Пальчиковые игры - средство для развития пианистических навыков учащихся

Пальчиковые игры - средство для развития пианистических навыков учащихся

Пальчиковые игры - средство для развития пианистических навыков учащихся

(на материале народных игр и детского фольклора) Мой педагогический опыт и проблемы развития координации движений рук и пальцев ребенка заставили меня искать новые подходы для решения данных проблем. Я пришла к выводу, что использование гимнастики рук в виде пальчиковых игр в качестве дополнительного средства к обучению фортепианной игре, помогает быстрому развитию пианистического аппарата. Самое главное условие в обучении начинающих – это развитие музыкальной фантазии ребенка с помощью предложенных детских игр и потешек для игры на инструменте. Метод, который был использован для этих целей, в принципе давно известен, но почему-то с большим трудом пробивает себе путь в отечественной фортепианной педагогике. Это учебная игра активизирует пассивных детей, способствует формированию познавательных процессов и поднимает интерес учащихся к уроку. Как мы знаем, рояль – это особый, очень сложный инструмент. Уже на первом этапе обучения ребенку, сидя за инструментом, одновременно приходится выполнять много задач – зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Неразвитость координации движений, малая чувствительность кончиков пальцев не позволит услышать глубокий красивый звук. Создание палитры разнообразных красок и достижение певучего звучания требует от исполнителя большого мастерства. Время развития координации движений и внутренних двигательных ощущений (мышечного чувства) у всех детей разные в силу природных способностей. И педагогам хорошо известно, что одни ученики быстро и легко приспосабливаются к различным движениям, схватывая их как бы «на лету», а другие те же задания осваивают с трудом. Все упражнения, которые приводятся в этой работе, не случайны. Это элементы тех сложных движений тонких мышечных и тактильных ощущений, которые понадобятся пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом. Данные упражнения-игры получены из различных источников: из тувинских игр, русского, индейского, японского, американского фольклора, а также использованы разработки педагогов- методистов М. Пинской, Н. Лобановой и Э. Сафаровой. Пальчиковые игры несут в себе не только обучающую, но и воспитательную функцию. С помощью игр наше старшее поколение воспитывало у детей потребность в труде, а также они давали уроки нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка. Особая ценность этих игр-упражнений заключается в том, что они несут оздоравливающий и тонизирующий эффект организму. Влияние мануальных (ручных) действий на здоровье было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Восточные врачи утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на рефлекторно связанные с ними внутренние органы, Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Действие этих игр-потешек не утратило своей ценности и в наше время, наоборот, приобрело новую значимость, а значит и новую жизнь. Цель пальчиковых игр: - развитие гибкости и координации движений рук и беглости пальцев ребенка. Задачи:
  • освободить зажатость мышц, активизировать моторику рук, выработать ловкость, умение управлять своими мышечными движениями;
  • стимулировать музыкальную фантазию; проявлять творческие способности;
  • поднять интерес к уроку;
  • дать нравственное воспитание, приобщая к духовному наследию национальных культур;
  • развить умственные способности, развить речь и память;
  • укрепить здоровье;
Для достижения цели нужно:
  • создать непринужденную атмосферу на уроке;
  • использовать подражательный прием обучения;
  • подготовить эмоциональную сторону преподавателя (речь, взгляд, мимика должны быть выразительными и музыкальными);
  • следить постоянно за тем, чтобы пальцы ребенка не находились в напряженном состоянии;
  • упражнения выполнять со сменой рук, темпа, динамики, интонации; Упражнения выполняются до тех пор, пока у ребенка есть интерес.

«СЕМЬЯ»

(Упражнения «на разогрев» разгибательных мышц пальцев) Согнув пальцы в кулак, затем пальчики поочередно, начиная с большого, показывают, но до конца не выпрямляются и как бы слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе одновременно. Обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряженном состоянии.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя СЕМЬЯ!

«МАТПААДЫР» – тувинская детская игра

(упражнение на сгибательное движение пальцев, развивает второй сустав)

Поочередно пригибать пальчики к ладоши начиная с большого: Матпаадыр пажын паштаар – Сгибают большой палец Бажы-Курлуг бажын тудар – Сгибают указательный палец Ортаа-Мерген от салыр – Сгибают средний палец Уваа-Шээжең ужуктаар – Сгибают безымянный палец Биче-Мɵɵмей авазынга дузалажыр бүүрек чиир – Сгибают мизинчик Арбай хоор, арбай хоор – указательным пальцем делают круговое движение. Чуп-Чудурук (встречное движение кулачками обеих рук – ийи чудуруун үскүлештирер) Бип-Билек (одна рука обхватывает кисть другой руки – ийи холдуң билээн дыңзыг тудар) Кып-Кыры (правая рука обхватывает предплечье левой руки – оң холлу солагай кырында, а солагай холлу кырынга чедир турар). Эп-Эгин – (правая рука хлопает по плечу левой руки – база солуштур эгиннеринге чедер). Чап-Чарын – (правая рука старается дотянуться до лопатки левой руки – чедер шаа-биле будар). Тас колдук, Кичик, кичик, кичик! – (щекочет под мышками – колдуктарны кичигейлээр!)

«КАЖЫК» – игра в кости (тувинская народная игра)

(упражнение на гибкость третьего фаланга указательного пальца)

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца.

Один щелчок

Другой щелчок

Я так смогла,

и ты так смог!

«ЛАДОНЬ – КУЛАК»

(упражнение на координацию)

Зажать пальцы одной руки в кулак, а пальцы другой руки разжать, показывая ладонь. И одновременно поменять позиции рук. - Хочешь? Тоже делай так: То – ладонь, а то – кулак.

Автор статьи: Л.К. Монгуш

Культура Тувы: прошлое и настоящее,  2021 - №4 – с. 61-67.

  • luba07041991@mail.ru