Детская колыбель Цэнгэльских тувинцев Монголии

Детская колыбель Цэнгэльских тувинцев Монголии

Детская колыбель была и остается очень важным, священным предметом в жизни кочевых народов и, в частности, для цэнгельских тувинцев. Она не потеряла своего практического значения и в настоящее время. Ею до сих пор широко пользуются чабаны-скотоводы и охотники-оленеводы, а также жители сельских местностей.

Хорошо приспособленная к кочевому образу жизни детская колыбель защищала малыша от лютых морозов зимы, знойных дней лета и позволяла, тем самым, вырастить их здоровыми и крепкими. Кроме того, детская колыбель с древних времен является предметом обихода тюркского и монгольского народов, который стал для многих поколений родных и родственников священным.

Детская колыбель цэнгэльских тувинцев состоит из следующих частей:

Кавай ыяжы (каркас). Он изготовляется из кедра ели, либо из любой другой мягкой древесины. Длина каркаса колыбели составляет 60-70 см., ширина 30 см., высота боковых стенок 8-10 см.

Энмек (согнутое изголовье колыбели). Изготовляют из согнутых веток тальника. Служит во время перекочевки. Во время верховой езды колыбель находится над передней лукой седла и в случае падения колыбели энмек предохраняет голову младенца от удара об землю

Тын (верёвка для сетки против мошкары). Один из концов тын привязывают к шигшик. На тын навешивают занавеску от мошкары.

Шигшик (верёвка, к которой привязан тын). На задней стенки (у ног) детской колыбели глухая верёвка. К этой верёвке привязывают тын.

Шидиг (шнурки для фиксации младенца в колыбели). Верёвка,  с помощью которой фиксируют ребенка в колыбели. Изготовляют из тонких ремней бычьей или коровьей кожи.

Мунгаш баг (верёвка для закрепления шнурков). Верёвка, прикреплённая по три с каждой стороны боковых стенок колыбели. Через эти верёвки продевают и закрепляют шидиг.

Чаак (боковые стенки колыбели). Две боковые стенки, предназначенные для того, чтобы младенец не выпал из колыбели.

Хом (стенки изголовья и у ног). Боковые стенки у изголовья и в ногах.

Таннай (сосуд). Предназначен для отправления естественных потребностей (мочеиспускания) младенца. Моча ребенка попадает таннай. Цэнгэльские тувинцы в таннай кладут кизяк или золу.  Тандинские тувинцы, кроме этого, подсыпали сухие кедровые опилки. Раньше цэнгэльские тувинцы изготовляли из коровьей кожи таннай, в наше время используют обычные жестяные банки.

Базырыг (кусок кожи квадратной формы служащий для мочеиспускания в горшок). Предназначен для того, чтобы при мочеиспускании младенца струя урины направлялась в таннай. Изготавливается из бычьей или коровьей кожи и кладется на половой орган младенца.

Баартак (пеленка для тела). Пелёнка, которой обворачивают грудную клетку, живот и спину младенца. Изготавливается из шкурки ягненка или козленка.

Шуглак (пеленки для ног). Пелёнка, которой обворачивают ноги младенца. Изготовляется из шкурки ягненка или козленка.

Шывыг (полотно или занавеска для мошкары). Занавеска, навешиваемая на тын, предохраняет младенца в колыбели от комаров и других насекомых.

Чадыг. Матрац, изготовленный из войлока, либо из овечьей или козьей шкур. Имеет отверстие для выхода естественных нужд младенца.

Кажык (бабки или подкопытные суставы). У цэнгэльских тувинцев их привязывают на тын. По их числу можно определить, сколько детей имеет данная семья. Если привязан правый надкопытный сустав (бабка), то это значит, что родился мальчик, если левый – девочка. По этим признакам можно определить, сколько мальчиков и девочек имеется или родилось в этой семье.

После рождения ребёнка родители и родственники новорожденного отмечают «дой» (праздник рождения ребёнка). Старшая из женщин со стороны отца произносит благопожелания, затем помогает укладывать младенца в колыбель.  У цэнгэльских тувинцев во время праздника разделывают барана, правая часть подкопытного сустава считается мальчика, а левая – девочки. После того, как будет сварена голень, сначала её грызет мать новорожденного. Затем отец новорожденного отламывает кажык, дочиста обкладывает и его вешает на тын.

У тандинских тувинцев подвешивали маленький мешочек из шелка, в котором зашивали пуповину ребенка. Количество висевших над колыбелью пуповин было равно количеству детей, родившихся в этой семье. Пуповины умерших детей также висели вместе с другими. Считалось, что в пуповине хранится душа ребенка. До сегодняшнего дня у тувинцев считается плохой приметой приносить колыбель в дом до рождения ребенка. Качать пустую колыбель было запрещено, так как считали, что в пустой колыбели качаются злые духи.

Детская колыбель передается из поколения в поколение по нисходящей линии, либо от родственников к родственникам при рождении очередного младенца. В случае, если одновременно рожают хозяйка юрты и её невестка, то колыбель передается хозяйке. При отсутствии колыбели, её изготовляют родственники со стороны матери роженицы. У изголовья колыбели вешается коготь медведя. Предполагалось, что этот амулет защищает младенца он нечистой силы и болезней. Когда младенец вырастает из колыбели и её больше не используют, колыбель вешают на стенке юрты с правой стороны от входа. Колыбель без причины нельзя снимать и трогать.

Таким образом, колыбель – это не просто место, где ребенок может спать, а его своеобразное «жилище». Кроме того, колыбель служила не одному ребенку, а целому поколению детей. Поэтому сохранение и соблюдение обычаев и традиций, связанных с изготовлением и использованием колыбели, является очень важным моментом для молодого поколения.

Материал подготовила: Момбулай Оралмаа,

редактор Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина РТ.

 

Источники:

  1. Бадарч, Б. Детская колыбель Цэнгэльских тувинцев Монголии / Б.Бадарч. – Текст : непосредственный // Улуг-Хем. – № 2. – 2003 г. – С. 112-115.

Интернет-ресурсы:

  1. Родовая практика тувинцев: рождение ребенка и колыбель [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y7ePjluhMh8HcWk4 –  04.2024.
  2. Колыбель. Подробное описание [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ar.culture.ru/ru/subject/mir-tuvincev-1. – 18.04.2024.