Вагоны заменили артистам дом...

Вагоны заменили артистам дом...

После принятия программы ансамбля Госкомиссией пришло известие: ансамблю «Саяны» выдали лицензию на гастрольную деятельность и по плану Росконцерта ансамбль выезжает на гастроли по городам Волги и Урала. Это известие обрадовало, но и насторожило артистов. Это были первые большие гастроли. И каждый понимал, насколько это серьезно – пропагандировать национальное тувинское искусство,  показать зрителям больших промышленных городов Волги и Урала свою программу!

Прежде чем отправиться на гастроли, ансамбль еще раз выступил в Кызыле и  получил положительную оценку зрителей. 13 ноября 1971 года коллектив «Саян» выехал из Кызыла на автобусах до Абакана. В Абакане было выделено два железнодорожных вагона-купе. В коллективе семейных пар было немного, поэтому в первом вагоне поселились женщины, а во втором – мужчины и семейные пары. Эти вагоны заменили артистам дом на два месяца! Для них это было событие! Ведь многие впервые увидели поезд, не говоря о том, что в вагонах предстояло и жить. Так что в первую ночь всем было не до сна. Какой восторг был в глазах артистов, когда поезд шел по мосту через Волгу – великую Волгу, воспетую многими поэтами и композиторами! Буквально допрашивали проводников вагона – какая ширина моста и реки, какая длина, сколько тонн может выдержать мост, когда он построен, кем  – всё хотелось  знать.

Артисты жили в вагонах. Когда приезжали в какой-нибудь город, где должны были работать, вагоны загоняли в тупик и отцепляли. Обычно после концерта артистов привозили до вокзала. Дальше они сами искали тупик, где стоял их вагоны. Перед тем, как укладываться спать, все обменивались впечатлениями. А утром просыпались уже в другом городе. За ночь их перевозили туда, где у них, согласно плану, должен быть следующий концерт. Очень часто в отцепленные вагоны не давали свет, порой не было воды, не то чтобы постираться, а даже умыться. Поэтому приезжая в новое место, первым делом артисты ансамбля искали баню и прачечную. Отмывались, отстирывались и так  – до следующего города. Случалось, и такое: умывшись на вокзале, они прибегали и не находили свой дом-вагон! Оказывается, его загнали в другой тупик…

Гастроли продолжались два месяца. Ульяновск. Поселили их в шикарную гостиницу «Венец» недалеко от мемориала В.И. Ленину. Первые концерты состоялись в городе Мелекес, в ста километрах от Ульяновска, в шикарном Дворце культуры Института атомного реактора и в ДК «Текстильщик». Залы были полными! А главная радость – зрителям было интересно! Было ощущение, что, не смотря на языковой барьер, им все было понятно! А от их долгих и бурных аплодисментов приятно кружилась голова. Назавтра артистов ансамбля повели на экскурсию в мемориальный комплекс-музей В. И. Ленина. Одно дело читать об этом. Другое дело – это все видеть своими глазами: дом, где В. И. Ленин родился, рос, гимназия, дворы, где он бегал ... Все слушали, молча, широко открыв глаза. Да, в то время эта тема была актуальной и артисты, как дети той эпохи, внимали словам экскурсовода.

На второй день концерт состоялся в молодом городе Нижнекамске. Работали в концертном зале училища искусств на 600 мест. После концерта студенты долго не отпускали артистов, их интересовали национальные инструменты, их звучание, лад, история возникновения. Устроили буквально допрос горловику Владимиру Сояну. Как? Почему? Откуда?… Заглядывали буквально в рот, никак не верили, что он поет горлом. Зрителям очень понравился «Танец с барабанами» в постановке Хусейна Альмухаметова, с удовольствием слушали песни в исполнении Надежды Куулар. Почти каждый номер вызывали на «бис». Конечно, в то время ни одна филармония не рисковала провалить гастроли или пропустить хоть один концерт.

Существовал план Росконцерта, и ансамбль должен выполнить его в обязательном порядке. Не всегда бывали полные залы, порой ансамбль работал там, где сидело двадцать-тридцать человек. Концерты были гарантированы, и они проходили в любом случае. Бывало и такое, что их встречали порой с некоторым пренебрежением, как говорят, «холодно», но после концерта отношение становилось совсем другим. Живя в вагонах, ансамбль внутри коллектива вел и «общественную» работу. Разбирались с нарушителями трудовой дисциплины, вели воспитательную работу и с теми, кто работает не в полную силу, даже выпускали «стенную газету». Дружно и весело, с выдумкой и юмором все вместе праздновали праздники и дни рождения. Жизнь кипела! Но чем дальше ехали, тем чаще велись разговоры о доме.

Ансамбль побывал в рамках этих гастролей в Кирове, Перми, Челябинске, Свердловске. Работали в центральных залах столиц Башкирии, Удмуртии, Татарстана. В конце ноября – начале  декабря 1971 года обслуживали Кукморский и Агрызский районы Татарской АССР. Выступали в колхозных клубах, домах культуры, на железнодорожных станциях. В свободное от концертов время коллектив знакомился с достопримечательностями городов. Интересными были встречи с ансамблем песни и танца Башкирии и Удмуртии. И те, и другие артисты интересовались бытом тувинского народа, природой, языком, но больше было вопросов, касающиеся искусства, национальных инструментов, танцев и, конечно же, все проявляли большой интерес к горловому пению. Не только личные впечатления, но мнения и пожелания зрителей легли под перо журналиста из Уфы А. Зиновьева, вырезку с его материалом в одном из СМИ Башкирии ветераны «Саян» сохранили. 

Вот этот текст: «Своеобразие этой респуб­лики, что находится в самом центре Азии, раскинувшись у седых хребтов Саян, где па­сутся верблюды, бродят дол­гогривые горные яки и оле­ни, – почувствовать можно, и не бывая в самой Туве. Красоту ее природы, черты национального харак­тера тувинцев, их обычаи, нравы, историю и культуру можно понять, побывав на концерте тувинского государ­ственного ансамбля «Саяны», гастролирующего в нашей республике.     

Ведь в чем, как не в песне и танце, лучше всего выра­жается душа народа! Народ­ные песни и танцы, испол­ненные ансамблем, напевы на старинном музыкальном ин­струменте хомусе, совершен­но неповторимое тувинское классическое горловое пение, звучание древней чанзы – все это донесло до зрителей характер народа мужествен­ного, талантливого и трудо­любивого.     

Причем, отдельные элемен­ты танцев, отраженные в них обычаи тувинцев, при всей их оригинальности в целом, в чем-то сродни с башкирским. Вот, скажем, танец «Наездни­ки». Лихая скачка на сцене напомнила нам аналогичные танцы башкирских джигитов. А сцена народного праздника тувинцев – Наадыма – разве не напоминает наши хореографические композиции на тему Сабантуя? На Наадыме очень популярна националь­ная борьба хуреш. Мы видим эту борьбу, очень выразитель­но запечатленную в танце, в котором борцы пара за па­рой состязаются в силе, лов­кости, мастерстве, а зрители на сцене и в зале охают и ахают на каждый бросок и трюк.     

Танец оленеводов. Он прост по рисунку, как внешне прост труд тех, кто кочует по гор­ной тундре со стадами оле­ней. Но как в труде, повсед­невном и неброском, заклю­чена поэзия и мудрость, так и в непритязательном,  на первый взгляд,  танце, воспевающем этот труд, есть своеобразная красота и лиричность. Такому впечатлению способствует ма­стерство и обаяние Евгении Салчак, занятой также в тан­це «Звенящая нежность».     

Большое впечатление остав­ляет тувинское классическое горловое пение (солист В. Соян). 3адушевно исполнила ту­винские народные песни «Бай-ла хемчим» и «Ушкаш келийн» артистка Н. Куулар. Хороши тувинские частушки в исполнении Н. Монгуша, В.Сояна и С.Хулер-оола. Немало апло­дисментов досталось на долю мужской вокальной группы ансамбля, исполнившей нес­колько современных песен.    

Ансамбль продемонстрировал свое восприятие и трак­товку песен и танцев дру­гих народов. Отмечено тон­ким проникновением в на­циональный колорит исполне­ние украинских народных пе­сен «Ой, чей-то конь стоит», «И шумит, и гудит», русской народной «А я по лугу», пляс­ки «Барыня».      Ансамбль еще очень молод. Ему всего третий год. Его художественный руководитель и главный дирижер – Заслу­женный работник культуры Тувинской АССР Роберт Лес­ников организовал его на ба­зе самодеятельного коллекти­ва при Тувинской культпросветшколе.     

Музыку многих танцев и песен ансамбля написал его музыкальный руководитель – Заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист Тувинской АССР Алексей Чыргал-оол.    Тепло встретили выступле­ние тувинского ансамбля уфимские зрители, которые были покорены самобытным, древним и молодым искусст­вом братского народа. Мно­гие номера исполнялись на бис. И было досадно, что из-за весьма скромной рекламы ансамбля его посмотрели да­леко не все, кто бы хотел это сделать.                  

  • Сурун С.С., Мунзук С.М.
А.ЗИНОВЬЕВ». Из книги «От истоков к вершинам»,