Созидатели Советской Тувы

Созидатели Советской Тувы

Из воспоминаний Саяны Смирновой - внучки Салчака Калбакхорековича Тока и Хертек Амырбитовны Анчимаа-Тока:

«Мой дед – Салчак Калбакхорекович Тока, моя бабушка – Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока. Легенды, руководители, принявшие самое активное участие в том, чтобы Тува стала маленькой, но достойной частью большой и великой страны. И сейчас, очень уже взрослая, я понимаю, что это не просто слова, это не миф. Это реальные их достижения. Это их смысл жизни был – отдать себя своей Родине, своей Туве. Часть этой бесконечной и беззаветной любви к Родине они передали своим детям и внукам. Мне передали. Ведь настоящая любовь к Родине делает человека лучше и сильнее. И они в этом смысле сделали меня и лучше, и сильнее, и я говорю им спасибо за это.

Сейчас я живу далеко-далеко, в Австралии, но Тува присутствует почти везде в моем доме – в книгах, в агальматолитовых шедеврах от тувинских камнерезов, в артыше, который долго-долго хранится у меня, еще со времен тувинской поездки 2017 года. Иногда я достаю его, поджигаю и сразу тушу, как научила меня бабушка, и дым его напоминает мне о детстве. Я давно уехала из Тувы, еще ребенком, и заслуга моей бабушки в том, что каждый раз, когда я слышу что-то о Туве, я улыбаюсь и сердце наполняется теплотой. Она каким-то необъяснимым образом сумела передать мне, давно живущей за пределами Тувы, особенную «звенящую» нежность и любовь к этому краю.

Я решила написать две маленьких главы о двух главных моих тувинских предках, важных для моего становления и формирования, о людях, которые преподали мне (без чтения нотаций и лекций, а показывая личным примером) главные уроки.

ТОКА
Его не стало тогда, когда я была маленькой девочкой, слишком маленькой для того, чтобы не понимать его больших дел большого начальника, но достаточно взрослой, чтобы запомнить его живым, не мифическим, и удержать в своей памяти несколько особенных моментов, которые помнятся мне спустя почти 50 лет после его смерти. И эти моменты «воспитали» меня.

Одни из них – из самого раннего детства. Однажды, в 1970 или в 1971 году, в очередное воскресенье мы поехали с бабушкой и дедушкой на станцию Тайга, кататься на лыжах. Я очень не любила одни маленький трамплинчик, старалась его обходить, никто по этому поводу особо не волновался – Саяна маленькая, пусть делает так, как ей комфортно, потом научится преодолевать препятствия. Никто, кроме дедушки. В очередной раз перед неприятным для меня препятствием я «свернула влево» и…услышала голос деда, он говорил с болью в голосе: «Саянушка, я упал, сломал ногу, наверное, беги, зови скорее бабушку на помощь!».

Я решила просто ускорить шаг, но он сказал: «Через трамплин быстрее будет». И я, закрыв глаза, подумала: «Надо! Надо преодолеть этот жуткий трамплин, через страх, но надо преодолеть! Для того, чтобы помочь дедушке, тому, кто мне дорог!». Через несколько минут я вернулась с помощью, но дед давно уже катался где-то вдалеке. Обида моя была страшной тогда, но сейчас я сижу и улыбаюсь, потому что обида ушла, а благодарность осталась…

Каждый раз, когда надо было преодолевать себя, свою лень, свои страхи, я вспоминала то снежное зимнее утро и тот урок. Дед был моим первым учителем, и я очень жалею, что расставание наше с ним произошло очень давно. Как хотела бы я с ним поговорить! Не как ребенок с добрым дедушкой, а как взрослая с взрослым и умудрённым человеком, поспорить, может быть. У меня в комнате висит большой дедушкин портрет, иногда я смотрю на него и мне радостно, что он был в моей жизни, и что даже маленькую, но учил чему-то нужному и доброму».