О древнем изобразительном искусстве тувинцев

О древнем изобразительном искусстве тувинцев
О древнем изобразительном искусстве тувинцевТыва! Край удивительный, загадочный и прекрасный! Сколько исторических потоков здесь пронеслось, сколько духовных и бытовых традиций сплавилось в едином котле, переплелось в глубоких корнях уникальной культуры этого сибирского народа. Много сокровищ накопила древняя земля! Яркой драгоценностью и своеобразным символом культуры края стала малая декоративная пластика из агальматолита – цветного мягкого поделочного камня, богатые месторождения которого находятся в республике. Тувинцы называют его «чонар даш», так же называют и изделия, и даже сам промысел. Основы промысла закладывались в глубоком прошлом, тогда малые фигурки служили предметами культа и обихода, использовались в народном быту. Мастера обращались к различным материалам, но со временем главным сделался агальматолит, чьи декоративные свойства и сравнительная легкость обработки способствовали распространению камнерезного искусства. Устойчивые традиции и художественный язык промысла сложились позже, в начале XX века. Нынешние камнерезы, сохранив эту стилистику и национальное своеобразие, предлагают свои тематические решения и современные пластические разработки. Для дальнейшей жизни промысла огромное значение играет тот факт, что Тыва по-прежнему остаётся краем потомственных мастеров, что резьбой по камню занимаются с детства, и промысел по-прежнему привлекает многих – от самобытынх мастеров до художников-профессионалов. В собрании Кемеровского областного музея изобразительных искусств хранится более 70 произведений тувинской камнерезной пластики, созданных с 1980-х годов по настоящее время. Преобладают изображения животных, живые и выразительные, наделенные ярко выраженной декаривностью. Кроме анималистической тематики есть мотивы, изображающие жизненный уклад и традиции тувинцев: кочевье, спортивные состязания, верования и пр. Ряд сюжетов связан с мифологией и народным эпосом, уходящими корнями в восточную традицию и рождающими образы фантастических персонажей, таких как драконы и львы-арзыланы. Язык каменной пластики гармонично сочетает реалистическую достоверность и фантазийность, монументальную величественность и простоту. Несмотря на изрядную стилизацию, щедрый ажурный и рельефный орнамент, изображениям присуща естественность и органичность. В этом году в музее изобразительных искусств открылась уже вторая выставка, представляющая творчество художников республики. Особенность экспозиций состоит в том, что народные мастера-камнерезы выставляются вместе с профессиональными художниками. Работы мастеров-камнерезов Сергея Одушпая и Юрия Ооржака и скульпторов Александра Баранмаа и Хеймер-оола Донгака представлялись на равных в залах музея. Кемеровские зрители смогли понять, насколько крепко связаны самобытный народный промысел и профессиональное искусство края. После выставки в коллекцию музея было отобрано 12 предметов, а сотрудничество продолжилось новой экспозицией, представляющей творчество Хеймер-оола Донгака. Она стала первой (и, хочется думать, далеко не последней) персональной выставкой тувинского художника в залах кемеровского музея. Хеймер-оол Донгак, скульптор и камнерез, автор с ярким запоминающимся стилем и широким творческим диапазоном. Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, лауреат Премии Ленинского комсомола Тувы, дипломант и лауреат множества художественных премий, обладатель Бронзовой и Серебряной медалей Российской Академии Художеств. Искусство Донгака во многом определяется его национальным самосознанием и стремлением представить величие духовной сокровищницы своего народа. Помимо творчества, в республике получила признание общественно-просветительская деятельность Хеймер-оола Донгака по сохранению культурного наследия Тывы. Не случайно на открытие выставки приехал заместитель министра культуры республики Тыва Михаил Монгуш, представитель Национального музея имени 60-ти богатырей Александр Хертек, присутствовала начальник управления национальной политики департамента культуры и национальной политики АКО Татьяна Акимова. На выставку также пришли тувинские студенты, обучающиеся в кемеровских вузах, представители творческой интеллигенции города, юные художники. Древний промысел объединил людей разных поколений, национальностей и профессий. Демонстрация трепетного отношения к национальной культуре, яркое проявление национального самосознания и душевная щедрость самого художника обеспечили особую атмосферу и превратили официальную процедуру открытия в настоящий праздник. Руководитель проекта – журнала "Кузбасс – регион согласия” Л.Т.Зауэрвайн. Ответственный редактор Т.А.Акимова. Редакторы: Л.В.Щурова, Е.С.Кузнецова, Л.Д.Гудадзе, Е.А.Алексеенко. Автор-составитель Т.А.Кравченко.

Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 9 февраля 2018 г. 13:06
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=3206>

Responsive image