Обычаи тувинского народа

Обычаи тувинского народа

Существенную часть духовного наследия  тувинского народа составляют  традиции и обычаи, тесно связанные со всеми сферами  его общественной и семейной жизни. Они умеют глубокие генетические истоки, являются  неотъемлемой составной частью духовной культуры народа на разных этапах его исторического развития. Традиции и обычаи  сложились на основе  трудового и жизненного опыта  народа и связаны  с его хозяйственно-культурным укладом,  морально-этическими  нормами и повседневной жизнью. Они создавались веками и обогащались  опытом  предшествующих  поколений.

По мнению исследователей, традиции  ― не  только «передача»  культурного  наследия прошлого, но и исторически  сложившиеся формы поведения  людей во всех  сферах общественной жизни.

Обычай ‒ это традиционно установившиеся правила общественного  поведения.

Тувинский народ, как и другие  народы,  создал  немало  замечательных обычаев, регламентирующих семейную и  общественную жизнь. Передаваясь  из поколения  в поколение  на протяжении столетий,  они играли  исключительно  важную роль в общественно-бытовой  жизни  тувинцев.

Традиции и обычаи  тувинского народа  не были до сих пор  предметом специального  исследования. Некоторые  аспекты этой темы  затрагивались  в трудах  дореволюционных  и современных  ученых,  посвященных  разным проблемам  истории,  этнографии тувинского народа. Между тем, получить  представление  о культуре народа, о  его духовных ценностях, не знаю его традиций  и обычаев, невозможно.

Изучение и возрождение самобытной культуры, традиционных обычаев  и традиций особенно актуально в наши дни, когда происходит  процесс  демократизации общественной жизни  и рост  национального  самосознания народа.

В настоящей статье  делается попытка  рассмотреть  некоторые обычаи,  морально-нравственные  и этические  нормы поведения тувинского народа.

Обычаи гостеприимства – один из  широко распространенных  и лучших обычаев тувинского народа, игравший исключительно  важную роль  в его  общественной и семейной жизни. В нем заложены  общечеловеческие нравственные ценности народа,  основы  общечеловеческих  взаимоотношений не только с родственниками  и близкими,  но и с окружающими людьми. Формировавшийся  на протяжении  многих веков  обычай  гостеприимства  находит  свое отражение  в произведениях  тувинского фольклора.

Прием и угощение любого гостя  или путника,  забота  о нем  и выполнение  его желаний являлись неписаным законом, обязательным для всех. Гостеприимство характерно для всех народов, но не у всех  оно стоит  на первом месте. У тувинцев  гостеприимство  занимает  очень важное место в их  традиционных  обычаях.

«Дореволюционные русские колонисты, ‒ писал  известный ученый – сибировед В.И. Дулов, ‒ в один голос утверждали, что такого  гостеприимства они не встречали  нигде, кроме Тувы.

Прием гостя  проходит по точно выработанным  этикетом  правилам. Например, приветствие гостей сопровождается  рядом благопожеланий.  Войдя в юрту,  гость произносит  приветствие: «Здоровы ли и благополучно ли живете?», Ваше стадо, здоров ли, хорошо ли?».

Принимая в своей юрте гостя, хозяева  также приветствуют его, спрашивают, благополучно ли приехал, справляются  о здоровье, благополучии скота от джута,  хищников  и болезней.

Если гость приехал  в аал или в юрту незаметно, то он давал  понять хозяевам  о своем приходе  и мирных намерениях. Если он имел ружье, то разряжал его  и клал  на потолок юрты,  а нож  с ножнами, который носил  за спиной, снимал  и напоказ опускал вниз.

У тувинцев существовали веками выработанный  повседневный застольный этикет  и церемониал подавания пищи гостям.

Сначала гостя  или путника после взаимного приветствия  и обмена  трубками  угощали кумысом,  хойтпаком или молоком, а затем  предлагали самые вкусные кушанья: чай с молоком,  домашний быштак (сыр), сушеный творог со сметаной, поджаренное толченое  просо, талкан (мука  из поджаренного ячменя) и другие.

Если это почетный гость или просто  уважаемый  человек, вечером  специально  для него  закалывали барана и угощали  ханом (кровяной колбасой) и лучшими  кусками мяса. Самому почетному гостью подается  задняя часть  барана  с хвостовой  частью (ужа)  и кость  задней ноги (чода).  Они должны  подаваться  концом курдюка   гостью. Гость,  поев немного, отрезал  небольшие  куски мяса  и раздавал   всем  присутствующим. Следующими  по значению и степени  гостю подавали  грудную гость (төш), остальным ‒ лопатку и другие  куски бараньей туши.

Старших и уважаемых  гостей  угощали  также  молочной  водкой-аракой.

После угощения мясом гостям  в обязательном порядке  подавали суп или бульон. Так было  принято испокон  веков.

Гости, в свою очередь, особенно  родственники и знакомые, приезжали  с подарками. «Тувинец, ― писал  русский  исследователь Е. Яковлев, ― не поедет к родственнику без хотя бы маленького  кошеля с растолченным зерном в подарок». В день отъезда гостей устраивали  прощальное  угощение,  вручали им подарок  и снабжали  их путевым довольствием. Было строго  запрещено возвращать хозяину пустую сумку или посуду. В них обязательно клали что-нибудь съестное или подарок. Это был ответный  дар как составная  часть ритуала  гостеприимства.

Обычай взаимопомощи играл важную роль  в трудовой  деятельности тувинцев. Взаимная выручка, чувство необходимости помощь людям, в частности соседу, одно аальцу, являлись  неотъемлемой чертой  характера тувинцев. К взаимопомощи  прибегали  в затруднительных  случаях,  связанных в перекочевкой,  обработкой шерсти и изготовлением войлока, уборкой урожая  и др. Тувинцы также  выручали друг друга  в беде,  оказывали  взаимопомощь  всем нуждающимся  в действительной  поддержке, в том числе  старым,  больным и сиротам. Помощь оказывали  бескорыстно  и честно, не принимая  во внимание ни  родства, не  своих личных  интересов. Вся жизнь и хозяйственная деятельность аальной общины  также основывалась на принципах взаимопомощи. Жители аала, аальной общины оказывали друг другу помощь  в различных работах, пастьбе  скота и в проведении  праздников  и обрядов. Все это, несомненно, способствовало формированию  коллективистских  норм и принципов  во взаимоотношениях  между людьми.

Эти виды взаимопомощи широко использовались  феодалами и баями  для эксплуатации  трудовых аратов. Такие тяжелые работы, как катание  войлока,  уборка урожая,  перекочевки и другие,  ложились главным образом  на плечи  бедных сородичей. Однако в отдельных случаях и богатым  приходилось помогать беднякам. Как сообщает Е. Яковлев, «тувинец не может быть  голоден, если рядом  другой сыт; в период  голодовок  богачам  приходится  голодать так же,  как и беднякам, так как если  один заколол барана,  то идут  есть его все. Богач, который не поможет  бедняку в сильной нужде, в случае  жалобы  бедняка  будет  принужден  к штрафу, как за нанесение  этим  убытку  обществу. Бедняк, самовольно захвативший в таком случае скот  богача  для утопления голода,  считается  правым  даже в случае  поимки с поличным.

Любовь к детям. Рождение ребенка  в тувинской семье  было  очень важным  и радостным  событием. По  представлениям  тувинцев, главное  счастье  человека, его богатство ― это дети,  продолжатели его рода.

Как отмечает Е. Яковлев, «рождение  ребенка ― большой  праздник, самый  последний  бедняк  гордится, если  у него  полна  юрта ребят». Ф. Кон пишет:

«Тувинцы страшно любят детей, и много детей считалось чуть ли не «божьей благодатью». Многодетным семьям  оказывались почтение и уважение  членов  общества. Бездетные  считались  неполноценной и рассматривалась ка грешница. Поэтому бездетные  семьи  усыновляли детей родственников, особенно мальчиков.

В связи с рождением ребенка  устраивают  пиршество ― «той». «Благополучное рождение ребенка, ― пишет  Г. Е. Грумм-Гржимайло, ― обязательный повод для созыва  родственников и знакомых на «той» ― празднество, в котором  участвуют  только женщины, из мужчин ― ближайшие  родственники и которое  сводится, главным образом,  к изобильной  трапезе, после которой девушки иногда  затевают  игры и хоровое  пение под аккомпанемент одного  или двух  инструментов.

Тувинцы почти не практиковали  искусственное кормление  ребенка. Материнское  молоко считалось самым питательным  и полезным для  нормального роста ребенка.  Кормили детей до тех пор, пока не исчезнет молоко  в груди  матери, т.е. до 4-5 лет. Большое значение придавали  закаливанию организма ребенка и воспитанию его  с малых лет. Для детей делали различные виды игрушек. Воспитанием  детей  в семье  занимались  не только  родители, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. Уже с раннего возраста дети в кругу  семьи слушали  песни и сказки, рассказы взрослых, которые имели  большое воспитательное  и познавательное  значение. Детей с малых лет  готовили к жизни, к труду.

Дети должны  были обрести  все накопленные  родителями  умение, мудрость и жизненный опыт  и применять их на практике. В 12-14  лет  дети уже становились  помощниками  родителей. Девочки  с малых лет, как и мальчики, пасут скот, приучаются вести домашнее хозяйство.

Мать учит  девочек шить, кроить одежду и обувь, выделывать шкуру, готовить еду. Мальчики с 12-летнего возраста  ― помощники отца. К 15-16  годам  юноши и девушки  были вполне  подготовлены  к самостоятельному ведению хозяйства.

Но менее важное  значение  придавалось нравственному  воспитанию: уважение к старшим, скромности и честности. Уважительное отношение  к старшим  было одним  из важнейших принципов общежития. Существовала  веками  выработанная  этика взаимоотношений  старшего поколения  к младшим. С малых лет  дети  приучались  уважать старших, быть приветливыми, вежливыми с ними. В присутствии старших  младшим строго  запрещено  было вести  себя развязно, разговаривать с ними повышенным тоном.

Дети, обращаясь к родителям и другим  членам семьи, не называли  их по имени, а использовали термины родства: папа, мама, брат, сестра, дядя и др.

При обращении к старшим  по возрасту  употребляли  термин акым и угбам (брат и сестра), хотя эти лица не являются  родственниками. Это признак  более вежливой и почтительной  формы обращения. Согласно  общепринятому  этикету, молодые люди почти  до 30-35-летнего  возраста не только  не курили, но и не употребляли алкогольных напитков. Это считалось  неприличным  и ненужным. Для представителей  старшего поколения были характерны  строгая манера  держаться,  при любых ситуациях жизни и умение вести  разговор  в правильном тоне.

Уважение к женщине. Женщина в дореволюционной Туве занимала  неравноправное  положение  по сравнению с мужчинами  в общественной жизни, и основная  тяжесть  домашних работ  лежала  на ее плечах. Такое положение  объяснялось  господствовавшим в тувинской семье  патриархальным укладом. Вместе с тем  в семейно-бытовой  сфере авторитет  тувинской женщины  был велик. Согласно  общепринятым правилам,  морально-этическим нормам поведения тувинцев, к женщине  относились с уважением и заботой. Это проявлялось в разных сферах семейной жизни.

Долгом каждого  мужчины было помогать женщине  в беде, оберегать ее,  выполнять  ее просьбы. Женщине принадлежала  главная роль в ведении  домашних дел, в распоряжении  домашним хозяйством. Многие  вопросы  семейных отношений, особенно  в воспитании детей,  являлись  прерогативой женщины. На женщину  никто  не имел право поднять  руку, оскорбить и обидеть  ее. Тот, кто обижал  женщину,  покрывал себя позором и заслужил  презрения. Если кто-нибудь  из мужчин поступил грубо  по отношению к женщине, то говорили: «Женщина  неприкосновенна. Для него  нет ничего святого,  он даже  женщину  бьет». Побои по отношению  к жене почти  всегда  вели  к разводу.

Обычай «ужа». Это один из древнейших обычаев, истоки которого  восходят к отдаленному  прошлому и связаны  с коллективной  охотой и распределением добычи между ее участниками.  Поэтому он главным  образом распространен  среди охотников.  О существовании  этого обычая  писали  русские ученые и путешественники, посетившие Туву до начала XX в. Согласно этому обычаю, все добытое на охоте не только  делилось  между участниками, но и  выделялось  встречным  и случайным людям. «Находка, убитая добыча  (кроме пушнины), добыча  воровского  промысла, ― писал Е. К. Яковлев, ― составляет принадлежность лица или лиц, затративших известную долю труда. Но если случайный встречный, или человек,  не принимавший  участия, подойдет и  скажет «ужа», то добыча  поступает целиком или значительной  частью в пользование  этого случайного встречного.

По словам наших информаторов, среди тоджинцев,  основным занятием  которых была охота, этот обычай распространился более широко, чем у тувинцев-скотоводов центральных и западных районов. Если тоджинец-охотник убивает соболя  или белку  и в этот  момент к нему  проходит другой охотник, то первый обязан отдать подошедшему свою добычу. Причем делается это без всякого  сожаления.

Обычай «ужа» означал: «поделись со мной  правом на участие в охоте». Отказа в этом быть не могло. Но что в высшей  степени  характерно: охотник, к которому  обратились с предложением «ужа», обязан продолжить охоту, хотя участие в ней  считал  для себя невыгодным. Нарушение этого обычая наказываются.
        Описанный выше древний  обычай «ужа», связанный  с древними  формами общинно-родового быта, в течение длительного  времени  имел свое практическое значение. Однако здесь  не стоит сильно  преувеличивать роль родовых пережитков, т. к. добыча делится не только между  родственниками и близкими, но между  всеми остальными. Только кожа и рога  убитого зверя остаются у того, кто его убил.

Как пишет Е. К. Яковлев, «у охотников,  не составляющих  артель, мясо  составляет  общую собственность: если пули  двух охотников  попали в зверя (дааштай адар)… при загонах на лося, косулю, сайгаков и пр., мясо делится между всеми: загонщикам ― шкуры, рога ― стрелявшему». По данному обычаю «ужа», коллективное распределение  добычи  имело  положительное  значение  и представляло собой один  из признаков гостеприимства.

В настоящее время этот древний обычай претерпел определенную  трансформацию.

Почитание старших. Строго соблюдавшимся  правилом  поведения  у тувинцев  являлось  уважение и почитание  старших. Обычай этот, как многовековой  традиционный институт, формировал  у молодежи  трудолюбие, традиционные  правила и  нормы поведения в семейном, хозяйственном и общественном быту. Умудренные трудовым и жизненным опытом люди старшего поколения были настоящими  наставниками детей, подростков и молодежи в семье, аале и обществе, делились с ними знаниями, опытом, практической мудростью. Они показывали молодым личный пример  трудолюбия, честности и скромности в повседневной жизни. Молодые  люди, в свою очередь, с ранних лет перенимали у старших  жизненный и трудовой опыт и другие лучшие качества.

Дети с раннего возраста  в кругу семьи слушали песни,  сказки, пословицы и поговорки  народных сказителей,  которые оказывали   сильное  эмоциональное  и воспитательное  воздействие на формирование их как личностей.

Дети и подростки соблюдали  общепринятый  этикет  обращения и уважения  к старшим. Недопустимы  были в присутствии  старших развязность, вмешательство в их разговоры, если только к ним обращались  сами взрослые.

Дети, подростки и молодые люди  уважали  и слушались  не только  родителей и родственников, но и всех старших без исключения.

Подводя некоторые итоги выше изложенному,  следует отметить,  что традиционные обычаи тувинского народа как ценностные  установки  нравственно-этических норм поведения людей имеют  большое воспитательное и познавательное значение и в  наши дни.

 

  • Информацию подготовила главный библиограф Куулар Аржаана Болатовна
Маннай-оол, М. Х. Обычаи тувинского народа / М. Х. Маннай-оол – Текст: непосредственный // Ученые записки / отв. ред. В. Д. Март-оол; Тув-й ин-т гуманит. исс-й. – Кызыл, 2002. – Вып. XIX. – С. 52-60.