Хореографическое искусство Тувы 1950-60 гг. XX в.

Хореографическое искусство Тувы 1950-60 гг. XX в.

Серьезного исторического исследования по этой теме на сегодняшний день не проводилось, есть лишь несколько статей, написанных в основном на основе личных воспоминаний информаторов: книга «Школа тувинского танца Анатолия Шатина», немногочисленные газетные публикации. Архивные документы так разрознены, противоречивы и мало информативны, что при их изучении, вместо ясности возникает еще больше вопросов.

За большим юбилеем вхождения Республики в состав России, совсем незаметной датой прошло 70-летие создания первого сценического тувинского танца. Впрочем, дата эта весьма относительна, как и название первого танца, поставленного А. В. Шатиным. Но так уж случилось, что именно 1944 год – год, когда впервые на тувинской сцене был показан танец «Звенящая нежность», считается точкой отсчета возникновения тувинского профессионального хореографического искусства. Профессионального, потому что исполнителями были не участники художественной самодеятельности, а учащиеся балетной группы театрального училища, т.е. получившие хореографическое образование.

Сегодня начальное хореографическое образование можно получить во всех ДШИ Республики, а затем продолжить его в Кызылском колледже искусств или в высших учебных заведениях за пределами республики. Хореографию практически во всех ее видах можно изучать в Детской хореографической школе г. Кызыла, на отделениях хореографии в ДШИ им. Нади Рушевой, РОМХШИ им. Р. Д. Кенденбиля.

Первое упоминание о танце, как учебной дисциплине мы можем найти в учебном плане на 1941-1942 гг. 2-х годичного театрального отделения Кызылского учебного комбината. Среди специальных дисциплин, таких как вокал, струнные инструменты, устная речь присутствует предмет «танец» (tanzь). В графе, где указаны учителя, написано, что занятия проводят преподаватели из театра (teatьrdan).

При этом в отчете директора учебного комбината от 25.02.1941 г. указано, что при комбинате действуют 12 кружков: хоровой, струнный, рисования, авиамодельный, рукоделия, литературный, физкультурный, танцевальный и другие, где занимаются в общей сложности 288 человек. Из этого следует, что еще до приезда А. Шатина учащиеся театрального отделения занимались танцами как учебной дисциплиной. Возможно, что предмет вел И. Исполнев, который преподавал театральные дисциплины. В 1943 году начинаются занятия в театрально-музыкальном училище, где открывается четыре отделения: драматическое, хореографическое, вокальное, оркестровое.

С приездом А. В. Шатина начинается становление профессиональной тувинской хореографии. В 1945 г. Шатин уезжает, а в 1949 г. театр сокращает балетную труппу. В 1950 г. организуется Концертно-эстрадное бюро (КЭБ) и Дом народного творчества. С этого времени основную работу по развитию хореографического искусства проводил вначале областной, а затем Республиканский Дом Народного Творчества.

В марте 1954 года для участия во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности выезжает группа участников в Москву. Руководителем группы был назначен М. М. Мунзук. Хореографическое творчество на этом смотре представляли: Николай Кысыгбай, Екатерина Кыдай, Сайхо Монгуш.

В целом, 50-е годы можно охарактеризовать, как годы развития художественной самодеятельности. Практически во всех районных и городских ДК действовали танцевальные кружки. По хореографии проводились семинары-практикумы, планировались издания методической литературы по хореографии. Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности как городского, так и республиканского значения. Тем не менее, вся эта работа не давала плодотворных результатов, так как сказывалось отсутствие квалифицированных кадров. И лишь в 1958 году в годовом плане работы Областного управления культуры появляется пункт под № 20, где указано о проведении подбора учащихся для обучения в специальных учебных заведениях за пределами республики.

Таким образом, осенью 1958 года группа ребятишек из Тувы выехала на учебу во Фрунзенское музыкально- хореографическое училище. Ребята ехали не просто заниматься танцем, а изучать искусство хореографии. Прежде чем они вернутся в Туву дипломированными специалистами, пройдет еще шесть лет. За это время пройдет немало изменений в культурной жизни республики.

В 1959 году произойдет слияние КЭБа и национального драматического театра. Театр получит статус музыкально-драматического и будет открыт набор в балетную труппу театра. В 1960 году будет создан Городской ансамбль песни и пляски, в этом же году откроет свои двери Кызылское музыкальное училище.

Одним из самых значимых для развития тувинского хореографического искусства будет 1964 год. В этом году вернутся в республику первые профессиональные дипломированные артисты балета, в музыкальном училище откроется клубное отделение, распахнет свои двери и первая городская 3-х годичная детская балетная студия, организуется народный «Театр юного зрителя». Так, спустя 19 лет в Туве учащиеся вновь станут получать хореографическое образование. 

  • Т. Г. Ондар
Культура Тувы: прошлое и настоящее,  2021 - №4 – с. 10-12.