Дошка - загадочный узел

Дошка - загадочный узел

  Это самый древний «вечный узел». Он известен в искусстве всех народов Европы и Азии.  Орнамент «узла счастья» был распространен у народов в Центральной Азии – это монголы, буряты, калмыки, тувинцы и хакасы. Монголы орнаментом «узла счастья» украшали стремена, замки и войлочные чулки. Забайкальские буряты украшали берестяные или деревянные табакерки, мужскую и женскую обувь и рукавицы, калмыки – мужские пояса и металлическую посуду, тувинцы – кожаные сумки на лошади (таалын).

  Узлы научились плести в глубокой древности, они были найдены при раскопках египетских гробниц. Многие узлы не сохранились, потому что они плелись из растений травы, веревок.

   У тувинцев, так же как у других центрально-азиатских народов, ранее были очень популярны различные изделия, выполненные методом плетения из кожи, металла, шнура, волос, шерсти. Это веревки, сбруи, пояса, пуговицы, навершня для шапки и другое. Из всех бытовавших узлов, плетений наиболее загадочным является навершие к тувинским головным уборам «дошка».

  Дошка – это плетеный из круглого шнура узел округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу (рис.1). Дошка, плетеная из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно 1см в диаметре) и используется в качестве пуговицы (рис.2).

  Дошка – не только узел. Это ещё символ счастья, так как дошка – это узловой вариант тувинского узора «өлчей удазыны» (в переводе – нить счастья, рис.3). В этом можно убедиться, развернув узел плоскости (рис.4).

  Да и каждый мастер, изготавливающий этот шарик, наверное, отмечал сходство сплетаемого узла с узором «нить счастья». Этот узор иначе называют «бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами, вечность жизни.

 Особая отличительная черта дошка: этот узорчатый узел имеет 9 узловых бугорок, который означает священное число для тувинского народа – 9 (девять).  С этим числом связан быт и верование тувинского народа:

  1. «тос карак»(девятиглазка) обрядовая ложка;
  2. «девять Аржаанов» (источников);
  3. «девять сокровищ»;

     4.«девять пыток»;

     5.«девять освящений»;

     6.«девять трудностей»;

     7.«девять  верований»;

  1. «девять таёжных хребтов»;
  2. «девять видов домашних животных».       

  В  «дошка» может вноситься в религиозно-философский смысл. Согласно буддийской символике, пришедшей в Туву из Тибета, узор «шриватса» (название дано на санкритском языке), аналогичный тувинскому узору «нить счастья», означает бесконечную любовь ко всем живым существам.

  Очевидно, что дошка в одежде становится благопожеланием носителю одежды счастья, долгой, благополучной жизни.

  «Дошка» делали не только в виде пуговицы. С давних пор живет традиция украшать макушку головных уборов красным «дошка». Как навершие шапки, он имел размер более крупный, чем пуговица. Для этого навершия не существовала возрастных и социальных ограничений. Исключение представляли состоящие на государственной службе феодалы, которые венчали головные уборы шариками из драгоценных и полудрагоценных камней (чиңзе) в зависимости от чина.

    В обычные дни надеть шапку без «дошка», в торжественных случаях – шапку с «дошка». Поэтому бедные араты в феодальное время не имевшие выбора в праздничных и повседневных головных уборах, к шапке «калбак борт» в дни торжеств  прикрепляли сзади две красной ленты, к верхушке пришивали плетенную из красной ткани шишечку.

   Есть сведения, что дошка – символ трехлепесткового пламени, олицетворяющий единство трех поколений: прошлого, настоящего, будущего. А начало силы этого единства в духовной мудрости и силе родителей. Поэтому, когда алтарь мысленно переносится на макушку головы, туда же переносятся образы отца и матери. Исходя из этого, можно заключить, что дошка – навершие – дополняется символами духовного наставника, родителей и предков. И становится символом со множеством значений: счастья, долголетия, любви ко всем живым существам, почитания родителей, предков, наставника, преемственности поколений.

   Наиболее состоятельные люди обшивали «дошка» бисером, которым покрывали навершие полностью. Для этого использовали коралловый бисер и другие природные камни: бирюза, жемчуг и др.

   В начале ХХ века перестали иметь силу ханские, княжеские и чиновничьи знаки различия на головных уборах: крупные шарики из серебра, меди, драгоценных и полудрагоценных камней – рубина, бирюзы, коралла, хрусталя. Теперь они легко замеяются узлом дошка из ткани разного цвета: красного, зеленого, белого, серебристого и так далее.

  При изготовлении дошка-навершия многие мастера стараются соблюсти следующие пропорции верхний выступ (рис. 5 а) по высоте должен быть равен половине высоты округлой части (рис. 5.б). Считается, что если выступ сделать длиннее, то обнаружится диспропорция, нарушится гармония.       

Технология плетения узла «Дошка»

  Чтобы изготовить идеальный образ «дошка», необходимо знать его пропорции, и разбить на три части «дошка».

  Первое деление:

  • Обвить вокруг указательного пальца один конец шнура по часовому направлению.
  • Второй конец шнура обвить вокруг большого пальца по часовому направлению,
    левый конец направить на конец первого шнура.
  • Этот же конец вытянуть через полукруг на указательном пальце, протянуть в левую сторону.
  • Два конца шнура постепенно вытягивать  в противоположные стороны.
  • Определить центр полученного узора счастья, так как в этот центр будет направлен большой палец.

 Второе деление:

  • Переворачивать  узел. Определить верхушечку – навершие «дошка» указательным пальцем и не терять его  из виду.
  • Аналогично, определить надо правую сторону навершия. Пропустить конец второго шнура вниз.
  • Вытягивать умеренно навершие и два конца в противоположные стороны. Следить, чтобы бугорки были ровными.

 Третье  деление:

  • Оплести длинным концом шнура вокруг другого один раз.
  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
1. Сиянбиль, М. Дошка – загадочный узел / М. Сиянбиль // Башкы. – 2001. – № 3. – С. 83-84.