Страна древнейших скотоводов

Страна древнейших скотоводов

Южная Сибирь и Центральная Азия относятся не только к областям древнейшего скотоводства Старого света, но и являются одним из мировых центров одомашнивания животных, где поныне еще иногда встречаются лошадь Прже­вальского, дикие двугорбые верблюды и олени — ближайшие сородичи разводимых здесь домашних животных.

Уже пять тысяч лет назад здесь обитали племена, знако­мые с пастушеским скотоводством, но эти древние скотоводы не кочевали, а жили оседло в небольших поселениях, сочетая животноводство с земледелием и с охотой. Лишь в начале первого тысячелетия до н.э. в Туве, как и во многих других районах гигантского пояса степей Евразии, появляются неве­домые до того племена ранних кочевников. Чем было вызвано возникновение кочевничества — одна из великих загадок истории человеческой культуры, и о ней мы поговорим особо. Кочевничество сохранялось в Туве и в других районах нашей планеты около трех тысячелетий. Кочевники создали новые типы легкого разборного жилища; небьющуюся утварь из кожи, дерева, бересты; специфические орудия труда и многие другие формы материальной культуры, приспособ­ленные к постоянным перекочевкам. Но главное — выработа­ли новые приемы содержания скота, основы своего хозяйства. Животноводство кочевники сочетали с охотой, отчасти с при­митивным земледелием и с рыболовством. Разводили овец и коз, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, а в гор­ных районах и яков.

Какой же вид скота преобладал у тувинских кочевников? По крайней мере на начало 1930-х гг. это хорошо известно благодаря точной переписи, которая была проведена в то вре­мя. Тогда на одно хозяйство приходилось в среднем 50 овец и коз, 10 голов крупного рогатого скота и 6 лошадей, т.е. пре­имущество было за мелким рогатым скотом. Но возникает вопрос: а как же свидетельство Радлова, что у тувинцев основное богатство — крупный рогатый скот, а «стада овец и коз у них меньше»? Не было ли это ошибкой ученого? Нет, конечно. Ведь писал он о тувинцах, живших у озера Кара-Холь, и по ним только мог судить. Видовой состав стаду кочевников во многом зависел от характера пастбищ, а в районе Кара-Холя с его травянистыми долинами условия были лучше для содержания крупного рогатого скота, чем овец и коз. Разумеется, крупный рогатый скот имел важное значение не только для жителей Кара-Холя, но там он, судя по сообщению Радлова, в то время преобладал. Такой скот давал не только мясо, молоко, но и очень нужную кожу. При перекочевке имущество вьючили обычно на волов, а, впрягая их в волокуши, перевозили различные грузы. Были они основной тягловой силой и в земледелии.

Местный крупный рогатый скот, как, впрочем, и мелкий и лошади, был приспособлен к круглогодичному пастбищному содержанию в очень суровых условиях, ведь тувинцы не знали утепленных скотных дворов. Так, например, даже коровы: были покрыты шерстью, причем у них ею было защищено и вымя. Такие животные были выведены степными кочевни­ками в результате не столько искусственного, сколько естест­венного отбора.

Тувинцы Кара-Холя, по словам Радлова, предпочитали ездить верхом на волах, а не на лошадях. Это отмечали и дру­гие путешественники. Например, русский географ Чихачев, побывавший у тувинцев в пограничных с Алтаем районах вер­ховьев реки Алаш в середине прошлого века, с удивлением обнаружил, что некоторые тамошние тувинцы даже на охоту ездили верхом на быках. Его буквально поразила кавалькада всадников, скакавших во весь опор на ревущих быках. Но все это было специфической особенностью лишь здешних тувин­цев. В других местах они все же предпочитали для верховой езды лошадь.

Не могу в связи с этим не вспомнить, как, будучи в районе Кара-Холя сто лет спустя после Радлова, я выступил в мест­ном клубе с лекцией о нем и его встречах с тувинцами этих мест. Все слушали с большим интересом, но, когда я прочитал тот отрывок из дневника Радлова, где говорится, что местные жители предпочитают ездить верхом на волах, неожиданно раздался громкий смех. Во время беседы после лекции я услы­шал решительные возражения на этот счет. Позднее я встре­тился с несколькими пожилыми тувинцами — все они реши­тельно отрицали это свидетельство ученого. И только, разыскав почти столетнюю старушку, я узнал от нее, что в годы ее детства здесь действительно было очень мало лошадей и поч­ти все ездили верхом на волах. Она даже вспомнила, что тогда устраивали в праздники скачки-состязания всадников на волах. Но потом лошадей в хозяйствах стало больше, и постепенно взрослые, особенно те, кто был побогаче, нача­ли передвигаться верхом лишь на лошадях. На волах в Туве ездили только подростки, в особенности во время пастьбы, иногда даже вдвоем на одном животном.

В дореволюционной Туве было очень заметное неравен­ство в собственности на скот. Наряду с богачами, у которых были многие сотни и даже тысячи голов, существовали неиму­щие хозяйства, в которых насчитывалось всего несколько овец и коз. Впрочем, были и вовсе бесскотные семьи. Каза­лось бы, такие хозяйства не только не могли кочевать из-за отсутствия волов для перевозки жилья и имущества, но и вообще погибнуть от голода. Но обычно этого не случа­лось. Бедняки жили, как правило, в аалах своих богатых соро­дичей, работая на них и получая за это вспомоществование, в том числе и возможность вести перекочевки на волах бога­ча.

Нередко богатые скотоводы раздавали свой скот на выпас беднякам, которые получали право его доения, но должны были полностью сохранить поголовье и приплод, что было нелегко в условиях экстенсивного содержания скота. В нача­ле XX в. один из наблюдателей тувинского быта писал, что у тувинцев бедности много везде, хотя на первый взгляд это можно не увидеть. Не видно потому, что зажиточные люди отдают свой скот в пастьбу и в надой бедняку, кому — 1 —2 лошади да 20—30 овечек и коз, кому — корову и т.д. За уход человек пользуется молоком животных, немного перстью, а приплод весь остается собственнику.

  • Саая С.М., НА РТ
Из книги С.И. Вайнштейна «Загадочная Тува», Москва, 2009 г. с. 183-189. Фото из фондов Национального архива Республики Тыва.