Дата•
4 февраля 2013 г. 15:12
Сегодня день рождения директора Республиканской школы искусств, художественного руководителя Духового оркестра Тимура Дулуш
Министерство культуры присоединяется ко всем поздравлениями и желает Тимуру Дыртык-ооловичу дальнейших творческих успехов, покорить еще больше стран, еще больше новых уникальных проектов, и конечно крепкого здоровья, чтобы он мог продолжить свою миссию, а она у него очень ответственная.Играющие, танцующие и скачущиеАнна Лачугина, 2010 г.Уже несколько лет каждое большое выступление духового оркестра – событие. На международном фестивале «Устуу-Хурээ» в Чадане духовики становились обладателями Гран-при трижды – в 2005, 2006, 2008 годах. Поющий и танцующий оркестр удостоился многих восторженных отзывов от участников и гостей тувинского фестиваля.9 мая 2008 года, вскоре после изменения статуса коллектива, музыканты преподнесли подарок ветеранам и всем участникам праздничных торжеств, посвященных шестьдесят четвертой годовщине Победы.Жители и гости Кызыла долго обсуждали их выступление. Оркестранты на лошадях, одновременно наездники и музыканты, никого не оставили равнодушными. Как и мелодии, которые они исполняли. 11 октября 2009 года, в день шестьдесят пятой годовщины добровольного вхождения Тувы в состав России, духовой оркестр выдал специальную программу под названием «Под марши сверкающих труб: вперед, Россия, вперед, Тува!» Почти полуторачасовое представление конного духового оркестра, без преувеличения, стало смысловым стержнем государственного праздника. Прозвучали произведения из репертуара духового оркестра кавалерийского полка Тувинской Народной Революционной армии, русские марши эпохи Петра Великого, мелодии военных лет. Заявить о себеОркестр успел заявить о себе и за пределами Тувы. На его счету – успешное выступление в Абакане – на первом фестивале духовых оркестров Сибири. На фестивале джазовой музыки в Красноярске «Jazz Night над Енисеем», который прошел в апреле 2008 года, оркестр победил в номинации «Лучший коллектив». В жюри фестиваля были известные в мире музыки люди, специалисты высочайшего класса. Среди них – Народный артист Российской Федерации, профессор академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль, председатель Союза композиторов РФ Людмила Гаврилова.Уже почти два года духовики – непременные участники многих протокольных, и не только, мероприятий. При этом абсолютное большинство музыкантов совмещают работу с учебой: 16 заочно учатся в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства, шесть – в Кызыльском училище искусств, сейчас это Кызыльский колледж искусств.Кто он, человек, стоящий во главе духового оркестра? Логично предположить, что с самых юных лет он готовил себя к музыкальной карьере. Оказалось, не все так однозначно. У него были все шансы стать школьным учителем. И пример был – мама работала директором школы. И поначалу музыка в качестве профессионального занятия не рассматривалась.Но жизнь часто мудрее нас: именно музыка дала ему возможность вернуться к педагогике и создать коллектив, который сделал известным его имя.Его жена – Аяна Викторовна – тоже музыкант: преподает в Кызыльском училище искусств класс домры и чанзы, выступает в составе ансамбля «Кант». Две дочери – восьмиклассница Айдыс и шестиклассница Ай-кыс – пока профессионально музыкой не занимаются, но постучать на барабанах любят.Отвечать за всех– Тимур Дыртык-оолович, каким был ваш путь в музыку?– Я в музыку попал очень сложно и поздно – в 21 год. В детстве три месяца проходил в музыкальную школу в Чадане, но сразу как-то не сложилось. Самоучкой на гитаре играл, в кружке в Чадане занимался, но все это как-то несерьезно, для развлечения. Увлекался историей, много читал. После окончания школы в 1985 году поступил на исторический факультет Красноярского университета, очень престижный в те годы.– Вы собирались стать учителем по примеру вашей мамы?– Мои родители окончили Кызыльский пединститут, физико-математический факультет. Учились в одно время с известным сейчас ученым – Хеймер-оолом Мынмыровичем Саая.Мама, Даш Быйымбаевна Дулуш, была больше математиком, отец, Дыртык-оол Данзын-оолович Дулуш – физиком. Мама много лет была директором Чаданской школы № 1. В Сут-Холе и Чадане ее до сих пор помнят как Даш-Башкы. Школа была большая, кстати, многие нынешние чиновники учились у мамы. Она занималась и трудными подростками, и уже тогда изучала и применяла методы народной педагогики. Успевала и своими детьми заниматься, а нас было семеро, и своими учениками, и сотрудниками.Я уже тогда понял, что значит – отвечать за всех. Помню и те случаи, когда 8 марта мама шла сама топить школьную кочегарку, потому что мужчины-кочегары праздновали Международный женский день.Три в одном– С историей все же не сложилось?– Полтора года отучился в университете, потом ушел в армию, вернулся, продолжил учебу, но... Вы помните то время – последние годы СССР? Мы не знали, чему учиться, преподаватели – чему учить. В учебниках – одно, в газетах – совсем другое. История страны пересматривалась и переоценивалась.Вернулся домой с двумя курсами университета, преподавал детям историю в школе. И тут музыка взяла свое, в 1989 году поступил в Кызыльское училище искусств по классу саксофона, привел меня туда брат Игорь.– Как вы решили стать музыкантом-педагогом?– Когда наше училище заканчиваешь, получаешь не только квалификацию музыканта оркестра, но и преподавателя музыки и руководителя музыкального коллектива. Так сказать, три в одном. Неплохой старт, если люди осознанно учатся.Я после окончания училища остался там преподавать и заочно учился в Восточно-Сибирском институте культуры, сейчас это ВСГАКИ, у Валерия Александровича Симонова – по классу саксофона. Он тогда только начинал работать в институте, сейчас – профессор, Заслуженный деятель искусств России. Валерий Александрович – интересный и требовательный педагог.Первые годы работы в училище оказались очень трудными. Зарплату, можно сказать, два раза в год давали. Отношение к культуре, искусству – сами помните, какое было. Люди выжить старались, какое уж тут искусство...Я сначала помогал своему преподавателю, руководителю отделения Константину Вячеславовичу Ашастину. Он, кстати, выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Он в 1997 году уехал из Тувы, и я уже вместо него стал заведовать отделением духовых инструментов. Учеников первых, конечно, помню, они все на виду. Первым моим учеником был Эртине Ондар, тот самый, что сейчас работает в симфоническом оркестре – на фаготе играет, он учился у меня по классу флейты. Композитор Буян-Маадыр Тулуш – тоже мой ученик.Как преподаватель я, можно сказать, счастливый человек. Несмотря на все сложности, несмотря на отношение к искусству и артистам, маленькую зарплату и прочее.Вместе со своими студентами, которые составляют костяк духового оркестра, творю, стараюсь что-то новое сделать. Наблюдаю, как они растут, и понимаю, что труд, который я в них вложил, был не напрасный.Страшный педагог– Вы продолжаете преподавать в училище?– Я перестал заведовать отделением, поскольку оркестр наш теперь – государственное учреждение. Невозможно совмещать руководящие должности, теперь в училище я – просто преподаватель. Кроме того, преподаю в Тувинском филиале ВСГАКИ. В республиканской школе искусств у меня тоже один ученик есть – Куулар Мягмарсурэн, учится играть на кларнете. Работая в школе, в среднем специальном и высшем учебном заведениях, могу видеть всю цепочку развития своих учеников.– Можете видеть и плюсы-минусы профессионального музыкального образования в Туве.– Да. Одна из важнейших проблем – нет связи между начальным образованием и дальнейшим обучением. Музыкальную школу многие талантливые дети заканчивают для общего развития, родители не советуют заниматься музыкой профессионально: слишком сложное дело, а зарплата музыкантов – мизерная. Вот и получается разрыв. 90 процентов ребят, которые поступают в Кызыльское училище искусств, не имеют начальной музыкальной подготовки. Можно сказать, приходят с улицы. Музыкальной культуры они, по большому счету, не знают вовсе. С музыкальной классикой не знакомы. Хотя есть слух, есть природные данные, есть способности. Нужен очень большой труд самих ребят, их желание стать профессионалами. Конечно, без начальной подготовки им гораздо труднее, да и педагогам тоже.– Слышала, что вы своих учеников очень строго воспитываете.– Про меня иногда говорят: страшный педагог, выжимает из своих учеников все. Да, я учу их выкладываться максимально. Убежден: только так можно чего-то достичь. И потом, я чувствую, что человек может играть лучше. А если может – почему он должен работать вполсилы? Только себе навредит. И дело пострадает.Подняться выше учителя – Еще рассказывают, что вы не терпите проявления «звездности».– В оркестре нет и не должно быть звезд. Это оркестр может быть звездным, а по отдельности каждый музыкант в нем – нет, иначе ничего не получится. Каждый должен играть свою партию, каждый должен понимать, что без его партии, даже если она малюсенькая, произведение рассыплется, не зазвучит, не дойдет до слушателя. Мы на афишах пишем просто – «Духовой оркестр Правительства РТ» – только официальное название. Никаких руководителей, дирижеров, «звезд». Называем только Софью Кара-оол, но она – вокалистка, Заслуженная артистка Тувы.– Ваше педагогическое кредо?– Учитель выполнил свою задачу, если он уже стал не нужен ученику. Это значит, что он его чему-то научил. Ученик усвоил это и пошел дальше. Надо, чтобы ученик превзошел учителя. Если ученик не поднялся выше учителя, ты – слабый учитель. Ты не научил учиться, не дал ему жажды новых знаний и умения их найти, стремления познать новое. Некоторые мои ребята уже сейчас владеют инструментом лучше меня, и я говорю им об этом: «Вот здесь ты сыграл лучше меня. Молодец». Они иногда не верят. Но это так, я им не подыгрываю.– Тимур Дыртык-оолович, почему все-таки был создан духовой оркестр?– Ничего необычного тут нет. Оркестр в училище всегда был – по учебному плану. Просто тогда не думали, что он может быть постоянной творческой единицей. Костяк нынешнего оркестра сложился пять лет назад, с 2005 года мы выступаем как оформившийся коллектив. Первые выступления на публике показали, что духовой оркестр, при условии профессионального роста, может найти свою нишу, своего зрителя и слушателя.Хотя сначала казалось: ну куда у нас можно вклиниться? Есть ансамбль национального танца «Саяны», есть симфонический оркестр, другие коллективы филармонии, есть известные на весь мир горловики, есть, наконец, попса. Многие считают, что больше ничего и не нужно. Но духовая музыка – она ведь для всех: и для пожилых, и для молодежи, независимо от национальности и социального положения. Значит, зрителя и слушателя надо воспитывать, растить.– Я знаю, что это вы убедили музыкантов оркестра – выпускников Кызыльского училища искусств – продолжить обучение. Вы настояли, чтобы в Кызыле, в филиале ВСГАКИ открыли эстрадно-духовое отделение. Зачем вам это было надо? Разве не могли они учиться в том же Улан-Удэ, других городах?– Спасибо руководству Восточно-Сибирской академии культуры и искусства и тувинского филиала академии – меня поддержали, в 2008-2009 учебном году открыли в филиале эстрадно-духовое отделение. Я, наверное, отношусь к образованию не так, как относятся к нему многие авторитетные люди. Но это мое мнение. Правильное они или нет – время покажет.Диплом ума не дает, знаний не дает. Тот факт, что у тебя диплом престижного учебного заведения, сам по себе ничего не значит. Молодые люди, которые МГУ, МГИМО закончили или в Питере отучились, думают, что только за это им должны все дать. «Дайте мне квартиру, дайте еще что-то, я буду нормально работать». Изначально неправильный посыл. Мертвый. Великие полководцы Александр Македонский, Чингисхан знали: если человек поле боя не знает, он этой битвы никогда не выиграет. Образование – то же самое: если человек не знает реальную ситуацию в Туве, он не сделает ничего. Он должен уметь применить знания на практике, а для этого надо знать реальную ситуацию. Знать, с кем будет работать. Диплом, по сути, - это аванс.У меня нет супер-диплома, но у меня много друзей – хороших музыкантов, мы встречаемся, обмениваемся опытом. Прошел курсы повышения квалификации на базе Московского государственного университета культуры и искусства, бывал на выступлениях самых известных духовых оркестров, видел, как готовят знаменитый оркестр суворовцев, который открывает парады на Красной площади в Москве. Я убедил ребят, что не надо разъезжаться. Можно и здесь получить образование, сейчас возможностей для этого много – Интернет, DVD. Можно съездить в Красноярск к хорошему музыканту, сюда его пригласить.Учеба – это умение воспринимать информацию. Все от человека зависит, если он захочет, будет стараться, то многого сможет добиться. Было еще одно обстоятельство. Кызыльское училище искусств окончили много способных парней и девушек, но мало кто поехал куда-то учиться дальше, единицы просто.- Остальные остались здесь. И где они?- Очень по-разному, порой непросто и трагично сложилось их судьба. Музыканты, артисты – люди эмоциональные, ранимые. Не хотелось такой судьбы для своих ребят. И конечно, вы правы, меня волновала судьба оркестра. Он начал складываться по-настоящему. А если бы ребята разъехались – все бы рассыпалось. Именно поэтому нужно было одновременно добиться, чтобы правительство республики приняло постановление о создании оркестра в статусе правительственного, а ВСГАКИ – об открытии эстрадно-джазового отделения в филиале. С одной стороны, это давало возможность обеспечить ребят работой. С другой – дать им шанс совершенствоваться профессионально, получить высшее образование, не уезжая из дома. А республика получала новый творческий коллектив.Помогла история– Как удалось получить поддержку?– Я благодарен, что нас поддержали известные музыканты, поддержало правительство республики, сам председатель правительства Шолбан Валерьевич Кара-оол. Большую роль сыграли авторитет и поддержка Петра Казимира, доцента кафедры духовых инструментов Красноярской академии музыки, руководителя духового оркестра академии. Он, можно сказать, стал духовным вдохновителем создания духового оркестра при правительстве РТ.Мы познакомились с ним в 2000 году в Красноярске на семинаре, который проводили профессора Санкт-Петербургской консерватории Кирилл Борисович Соколов и Вениамин Савельевич Марголин, знаменитый трубач. На этот семинар были приглашены три молодых преподавателя Кызыльского училища искусств, в том числе и я. Увидел, как работает Петр Казимир, как ценят его известные музыканты, и пригласил провести занятия у нас в училище. С тех пор он не раз бывал в Туве, проводил мастер-классы, приезжал на фестиваль «Устуу-Хурээ», сейчас преподает в нашем филиале ВСГАКИ, как раз у наших ребят. В 2009 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Тыва.Еще помогла история. Ведь, по сути, мы ничего не изобретали. Оркестры духовые на Руси существуют со времен Петра I. Он пригласил немцев, чтобы те создали оркестр. Сейчас русская духовая школа признана во всем мире. Духовой оркестр – такой же символ государства, как герб, флаг, гимн.Духовой оркестр – это ведь и история первого тувинского государства – ТНР, история Тувинской Народно-Революционной армии. Профессиональное музыкальное искусство пришло к нам именно с военным духовым оркестром, который был создан в 1929 году. Армия после вхождения Тувы в состав России прекратила свое существование, ненужным стал и военный оркестр, тогда не подумали над тем, чтобы его сохранить. Из того оркестра вышли многие известные люди, легенды своего времени – Сергей Красный, Александр Лаптан, Константин Тамдын, Максим Мунзук, Борис Бады-Саган, Михаил Бавуу и другие. Они уже после расформирования оркестра собирались, играли в парке, никто их не заставлял, а они приходили, свои дудки приносили и играли. Музыка их тянула.Духовой оркестр можно назвать уникальным по возможному охвату зрителя – от самых юных до самых пожилых. Он может играть в зале, он может играть на улице – от протокольных мероприятий до похорон. Многие регионы имеют свои духовые оркестры – именно в статусе государственных или муниципальных. Нас поддерживают. Поддержало правительство, поверив в нас. Лошадей для конных выступлений нам безвозмездно предоставляет известный табунщик Геннадий Монгуш.Сами сделаем– Духовой оркестр около двух лет существует как правительственный. По сути, это этап становления коллектива как самостоятельной единицы. С какими проблемами сталкиваетесь?– Мы были на фестивале в Абакане, выступали вместе с абаканским оркестром, так мне их главный дирижер сказал: «У вас сейчас – золотое время. Это вы сейчас думаете, что оно сложное, но поверь, пройдет время, и вы поймете, что это были золотые годы». Наверное, он прав. Я и не хочу, чтобы у моих ребят – музыкантов оркестра – было все и сразу, тогда они не будут все это ценить. Сейчас в коллективе 29 человек, из них только трое – обслуживающий персонал – бухгалтер, администратор и водитель. Остальные все музыканты. Хозяйственные вопросы решаем сами – и за грузчиков, и за костюмеров. Вот это помещение – бывшую столовую в пристройке к общежитию министерства культуры на улице Лопсанчапа – привели в порядок сами. И это, считаю, правильно.В училище искусств, когда завхоз говорил: «Будем тут у вас ремонт делать», я всегда отвечал: «Дайте деньги на материалы – сами сделаем». Когда ребята все делают сами, быстрее понимают цену всему этому, не будут портить свой труд. Пока у оркестра нет даже своих инструментов – часть их принадлежит училищу искусств, часть – филиалу ВСГАКИ, многие из них – выпуска семидесятых годов прошлого века. И это – самая главная проблема, которую сами решить не можем. Я не прошу покупать для нас инструменты, которые стоят миллионы, я прошу за 30 тысяч рублей, не за 30 миллионов.С мечтами надо осторожнее– О чем думает, о чем мечтает педагог и руководитель оркестра?– С мечтами надо быть осторожнее. Хотелось бы, чтобы оркестр получился. Конечно, тревожусь: как все сложится дальше? Что будет с оркестром через несколько лет? В нем – абсолютное большинство молодых. Они мне верят, верят, что мы будем развиваться. А это такая ответственность. Хотелось бы, чтобы ребята, прежде всего, оставались музыкантами. Из 25 музыкантов оркестра 22 сейчас являются студентами, одни – студентами училища искусств, другие – студентами академии. Так что приходится и за дисциплиной следить, и совмещать репетиции с их учебными занятиями. И помнить о том, что многие из них начинают семейную жизнь. У нас в оркестре – три молодые пары. Надеюсь, что со временем оркестр сможет конкурировать с теми же «Саянами», с другими местными творческим коллективами. Выходить в парк и играть на танцах вальс – это очень малая часть того, что должен делать духовой оркестр. Вот сейчас мы готовим программу к юбилею Победы. Это будет плац-концерт – выступление оркестра на площади в центре города, с перестроениями. Чрезвычайно большая и сложная работа, огромная ответственность выступать в такой праздник, к тому же, нужны средства, чтобы выступление было достойным и праздника, и статуса оркестра.Надо идти дальше. Честно говоря, мне очень хочется увидеть, что получится из всего, что мы задумали и делаем. К сожалению, судьба создателей творческих коллективов такова, что они не всегда видят результат. Татьяна Туматовна Балдан создала национальный оркестр в его современном виде, жизнь в него вдохнула, но, к сожалению, рано ушла из жизни. Оркестр развивается уже без нее.Леонид Иванович Карев, первый дирижер симфонического оркестра, я у него, кстати, учился дирижированию, всего год дирижировал оркестром, потом передал его другому дирижеру и уехал. Хотелось бы, чтобы жизнь духового оркестра была интересной и долгой, как и жизнь его музыкантов, ну, и моя, конечно, тоже – как педагога и музыканта.