Первая государственная комиссия

Первая государственная комиссия

Из Москвы приходит известие – в Туву приезжает государственная комиссия! Она будет смотреть программу нового коллектива, и если оценка будет положительной, то ансамбль получит лицензию, а это дает право выезжать на гастроли за пределы Тувы, а возможно даже за границу. В то время было очень строго, если нет лицензии и маршрутного листа, то коллектив нигде не принимали. А лицензию можно было получить только после приёма программы госкомиссией. Если она решит, коллектив в силах показать свое национальное искусство на высоком уровне, то ансамбль включат в план Росконцерта и Госконцерта.

Об этом были проинформированы обком и горком партии, Министерство культуры и руководители филармонии. Все желали добиться, чтоб молодой коллектив признали на достойном уровне. Больше всего волновались руководители молодого коллектива. Просмотр программы состоялся на сцене музыкально-драматического театра, ныне – здание филармонии.

Известный журналист газеты «Тувинская правда», поэтесса Светлана Козлова в своей заметке «Искать подлинную народность» в рубрике «Новости культуры», опубликованной в  газете «Тувинская правда» № 272 от 14 ноября 1971 года так писала об этом: «Вместе с представителями общественности Кызыла на сдаче ее присутствовали гости из Москвы: работник Министерства культуры РСФСР А. И. Швайко, балетмейстер Г. И. Егоров, много лет работавший в Большом театре, и художница по костюмам. Е. Г. Аксельрод.      

Главное внимание представители Москвы обратили на характерность искусства молодого ансамбля, на его национальную, народную основу. Лучшее впечатление из обработок народных песен для многоголосого хора произвела песня «Taндым турда», гармонизированная Р. Лесниковым. Закономерно предостережение от излишнего осовременивания тувинских песен и перевода их в нарочито эстрадный ключ, высказанное А.И. Швайко.      

Разговор шел не только о певческом искусстве, но и о музыкальном оформлении номеров программы. Нужно улучшить, усилить оркестр, в то же время, сохранив его небольшие размеры в целях лучшей мобильности для гастрольных поездок.       

Основательными были замечания Г.И.Егорова по хореографическим номерам. В них нужна особая точность – русский танец должен быть русским, без примесей из украинского, цыганского и др. танцев.  А тувинская хореография должна быть подлинно тувинской по своему духу и стилю движений. Несколько однообразны движения скачущих всадников в «Наездниках». Вокально-хореографическая картина «Рожденные Октябрем» выглядит искусственно, наивно, чересчур плакатно, в ней ощущается опасность вульгаризации большой трагической темы.     

Интересно, что перед тем, как побывать в Туве, наши гости смотрели подобный же молодой ансамбль на Чукотке, и при обсуждении концертной программы все время сравнивали их между собой. Тувинский ансамбль, по их мнению, лучше. Главная задача этого коллектива – искать подлинно народную основу искусства, вслушиваться в пение народных исполнителей, снимать на кинопленку подлинно народные танцы. Только в этой большой школе можно научиться настоящему мастерству».

Вчитываясь в эту заметку через много лет, приходишь к мысли – многие замечания и предложения приезжих специалистов остаются актуальными и сегодня. В обсуждении также принимали участие писатель, Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР Степан Агбанович Сарыг-оол, Народный артист РСФСР и Тувинской АССР Максим Монгужукович Мунзук, Заслуженный работник культуры Тувинской АССР Иван Григорьевич Минин и другие. Все участники высказали единодушное мнение, что новой программе нужно дать «зеленую улицу» и в Кызыле, и в гастрольных поездках по районам Тувы.      

Член комиссии Егоров не только посмотрел программу, но и остался на время в Кызыле, осуществил постановку русского танца «За околицей», который долго шел в программе ансамбля. А художник Е.Г.Аксельрод сделала эскизы к танцам и другим концертным номерам. Она сняла мерки всех артистов и, уехав в Москву, скрупулезно следила в мастерских за их пошивом.  Ансамбль к сроку получил готовые костюмы. В Москве под её руководством были пошиты костюмы к танцам «Звенящая нежность», «В горах Ала-Тау» и «За околицей».

С этой работой она приезжала в Туву не один раз. Позже, по окончании костюмирования первой программы, Е.Г.Аксельрод было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР». Она, коренная москвичка, была просто влюблена в Туву. С восторгом слушала горловое пение, разучивала тувинские песни, мелодии которых покорили её сердце. Особенно она любила песню «Декей-оо» в исполнении женского квартета ансамбля. Была без ума от природы Тувы, с большим удовольствием выезжала с артистами на гастроли по районам республики. Е.Г.Аксельрод рассказывала артистам об истории костюмов других народностей. Но была очень строга к тому, как артисты носят костюмы. Если она увидит, что кто-то в костюме или в концертной обуви выходит даже в фойе – это была катастрофа! О том, чтоб одетые в костюмы артисты принимались кушать – и речи не могло быть! Она говорила: «Если надели концертный костюм – вы должны быть только на сцене или за кулисами стоять и ждать своего выхода. Вводила даже штрафные санкции  за нарушение этих правил. Жаль, что сейчас нет таких правил! Этика поведения артиста сегодня на низком уровне, отсутствует трепетное отношение к костюму, к сцене, к своей профессии… Да, если бы сегодня были такие штрафы – зарплаты не хватило бы артистам их оплатить! В Москве комиссия должна была доложить о проделанной работе, руководители коллектива очень волновались, какие будут результаты.

                                  

Эскизы костюмов Е.Г. Аксельрод. Из архива Национального ансамбля «Саяны»

 

  • Сурун С.С., Мунзук С.М.
Из книги «От истоков к вершинам»