К истории образования Союза художников в 1965 – 1970-е гг.

К истории образования Союза художников в 1965 – 1970-е гг.

Исследована история развития профессионального изобразительного искусства Тувы в 1965-1970-е гг. Рассмотрено образование союза художников Тувы. Раскрыта организационная и творческая работа художественно-оформительских мастерских Тувы. Анализируется влияние творческих съездов на выставочную деятельность художников-оформителей. Ключевые слова: изобразительное искусство, художественно-оформительские мастерские, художественный совет, выставочная деятельность, Тува.

Профессиональное изобразительное искусство Тувы в период 1965-1970-х гг. мало изучено и представляет собой несомненный научный интерес. Долгое время художественное искусство Тувы развивалась в виде камнерезной пластики. Традиции этого ремесла складывались еще в глубоком прошлом в условиях кочевого быта, когда первоначально фигурки животных вырезались как детские игрушки и имели распространение в тувинском народном быту. В советский период сформировалась традиция вырезания скульптуры из мягкого, поделочного камня – агальматолита, одним из месторождений которого была Тува.

В первой половине XX в. каменная пластика стала одним из наиболее значительных видов народного искусства СССР. Поэтому художник как профессия, появилась в Туве сравнительно недавно, чуть более полвека назад. Долгое время художественное искусство развивалось здесь в русле провинциального, народного, сохраняя свою национальную самобытность. Возможно, поэтому, на развитии изобразительного искусства в Туве сказывались географические особенности, а именно, это отдаленность от центров культуры, не было транспортного сообщения, труднодоступность. Создание профессиональной организации художников в Туве осуществлялось в условиях острой нехватки профессиональных художественных кадров.

В данной статье речь пойдет об образовании союза художников Тувы в 1965 г., ее основных направлениях деятельности. Прежде чем, говорить о создании структурной организации художников в Туве, обратимся вкратце к истории. В 1930 г. была создана тувинская письменность, открыты школы в Кызыле и сумонах [1]. С началом развития печатного дела в Туве появились иллюстрации, печатные плакаты, окна сатиры, были оформлены первые декорации в национальном театре [2]. В начале 1940-х гг. советское правительство командировало в ТНР группу преподавателей широкого профиля, среди которых были художественно образованные люди. Это такие известные художники как В.С. Раевский, Л. Афанасьев, С.И. Феоктистов, В.Ф. Демин и др. Они практически явились первыми учителями будущих тувинских художников и заложили основы для развития профессионального изобразительного искусства в Туве.

Значительный вклад в становление тувинского профессионального изобразительного искусства внес художник В.Ф. Демин. Он приехал в 1941 г., в составе большой группы специалистов по направлению Комитета по делам искусств СССР для помощи в развитии и становлении профессиональных форм искусств и остался здесь на долгие годы. В период Великой Отечественной войны энергичный, полный сил живописец работал над политическими плакатами, мобилизовавшими тувинский народ на борьбу против фашистской агрессии. В.Ф. Демин участвовал в оформлении спектаклей национального театра в Туве. Он создал изостудию, в которой стал обучать талантливую молодежь живописи, рисунку, композиции. Своими работами он положил начало тувинской тематической живописи, которая впоследствии получила развитие в творчестве последующего поколения живописцев.

Событие, сыгравшее огромную роль для дальнейшего развития профессионального изобразительного искусства в Туве, явилось возвращение домой после окончания художественных учебных заведений страны молодых, полных сил живописцев (в начале 1950-х гг.). Это художники Г. Суздальцев, Л. Протасов, И. Кузнецов, М. Петров, Т. Левертовская, К. Безнутрова и др. В 1959 г. первым из тувинских художников окончил Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина С.К. Ланзы (1927 – 1977 гг.) [3]. Вернувшись на Родину, он организовал художественную студию. Основное направление творчества тувинского художника С.К. Ланзы явилось тематическая картина. К началу 1960-х гг. тувинские художники стали активно выступать на сибирских зональных и всероссийских выставках. В частности, произведения тувинских мастеров были представлены в г. Москве в 1960 г. на Всесоюзной выставке работ самодеятельных художников и народных мастеров прикладного искусства [4]. На этой выставке высокую оценку получили камнерезы Х.К. Тойбуха и М.Х. Черзи. За участие во Всесоюзной выставке народные мастера-камнерезы были награждены серебряными медалями [5]. В 1964 г. тувинские художники приняли активное участие I зональной художественной тематической выставке «Сибирь социалистическая» (г. Новосибирск), а через год в г. Томске – в передвижной выставке «Художники Сибири». Решающую роль в становлении творческой организации в Туве, повлиявшей на развитие профессионального искусства республики, сыграл первый съезд художников Тувы (1964 г.). В работе съезда участвовало более 73 чел., из них к тому времени 10 членов Союза советских художников (ССХ) [6]. Из 10 членов ССХ 7 составляли народные мастера резьбы [7].

С инициативой создания творческого союза выступили известные художники В.Ф. Демин, С.К. Ланзы. В резолюции съезда отмечалось о насущной необходимости создания самостоятельного художественного объединения, концентрировавшей все творческие силы республики. Результатом общественной инициативы творческой интеллигенции стало создание 29 марта 1965 г. самостоятельной организации Союза художников РСФСР. Можно утверждать, что основу творческой организации заложили резчики по камню и дереву. Началось привлечение народных умельцев к творческой жизни, к участию в выставках. Некоторые из них (М.X. Черзи, X.К. Хертек-Хуна, Б.С. Байынды) переехали из отдаленных районов республики в Кызыл. Началось системное обучение молодежи азам художественного творчества. Художник-камнерез М. X. Черзи долгие годы вел занятия с подростками при Ак-Туругском детском доме. Такую же школу в Бай-тайге, в поселке Тээли, создал X.К. Тойбухаа. Традиции, заложенные мастерами старшего поколения, развили позже их ученики. Произведения тувинских резчиков по камню стали широко известны не только в Туве, но и на Всесоюзных и зарубежных выставках. Именно Союз проявлял заинтересованность в пополнении кадров, в повышении профессионального уровня всех видов искусства, в выставочном движении.

Так, наряду со старшим поколением художников выросли и молодые талантливые представители творческой интеллигенции. Среди них художники С. Сарыг-оол, И. Салчак, Г. Торлук, А. Бовелен, Я. Чолдак и др. В их картинах были отражены такие темы материнства, защиты Отечества, общения с природой, при этом их творчество было неразрывно связано с национальной темой, с народным искусством.

Весной 1970 г. в Кызыле состоялся республиканский конкурс на лучшее произведение литературы и искусства, посвященное 100-летию со дня рождения В.И. Ленина [8]. В конкурсе участвовали работы 100 авторов, представивших 36 живописных работ, 89 работ камнерезов, 48 произведений графиков [9]. Первыми премиями по результатам конкурса были отмечены художники С. Ланзы и О. Намдара. Вторую премию получил художник М. Петров за линогравюры «Семья», «Охотница», «Стрижка» [10]. В 1970 г. в Москве прошла вторая Всесоюзная выставка работ художников-акварелистов СССР [11]. (Первая Всесоюзная выставка прошла там же в 1965 г.). Всесоюзной выставке предшествовала целая серия выставок – 10 зональных выставок, объединявших работы художников Урала, Сибири, Поволжья и других районов страны [12]. Лучшие работы отбирались для Всесоюзной выставки. Всесоюзная выставка проходила в преддверии Ленинского юбилея. На выставке были представлены более 600 работ мастеров акварели всех союзных республик. Тувинская АССР была представлена работами уже ставшего известным художника С. Ланзы. В том же году по инициативе правления СХ СССР участники Всесоюзной выставки продемонстрировали свои полотна в Туве, знакомясь с новостройками, тружениками, передовиками производства [13]. Всего в этом мероприятии приняли участие 27 мастеров кисти из разных городов и республик страны [14]. Группой акварелистов руководил известный украинский художник В.Ф. Голованов. Среди гостей были заслуженный деятель искусств РСФСР С.Х. Юнтунен, заслуженный деятель литературы и искусства Киргизской ССР А.Н. Михалев и другие известные художники [15]. Участники Всесоюзной выставки побывали в Тодже, посетили комбинат «Тувакобальт», сельские районы республики, а также увидели Малый Енисей.

Свои работы художники представили на отчетной выставке в г. Кызыле, в лектории парка им. Гастелло. Мастера профессионального искусства смогли поделиться опытом, обсудить работы тувинских художников, что положительно сказалось на творческом росте молодого Союза художников Тувинской АССР. В знак дружбы многонациональной советской культуры в дар республике было отдано 25 произведений художников-участников Всесоюзной выставки [16]. Второй съезд художников Тувы, делегатами которого были живописцы, графики, народные мастера – камнерезы, состоялся в августе 1971 г. [17] Основным в работе съезда был вопрос о задачах, стоявших перед художниками в свете решений XXIV съезда КПСС. На съезде присутствовал секретарь правления СХ РСФСР К.М. Максимов. В своем выступлении перед делегатами съезда он акцентировал свое внимание на основных направлениях деятельности местной творческой организации. «Главная проблема – художник и современность, – сказал он, – работать над современной темой – вот основное» [18]. К.М. Максимов призвал художников Тувы увековечивать строительство мощных электростанций на сибирских реках, красоту труда хлебороба, интеллектуальный труд ученых. На съезде также выступили местные художники, графики, архитекторы, проектировщики. Художник И. Салчак обратился к новому составу правления СХ с предложением о предоставлении творческой помощи членам Союза, в особенности молодежи.

Старейший художник республики, к тому времени заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР В.Ф. Демин в своем выступлении отметил глубокую необходимость отражения в искусстве темы труда. «Мы должны создать образ современника, образ советского человека, в какой-либо отрасли хозяйства или культуры он ни работал. Это касается не только портретной галереи передовиков труда, но и жанровых сюжетных картин, в которых необходимо показать преобразования родной земли, показать психологию человека, раскрыть его внутренний мир» [19]. Кроме того, на съезде поднимался вопрос о необходимости участия тувинских художников в наглядной агитации, оформлении городов и сел Тувы. Главный архитектор Тувы Сайзун-оол Сат отметил «чрезвычайную важность в тесном творческом сотрудничестве между художниками и архитекторами» [20]. Задача художников и архитекторов непосредственно заключалась в том, чтобы совместно приложить усилия по оформлению городов и районов республики. Их общей задачей являлась разработка элементов национальных орнаментов в архитектуру строящихся общественных зданий. Художники должны были рассматривать эту работу как неотрывную часть всей своей деятельности. Начало этой работе было уже положено.

В начале 1970-х гг. г. Кызыл обогатился несколькими скульптурами, авторами которых стали местные живописцы. Например, при северо-западном въезде в город имеется скульптура «Лань с теленком», которую художник В. Потапенко скопировал, увеличив оригинальное произведение резчика Х. Тойбу-Хаа, в подлиннике выполненное из агальматолита [21]. Также в Кызыле есть обелиск «Центр Азии» и памятник Красным партизанам работы В. Ф. Демина. Особое место в докладе председателя правления СХ Тувы С.К. Ланзы было посвящено подготовке художественных кадров в республике. Первый выпуск художественного отделения Кызыльского училища искусств (был открыт в 1959 г.) раскрыл основные трудности системы обучения в этом направлении. Сложности во многом были связаны с малочисленностью преподавательского состава. С этой целью С.К. Ланзы призвал ведущих художников Тувы, «посвятить часть своего времени и энергии воспитанию творческой молодежи» [22]. «Нужно приглашать в республику хороших педагогов по изобразительному искусству, молодых перспективных художников – выпускников крупных вузов страны», – выступил председатель правления СХ Тувы [23].

Следует отметить, что союз художников Тувы взяло шефство над Кызыльским училищем искусств. Председатель правления СХ Тувы С.К. Ланзы принимал участие в работе государственной комиссии по защите дипломных работ художественного отделения Кызыльского училища искусств [24]. Решающую роль в становлении тувинского профессионального изобразительного искусства сыграли художественно-производственные мастерские. Дело в том, что все учреждения, предприятия и организации обязаны на всю художественно-оформительскую и творческую работу выполнять заказы только через мастерские художественного фонда РСФСР. Это делалось с целью прекращения практики привлечения на художественно-оформительские работы неквалифицированных, а также случайных людей. Основное назначение художественных мастерских стало изготовление образцов наглядной агитации. Коллектив художественных мастерских должен был вести широкую эстетическую пропаганду среди населения. С этой целью в марте 1965 г. был создан художественный совет при республиканском управлении культуры в составе 5 художников М.А. Петрова (председатель худсовета), В.Ф. Демина, Т.Е. Левертовской, Г.Л. Торлук, Х. Тойбуха (члены совета) [25].

Заседания художественного совета проводились, как правило, регулярно и систематически два раза в месяц. Периодически проводились выездные заседания художественного совета, принимавшего оформительскую работу на местах. Кроме того, художники-исполнители могли получить консультацию от любого из членов этого совета в рабочем порядке. На них обязательно утверждались представленные эскизы, осуществлялся контроль над производственным процессом в художественных мастерских. Художественный совет следил за тем, чтобы районные центры республики имели красивый современный вид, чтобы в их оформлении и в оформлении колхозных и совхозных сел и поселков не было места неквалифицированной продукции кустарей-оформителей, работающих за наличный расчет. Однако, когда заявок, особенно на праздничное оформление, было много, мастерским приходилось прибегать к помощи нештатных работников художников-любителей [26]. На заседаниях худсовета принимались произведения разных жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины. Оформительская продукция выполнялась на неплохом уровне, но нельзя не отметить, что, особенно в оформлении сел допускалась исполнителями штамповка, повторение одних и тех, же эскизов или готовых плакатов. Специфика хозяйств и их природные условия диктовали художникам индивидуальные черты наглядной агитации. Порой художники возражали художественному совету в резкой форме.

Молодым художникам поручалась та или иная работа без согласования с худсоветом. Так, получилось с портретами пионеров-героев, некачественно выполненными А. Бовейленом. Худсовет их не принял [27]. Главная задача худсовета – это пропаганда средствами искусства решений XXIV съезда КПСС. В период подготовки и празднования 50-летия Народной революции в Туве художники оформили Кызыл, Бай-Хаак, Чадан, Туран, с. Кочетово. На этой работе были заняты ведущие силы творческого коллектива – С. Ланзы, В. Демин, И. Салчак, М. Петров, Л. Протасов и молодежь: К. Булугун, А. Санзаар-оол.

Частым явлением явились выезды художников в составе агитпоездов обкома КПСС: производственно-оформительская деятельность здесь сочеталась с пропагандой изобразительного искусства и с творчеством [28]. В целом, союз художников Тувинской АССР и республиканские художественно-производственные мастерские принимали активное участие в оформлении наглядной агитации. Таким образом, у истоков тувинского профессионального изобразительного искусства стояли русские художники навсегда связавших свою судьбу с сибирской провинцией. Традиции, заложенные художниками старшего поколения в 1940-е гг., развили позже их ученики, определили характер решения всех творческих проблем нового для тувинцев вида художественного отражения действительности. Именно в 1960-е гг. творческая среда Тувы расширилась и профессионально выросла, росло число участников зональных, республиканских и российских выставок. Творческий рост позволил некоторым тувинским художникам, в особенности резчикам-камнерезам уже в этот период участвовать во всесоюзных смотрах изобразительного искусства. Но особенно важно, что благодаря открытию Союза художников РСФСР в Кызыле продолжился процесс формирования художественной интеллигенции, в том числе национальных кадров художников. 

  • Троякова Юлия Константиновна кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, политологии
1. Ланзы С. Ручьи сольются – река будет // Тувинская правда. 1970. 29 марта. 2. Центральный государственный архив Республики Тува (ЦГАРТ). Ф. 337. Оп. 1. Д. 1. Л. 40. 3. Ланзы С. Ручьи сольются – река будет // Тувинская правда. 1970. 29 марта. 4. ЦГАРТ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 1. Л. 38. 5. ЦГАРТ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 1. Л. 36. 6. ЦГАРТ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 1. Л. 43. 7. Там же. 8. Аранчын Ю. Зерна художественного творчества // Тувинская правда. 1970. 2 мая. 9. Там же. 10. Там же. 11. Ланзы С. На выставке друзей // Тувинская правда. 1970. 4 сент. 12. Попов В. Искусство ленинского пути // Тувинская правда. 1970. 26 мая. 13. Ланзы С. На выставке друзей // Тувинская правда. 1970. 4 сент. 14. Ланзы С. 27 акварельных кистей // Тувинская правда. 1970. 16 авг. 15. Там же. 16. Ланзы С. Выставка аварели закрыта // Тувинская правда. 1970. 6 нояб. 17. Козлова С. Создать образ современника // Тувинская правда. 1971. 5 авг. 18. Там же. 19. Там же. 20. Там же. 21. Там же. 22. Там же. 23. Там же. 24. Ланзы С. Полнится отряд художников // Тувинская правда. 1971. 14 июля. 25. ЦГАРТ. Ф. 337. Оп. 1. Д. 5. Л. 11. 26. Левертовская Т. Искусство наглядной агитации // Тувинская правда. 1971. 8 сент. 27. Там же. 28. Там же.   ЖУРНАЛ: ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ Издательство: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов" (Краснодар) ISSN: 2075-9908eISSN: 2219-6048