Традиционный обряд, посвященный добыче медведя

Традиционный обряд, посвященный добыче медведя

Охота как важная часть традиционной жизни тувинских мужчин требовала соблюдения ритуальных и моральных предписаний, существовали природоохранительные нормативы в отношении тайги, воды и животных. Находясь на охоте или в пути, охотник должен был соблюдать определенные неписаные правила и запреты.

Традиционная охота тувинцев состояла из нескольких важных этапов, на каждом из которых охотники совершали определенные действия не только практического, но и сакрального характера.

          Их можно поделить на такие этапы:

  • подготовка к охоте (обряды чарын салыр, хуваанак, чалбарыг);
  • прибытие на место охоты (чажыг, сан салыр, чалбарыг);
  • обряды, совершаемые после добычи животного;
  • распределение добычи (обряд ужа).

Самым распространённым способом гадания у охотников был обряд чарын салыр («гадание по лопатке»). По мнению В. Даржа, гаданием занимались только мужчины, женщин к гаданию даже не подпускали. Гадателей на бараньей лопатке называли чарынчы. Такое гадание было непременным атрибутом тувинских охотников.

Ещё одним способом узнать, будет ли охота удачной, было гадание на камнях хуваанак. В гадании хуваанак используется 41 камешек, собранный по одному из разных рек. Хранили гадальные камни в специальных кожаных мешочках. Само гадание начиналось с того, что хуваанакчы шептал и спрашивал у камешков, например, будет ли охота удачной, какие препятствия могут быть на пути, и бросал их, те падали в определенном порядке, хуваанакчы интерпретировал их комбинации и объяснял, чего ждать охотникам. Подобные гадания и предсказания в основном имели рекомендательный характер. Большинство охотников, конечно, принимали во внимание данные знаки, но действовали по своему усмотрению. Если гадания вызывали определенные опасения и тревожные знаки, то охотники могли передвинуть охоту на другой день или даже отменить.

У тувинских охотников были обязательные обряды, совершаемые после добычи некоторых зверей. Особое отношение у тувинцев было к медведю. Для обозначения медведя используют множество иносказательных выражений: «хайыракан, хан, мажаалай, кырган-ачай, ирей, иргек, чер-кулактыг, тайга ээзи». Тоджинцы медведя называют «кузук чиир, чоорганныг, чааш-бора, чызылаа, ыйгы, ымый, калбак-майык, хоюг-дүк, шумаш-кулак, чаглыг аң, хайыралың аң». Кроме этого, медведя считали чер ээзи (хозяином местности) Для обозначения охоты на медведя тоже пользовались различными обиходными выражениями. Говоря об охоте в берлоге, говорили ижээн аалдаан (гостил в берлоге). Если охотник убивал медведя, то он говорил адыг даялаан (стрела убила медведя), т.е. не охотник, а стрела, ведомая «карающей рукой высших сил» поразила зверя.

Охотники, добыв медведя, обязательно совершали культовый обряд. Как пишет В. Даржа, охотники, убедившись, что медведь мертв, подходили к нему и, опустившись на колени перед мордой, говорили: «Это не я тебя убил, меня заставил это сделать (такой-то) человек». При этом обычно называли имя врага, плохих людей…

Сняв шкуру, отделяют ножом голову, затем обязательно отделяют ножом голову, затем обязательно отделяют от черепа челюсть.

Челюсть медведя имеет сложное и прочное крепление с черепом, отделить её достаточно сложно, но поскольку «отделение челюсти» наделено сакральным смыслом – обезвреживания черных сил из нижнего мира», охотники обязательно производят это действие. Голову и челюсть медведя варят. После её приготовления самый старший из охотников передаёт её по кругу, каждый из участников охоты должен попробовать мясо. Старший из охотников тщательно очищает череп от остатков мяса и сухожилий, после чего заворачивает череп медведя в бересту или кусок белой ткани. Далее, одни кладут голову на корень дерева, развернув мордой в сторону захода солнца (запада), другие привязывают к стволу дерева, просунув размочаленную ветвь в глазницы. Этим оказываются знаки почтения к добытому, наделенному сакральной функцией зверю.

По мнению Ф.Кона, наступать на голову медведя или перешагнуть через неё – нельзя. Хвастаться убийством медведя тоже нельзя. Ноздрям медведя придается такое важное значение, что в прежние времена голову медведя с ноздрями нельзя было купить. Охотник их вырезал, и хранил у себя в юрте.  

Тувинцы-тоджинцы после добычи медведя совершали обряд «согурер». Об этом обряде подробно писал С. Вайнштейн. Тоджинцы, добыв и освежевав медведя, отрезали у него голову и концы лап. Затем разводили костер и поджаривали на палочках медвежье сало, и, когда оно шипело, все присутствующие негромко, нараспев произносили:

Кадыр Таңдым берген чүвем!

Кадыр Хам-Сырам берген чүвем!

Хуук! Хуук! Хуук!

Шуук! Шуук! Шуук!

Эктигнекинниң берген чүвем!

Ишѳк! Шѳѳк!

Кадыр-Ѳзүм берген чүве!

Шуук!Шуук!

После того, как каждый съел по куску сала, в котле начинали варить медвежью голову. Сваренную голову вынимал из котла самый старый их охотников и, отрезав от неё кусок мяса, передавал её следующему, произнося: «Попробуйте эту голову торая». Затем он брал медвежий череп вместе с челюстью, и со словами «череп торая украсим» зачернял его углем из костра. Следующим шагом были «похороны» медведя. Для этого старейший продевал через глазницу черепа кусок аркана, ткани или ветку дерева и подвешивал его на кедр или молодую березу таким образом, чтобы носовая часть была обращена в сторону заходящего солнца. Затем к этому кедру он подвешивал лапу медведя. 

 После удачной охоты её участники, прежде чем пить чай, совершали обряд чайыглаар: наливали в какую-нибудь посуду немного чая, и разбрызгивали его в четыре стороны света. Дальше совершали обряд отка каар: бросали в огонь костра кусочки мяса, отрезанные от туши животного. Охотник, обращаясь к «хозяину места» с мольбой об удаче на промысле, произносил:

Оран Таңдым, бедик тайгаларым!

Бак чүвени ыңай кылып,

Эки чүвени бээр кылып, аң-дииңден

Бош чүведен хайырлаар силер, хайыраканнарым!

Запреты и предписания, передаваемые из поколения в поколение, являлись важной частью экологической культуры тувинцев. Охотники понимали, что без обращения, поклонения и подношений духам-хозяевам местности удачной охоты им не видать. Именно поэтому необходимо было показать духам искреннее уважение.

Материал подготовила: Момбулай Оралмаа,

 редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.

Источники:

  1. Даржа, В.К. Традиционный обряд, посвященный добыче медведя / В.К. Даржа – Текст : непосредственный // Традиционные мужские занятия тувинцев. – Кызыл, 2009. – С. 446.
  2. Вайнштейн, С.И. Религиозные верования / С.И. Вайнштейн – Текст : непосредственный // Тувинцы-тоджинцы. – Москва, 1961. – С. 172-194.

Интернет-ресурс

  1. Охотничьи традиции тувинцев: этнографический аспект – Режим доступа:file:///C:/Users/oralmaa/Downloads/ohotnichi-traditsii-tuvintsev-etnograficheskiy-aspekt.pdf – (01.05.2024).