Народные астрономические знания тувинцев

Народные астрономические знания тувинцев

Обширные знания накоплены у тувинцев в области народных астрономических знаний. Многие из них в современных условиях кажутся примитивными, неверными. Однако сам факт стремления найти причины небесных явлений, установить взаимосвязь между космическими и земными явлениями имел определенное значение для развития пытливости, любознательности ума.

Наличие собственных названий некоторых небесных тел и звезд говорит о том, что космогонические и астрономические знания имеют глубоко древнее происхождение и, передаваясь от поколения к поколению, служили средствами развития ума, рассказы, в основе которых лежат не религиозные взгляды о происхождении и строении небесных тел. Так, в легенде об Орионе говорится, что три средних обогащали память подрастающего поколения. Например, названия Венеры, у тувинцев такие же, как и у киргизов, хакасов, алтайцев и многих тюркоязычных народов и соответственно (Шолбан, Сылдыс). О таких созвездиях, как Большая Медведица (Чеди-Хаан), Орион (Үш мыйгак), Плеяды (Үгер), Млечный путь (Дээрниң тии) и о ряде других созвездий имеются легенды и мифологические звезды представлены как скачущие от погони маралухи, три звезды в юго-восточной части созвездия «охотничьи собаки; две звезды, расположенные южнее (левее) последних – охотник и его лошадь, а самая высокая звезда созвездия, излучающая красноватый свет, – стрела охотника, пронзившая одну из маралух и покрасневшая от ее крови».

Также у наших предков свои названия им знакомых планет, даже у Солнца (Хүн) и Луны (Ай) помимо общепринятых названий имелись особые. Солнце по-другому называли «Адыяа» либо «Нимаа», Луну «Сумуяа» или «Даваа». Из планет тувинцы хорошо знали Юпитер «Белдир» или «Бимбии» «Санчыр», Сатурн «Эдирээ», «Хыйырак» или «Бурбу», Венера (Шолбан Сылдыс), Меркурий, Марс. Меркурий и Венеру невооруженным взглядом можно увидеть во время рассвета и заката. Наши предки также были осведомлены, что Сатурн обходит Солнце один раз только за 30 лет, а Юпитер за 12 лет.

Стоит отметить, что кочевой уклад жизни тувинцев способствовал развитию народных астрономических знаний. Практически каждый кочевник хорошо знал расположение звезд и созвездий на небе, их движение, время и место появления и заката в разные сезоны года и применял свои астрономические познания на практике. От времени и места их появления на небе определяли погодные изменения, от которых в свою очередь зависела хозяйственная деятельность. Очень важно понять, что для сознания мыслящего субъекта мифически-символическими категориями, не погода влияла на движение звезд, а наоборот, звезды воздействовали на погоду, о чем сегодня могут свидетельствовать множество дошедших до нас народных примет. Например, «Сылдыс четчи берди» (яркость звезд) – созревание растений, теплая погода в летнее время; «сылдыс караа чидий берди» (яркость звезд) в зимнее время – похолодание; «Ай ѳглени берди (вокруг луны появляется темный круг) – похолодание; «Хун кулакталы берди» (венцы вокруг солнца) – сохранение морозной погоды зимой, наилучший исход любого дела и др.

Среди астрономических знаний народа имеются и вполне рациональные, наивно-материалистические представления и взгляды. Например, тувинцы, как и монголы, хакасы, алтайцы и другие народы Полярную звезду считали центром звездного (небесного, верхнего) мира. Называют ее тувинцы Алдын ѳрген (золотой кол). Были попытки, направленные на проверку и истинной достоверности результатов своих наблюдений и выводов. Чтобы убедиться, что Полярная звезда неподвижна относительно других звезд, они по ней прицеливались и убеждались, что «она с мушки не сходит, тогда, как любая другая звезда смещается».

У тувинского народа сложились вполне ясные представления об изменении лунных фаз, наблюдая за которыми они вели счет по лунному календарю. Дети с малых лет получали представления о суточном перемещении звезд. Например, на вопрос «Что такое семь?» предлагался ответ: «Если Чеди-Хаан (Большая Медведица) повернется так, что окажется напротив двери, то наступит утро». Или, если зимой созвездие Плеяд видно через дымовое отверстие юрты, то, говорят, наступила полночь (дүн ортузу). Определенные представления складывались о годичном движении звезд. Үгер (Плеяды) видны только в холодное время года, летом уходят с неба, т.е. догадывались о периодичности их движения. Также тувинцы считали Плеяд хозяином мороза (соок ээзи). С появлением их на небе связывали наступление холодов. Как Плеяды уйдут с неба, говорили тувинцы, наступает теплая пора. Они замечали, «что, если в середине первого зимнего месяца созвездие Плеяд проходили мимо Луны и их в это время не видно простым глазом, значит, зима будет теплая: если же Плеяды в это время и в этом положении хорошо видны, зима будет морозной».

Касательно созвездия Большой Медведицы (БМ) тувинцы угадывали времена года. Если хвост (ручка) ковша направлена на восточную сторону – весна; на южную – лето; на западную – осень, на северную – зима. Очень интересны наблюдения тувинцев касательно Полярной звезды и созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы (ММ). Тувинцы знали, чтобы найти Полярную звезду (ПЗ) надо сначала найти БМ, затем через две крайние правые звезды БМ мысленно провести линию, в конце которой расположена ПЗ, которая в свою очередь находится на хвосте ММ. И тувинцы считали ПЗ неподвижной и вокруг нее, как лошади на привязи двигаются звезды БМ, а ММ является символичной кордой.

          Таким образом, у тувинцев есть собственные названия многих звезд и созвездий, имеются обширные и развернутые знания о расположении звездных светил и связанные со звездами приметы. И стоит отметить, что если земледельческие народы больше всего заботились о судьбе урожая, стремились предугадать характер весны и лета, то жители Центральной Азии, к которым относятся тувинцы, алтайцы, киргизы, буряты, пытались узнать особенности зимы – самого трудного и тяжелого времени для скота – основного источника жизни. Эти знания, взятые в целом, могут быть использованы для прогнозирования погоды и иметь не только историческое, но и практическое значение.

 

 

 

1. Мижит Л.С. Тройственные образы в мифологии и фольклоре тувинцев. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_4/920-mizhit.html#sn13 (Дата обращения: 22.05.2018) 2. Монгуш Б.Б. Истоки двенадцатилетнего животного календаря и его связь с празднованием Шагаа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_25/7782-mongush-bb.html (дата обращения: 25.05.2018) 3. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука,1969. – 203 с. 4. Сат М.С. Шелк невытканный. Рассказы по астрономии. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1995. – 176 с. 5. Танова О.М. Ондар Ч.М. Использование этнокультурных традиций тувинцев при ознакомлении детей с понятием времени //Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г. В 2-х частях. Ч. I. На русс., англ., тув. яз. / Сост. У.Б. Нурзат. Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. – 203 с. 6. Этнопедагогика тувинского народа [Текст] / Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. Кызыл: Изд.-полиграф. отдел «Билиг», 2009. – 212 с.