мягкую трактовку образов животных. Позднее она бралась за изображение людей – сакманщиц, шаманов, музыкантов, но отвергала один вариант за другим, пока не достигала определенного пластического облика человека.

С 1965 года Раиса Ажиевна стала постоянно участвовать в местных республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Вначале, она вырезала одиночные фигуры зверей: лошадей, баранов, коз, верблюдов, сарлыков, придавая им спокойное движение и мягкие округлые объемы туловищ. Ее камнерезный нож по-матерински с теплым чувством обводил пластические формы домашних животных. В 1970 году она была принята в члены Союза художников СССР.

Для ее произведений в 1980-е годы также характерна традиционная анималистическая тематика, сюжетные композиции на бытовую тему, национальная домашняя утварь, тувинские шахматы. Скульптурные работы Раисы Аракчаа, как отмечали искусствоведы крупных художественных выставок таких, как «Советская Россия», «Художники автономных республик, областей и национальных округов РСФСР», выставка трех зон «Урал, Сибирь и Дальний Восток» необычайно пластичны, обладают мягкостью форм, несут определенный художественный образ, полный лиризма и поэтичности.

В 1972 году Раиса Ажиевна вместе с другими тувинскими камнерезами: Б. С. Байынды, Х. С. Мижит-Доржу и Х. К. Тойбухаа были удостоены высокого звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Репина. В 1975 году ей было присвоено звание заслуженного художника Тувинской АССР, в 1985 году ее наградили орденом «Знак Почета». Р. А. Аракчаа, одной из первых камнерезов Тувы стала выполнять декоративные вазы для карандашей, сувенирные чаши, ступки, украшенные на крышках головами козерогов, архаров, лошадей, сарлыков и других животных. В последний период творчества резчица стала выполнять многофигурные композиции, отражающие жизнь и нелегкий труд тувинских чабанов.

Многие ее камнерезные скульптуры из выставочного фонда Министерства культуры, Союза художников РСФСР стали экспонироваться на зарубежных художественных смотрах в таких странах, как ГДР, Чехословакия, Монголия, Польша, Венгрия, Румыния, Канада, США, Япония. Они вызывали у посетителей восхищение от камнерезного искусства тувинской женщины-камнереза. О выдающейся резчице стали печататься популярные статьи во многих местных и центральных периодических изданиях - газетах: «Тувинская правда», «Шын», «Литературная газета», «Советская Россия», журналах: «Улуг-Хем», «Советская женщина», «Советский Союз», «Вокруг света» и других. Раиса Аракчаа, как наставник и учитель оказала большое влияние на становление начинающих молодых резчиков, она воспитала и обучила камнерезному искусству своих сыновей, Сергея и Владимира, члена Союза художников России, серебряного медалиста Российской Академии художеств. Выдающаяся первая женщина-камнерез Республики Тыва внезапно скончалась в июле 1990 года. Раиса Ажиевна Аракчаа своим ярким неповторимым искусством резьбы по камню внесла большой вклад в развитие изобразительного искусства Республики Тыва.

 

  • Автор: А.С. Хертек, методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ
  • Ссылка: https://knt.gosarhivrt.ru/?p=2382