Краткий очерк. Из истории изучения хоомея

Краткий очерк. Из истории изучения хоомея

Традиционное тувинское горловое пение, или «хөөмей», как его часто называют по имени самого распространенного вида горлового пения, - уникальный способ корпоромузицирования, дошедший к нам из глубины веков в неизменном архаичном виде. Сегодня исполнительское искусство тувинского горлового пения получило широкое распространение и развитие, завоевав любовь и признание не только у узкого круга ценителей живого фольклора, но и у широкой аудитории по всему миру. Сегодня хоомей по праву является достоянием не только тувинского народа, но и приобретает значение общечеловеческого культурного феномена.

В традиционной тувинской музыке раскрывается наиболее ярко мировоззрение и восприятие кочевника, где его чувства, ожидания, переживания, проникнутые чувством сопричастности ко всему живому, извлекаются путем созерцательной интроспекции и проявляются зрителю через силу человеческого голоса и красоту мелодии.

Сыгыт-Хоомей представляет собой довольно распространенное явление в тувинской народной музыке, отличается насыщенностью музыкального фона под звучанием обертонов, придающего сольному вокальному исполнению хоомея неповторимые волшебные краски. Сочетания призвуков и слов приобретает устойчивый характер в проявлении этнического звучания с использованием народных приемов звукоизвлечения. Существует невероятное разнообразие и богатство тематики и художественных образов, связанных с тувинским хоомеем: от размышлений о жизни, любимой девушке, о труде арата, любимом коне, до любования красотой природы родной земли, где центральное место отведено восхвалению гор, озер, рек, солнцу, луне, а волосы любимой сравниваются с серебром или золотом при сиянии солнца и луны.

Хоомей широко используется во всех представленных жанрах народной музыки, его можно услышать в колыбельных песнях (тув. өпей хөөмей), в припевках (тув. кожамык) во время народных игр (тув. ойтулааш), а иногда при шаманских обрядах в мелодических речитациях шаманских гимнов присутствуют звуки каргыраа и сыгыт.

Следует отметить, что горловое пение искусство преимущественно скотоводческое, возникло и распространено среди табунщиков-кочевников, так как мелодическая основа многих песен и припевок восходит к трудовым обрядам. Горловое пение может сопровождать любую деятельность в трудовых буднях арата, становясь своего рода энциклопедией народной жизни. Как известно, происхождение животных сказок, мифов, сказаний во многом тесно связано с охотничьим промыслом, когда охота служила основным источником пропитания. В старину существовало поверье, когда мужчины охотились в глухой тайге, они брали с собой юношу, который оставался у очага, вокруг которого собирались различные духи местности. Юноша рассказывал сказания, исполнял горловое пение, сидя у костра, чтобы отвлечь духа-хозяина тайги, которому нравилось слушать такое пение, пока его сородичи охотились на зверя. Считалось, что красивое пение сказочника-рапсода приносило удачу на охоте.

Есть свидетельства китайской летописи «Вей-шу» в VI в. о том, что древние уйгуры (хойгу – этнические предки тувинцев) любят продолжительное пение или воют подобно волкам. Однако, история изучения, собирания и первых записей с горловым пением насчитывает немногим более ста лет. Наиболее ранние упоминания о горловом пении тувинцев были сделаны в Восточной Туве, в конце XIX в., ученым-исследователем П.Е. Островских. Он писал в своем отчете для ИРГО, что «наибольшей оригинальностью отличается искусство хоомейлер-кижи-певцов». Существует также предание о том, что другой вид горлового пения сыгыт возник среди лучников, от подражания звука тетивы лука. Таким образом, имея представления о давности бытования феномена и обширном ареале его распространения, соответственно можно выявить временную связь поколений и определить влияние на все дальнейшее развитие этнической культуры и искусства многих соседних народов в Южной Сибири, Монголии. История расселения тюркских племен Саяно-Алтайского нагорья насчитывает не одно столетие, и становление песенных жанров, в том числе героического эпоса, способствовало зарождению региональных стилевых особенностей. Так сейчас горловое пение строго дифференцируется на хакасский «хай», башкирский «узляу», алтайский «кай», монгольский «хоомий».

В те времена, когда люди обожествляли силы стихий природы, почитали духов-хозяинов местностей, духа огня, и придавали многим событиям глубокий духовный смысл, первостепенную роль играл культ предков. Наряду с бытовавшими представлениями о существовании духов-хозяев местностей, в повседневной жизни имели место древние запреты, в частности, раньше Хоомей исполняли только мужчины, но со временем подобные границы стерлись, и теперь появились именитые женщины хоомейжи, способные достойно представить это древнее искусство и передать подлинный дух родной Тувы.

Горловое пение представляет собою музыкальную импровизацию, в основе которого заложено священнодействие, когда мимикрируя окружающим звукам, посредством органичного взаимодействия с природой, зарождаются первые средства музыкальной выразительности. Мелодия ветра, звучащего в широких степях, поклонение культу неба, воинский дух номада-кочевника, - все это в совокупности способствовало зарождению на небосклоне нового звучания традиционной музыки. Звучащая в повседневной реальности тенгрианская музыка по своей природе завораживает и притягивает глубиной философского восприятия. Таким образом, традиционная народная музыка становится словно оплотом для всех начинаний национального самосознания.

Об автохтонности традиции исполнения горлового пения свидетельствуют наличие художественной формы, самобытного художественного языка, ритмического рисунка, мелодического контура, сформировавшихся под влиянием фонетических, структурных свойств и особенностей тувинского языка. Одним из главных показателей является искусное владение тувинским языком, ритмом, дыханием, знанием типичных мелодий, которые являются основополагающими принципами при исполнении тувинского горлового пения.

Основную роль в передаче и сохранении традиций, в том числе Хоомея, несут сами мастера, народные умельцы, музыканты-хоомейжи, которые исполняют народные песни с музыкальном сопровождением, и, по сути, являются хранителями сокровищ народной музыки. На современном этапе в Туве насчитывается более тысячи хоомейжи во всех районах республики, владеющих репертуаром, и навыками игры на всех видах музыкальных инструментов.

Образцы песен хоомея являются примерами не только уникального стихосложения многих поколений, это памятники устного народного творчества в сочетании с уникальным звучанием сольного двухголосия, многоголосия. Важно понимать, что именно сохранность в том исконном виде и форме, в каком они дошли до нас, должны быть доступны и для следующих поколений.

На фотографии: легендарный игилчи, сказитель Андрей Ыдамович Чульдум-оол (1927-2000) из Улуг-Хемского района.

  • Международная Академия «Хоомей»
  • По архивным материалам МНЦ «Хоомей».
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена // Т. I. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1950. Островских П.Е. Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли. Изв. РГО, 1898, т. XXXIV.