Тюлюш Оксана Владимировна

Тюлюш Оксана Владимировна

Деятель

Оксана Владимировна Тюлюш родилась 29 августа 1975 года в с. Чаа-Суур Овюрского района Тувинской АССР. С раннего детства девочка была окружена музыкой. В юрте бабушки, как вспоминает композитор, всегда висели музыкальные инструменты: игил, дошпулуур, мандолина. Кроме них еще были баян, аккордеон и гитара. Нередко вся семья музицировала. 

В возрасте 10 лет Оксана поступила в Республиканскую школу искусств по классу виолончели. Первое произведение сочинила в этот же год. По воспоминаниям композитора: «Шел урок музыкальной литературы. Урок вела Зинаида Константиновна Казанцева. Она знакомит нас с творчеством Бетховена. Класс слушает сонату № 8 “Патетическую” Бетховена. Музыка настолько произвела сильное впечатление на меня, что после урока я пришла в интернат, села за инструмент и сыграла какую-то музыку. Поняв, что эту музыку я сочинила сама, обратно побежала в школу. Подошла к учительнице и сказала: “Кажется, я сочинила!”. Это была тема с вариациями в ля-миноре». Педагог З. К. Казанцева сыграла немаловажную роль в жизни композитора при выборе будущей профессии.

С 2004 года Оксана Владимировна начала работать в Национальном театре Республики Тыва в качестве заведующей музыкальной части, одновременно вела преподавательскую деятельность в Кызылском училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола. Во время работы в театре она написала музыку ко многим спектаклям, среди них: «Сон в летнюю ночь» по У. Шекспиру, «Выходили бабки замуж», «Самоубийца» по Н. Эрдману, «Ревизор» Н. Гоголя, «Смышленый мышонок и северное сияние». Также по заказу Тувинского государственного театра кукол композитор написала музыку к детским спектаклям «Почему летучая мышь прячется от всех?», «Шыяан ам», «Каштанка» по А. П. Чехову.

Начиная с 2010 года, она начинает тесно работать с Тувинским национальным оркестром Министерства культуры РТ, а в 2012 году становится художественным руководителем этого коллектива. За время работы в оркестре сочинила различные произведения инструментального и песенного жанра, которые прочно вошли в репертуар артистов.

Основной сферой творческой реализации для О. В. Тюлюш остается композиторская деятельность. Жанровый диапазон композитора широк: от симфонических и оркестровых партитур до инструментальных и вокальных миниатюр, а также песен. Творческий труд композитора отмечен почетным званием «Заслуженный деятель искусств Республики Тыва» (2013).

Основные сочинения О. В. Тюлюш:

Оркестровая музыка

Концерт для скрипки с оркестром (2002)

«Эргим черим» («Родная земля») – пьеса для тувинского национального оркестра (2008)

«Сказание» для тувинского национального оркестра (2009)

«Көжээлер» («Застывшие камни») – пьеса для чтеца и тувинского национального оркестра, на текст древнетюркских рунических надписей (2010)

Музыка к театральным и хореографическим постановкам

Музыка к спектаклям: «Сон в летнюю ночь», по У. Шекспиру (режиссер С. Ооржак), «Выходили бабки замуж» (режиссер М. Идам), «Самоубийца», по Н. Эрдману, «Ревизор» Н. Гоголя (режиссер Н. Ооржак), «Смышленый мышонок и северное сияние» (режиссер А. Ооржак)

Музыка к детским спектаклям: «Почему летучая мышь прячется от всех?»; «Каштанка», по А. П. Чехову; «Шыяан ам»

Музыка для постановок ансамбля «Саяны»: «Мерген кыстар» («Меткие девушки-лучницы»), «Чылгычылар» («Табунщики»), «Чалбарыг» («Мольба»), «Эртенги чажыг» («Утренний обряд благопожеланий»).

Камерно-инструментальные произведения

 Пять полифонических пьес для фортепиано (1990-е годы)

Сонатина-фантазия для фортепиано (1992)

Вариации для фортепиано (1994)

Трио для кларнета, фагота и виолончели (1994)

Струнный квартет (1996)

Пьеса для скрипки и фортепиано (1998)

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (2000)

«Моменты» для вибрафона (2015)

«Медитация» для хөөмейжи и игила (2012)

Пьеса для игила и фортепиано (2012)

«Сон № 17» для лимби и фортепиано (2013)

«Сон № 21» для игила, шоора и фортепиано (2014)

Вокально-хоровые сочинения

Цикл хоровых миниатюр для детей и юношества «Хүннээрек» (на ст. тувинских поэтов, 2011)

Вокальный цикл на стихи японских поэтов «Мир – только сон» для голоса и фортепиано (1994)

Вокальный цикл для голоса, фортепиано, флейты, кларнета, виолончели на стихи из испанской народной поэзии (1995)

Вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса (1997)

Обработки тувинских народных песен для голоса и фортепиано (1999)

Песни (около 50), среди них: «Адымның кударалы» («Печаль моего коня», другое название песни - «Буян-Бадыргы блюз»), сл. М. Кенин-Лопсана; «Коңгулуур» («Колокольчик»), сл. М. Идам-Сурун; «Чуртум бо-дур» («Родина моя»), сл. А. Арапчор; «Эжеш ангыр» (образный перевод «Лебединая верность») и «Чиксенчиг-ле чүве көвей» («Столько вкусного»), сл. А. Даржая

 

Хоровой цикл «Хүннээрек» («Солнышко», 2011)

Цикл хоровых песен для детей и юношества на тувинском языке был написан в 2011 году. Презентация сборника состоялась в том же году в рамках Республиканского конкурса «Радуга искусств» в концертном зале Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола.

Цикл состоит из 9 хоровых миниатюр:

  1. «Экии! дээр мен» («Скажу я “Здравствуйте!”»), на сл. Э. Кечил-оол
  2. «Анайларым» («Мои козлята»), на сл. Э. Кечил-оол
  3. «Ойнаар-кызым» («Моя кукла»), на сл. Ч. Кара-Куске
  4. «Баштайгы базым» («Первый шаг»), на сл. Э. Кечил-оол
  5. «Бора-хөкпеш» («Воробей»), на сл. Э. Кечил-оол
  6. «Дамды» («Капля»), на сл. Ч. Кара-Куске
  7. «Дыңна, Диис!» («Слушайся, Кот!»), на сл. Ч. Кара-Куске
  8. «Утпас-даа мен» («Не забуду»), на сл. Э. Кечил-оол
  9. «Хүннээрек» («Солнышко»), на сл. Ч. Кара-Куске