Освящение родника

Освящение родника

Национальный архив Республики Тыва в рамках Года народной сплоченности продолжает цикл статей и публикаций на тувинском и русском языках под рубрикой «Мудрость народа», где будет знакомить с традициями, верованиями и обычаями всех народов республики.

Есть девять освящений, которые тувинцы высоко ценят веками.

ОСВЯЩЕНИЕ РОДНИКА. Суг бажын дагыыры

Наши древние предки оставили нам свои священные наказы по охране окружающей среде. Охрану природы они считали священным делом каждого человека. К сожалению, в последние годы, в результате сплошной вырубки леса стали высыхать многие речки, некоторые - до дна, пропадает рыба.

Освящение родника имеет свое значение и назначение. Есть строгие правила его проведения. Воду родника, которую освящали, тувинцы считают самой святой, а место, где протекает родник, священным. Тувинцы-скотоводы, полностью зависящие от воды, свято оберегали места выхода ручьев. Если это источник лечебный (минеральный, радоновый и т.д.), то его называли аржааном. Особенность аржаанов в том, что их водой лечатся не только физически, но и духовно. Человек после лечения в аржаане чувствует себя физически здоровым и духовно здоровым. Окрестности аржаана также считаются священными. К началу источника не допускают никого, даже перешагнуть через родник аржаана считается грехом, бросание мусора и грязи в аржаан - тем более. К территории аржаана не допускается домашний скот. Вблизи аржаана не разрешается ломать ветви деревьев и срывать с них листья, а также косить траву. Поклонение аржаану проводили один раз в год, летом при открытии сезона аржаана.

Истоки рек (суг-бажы), источники (аржаан), роднички, вытекающие из-под земли, почитались обычно многими тувинцами в индивидуальном порядке. У родника поджигали курильницу на верхушке деревянной жерди, другой конец которой был вбит в землю; на ней закрепляют чаламалар - ленточки цветной ткани. Во время обряда освящения родника приносили символическую жертву - козу, которую в дальнейшем имеет право доить одна хозяйка. На рогах козы завязывали белые и синие ленточки. Мужчинам запрещалось трогать её даже пальцем. Только когда коза умирала естественной смертью, козлят от неё можно было резать на мясо.

  • Р.Д. Кама, Нацархив РТ
Девять освящений. - Кенин-Лопсан М.Б. — Текст: непосредственный. - Традиционная культура тувинцев. —Тувинское книжное издательство. - Кызыл - 2006. — стр. 90-113.