«Мир на ладони» Александра Ооржака

«Мир на ладони» Александра Ооржака
«Мир на ладони» Александра Ооржака Как выглядит молодой художник, который и рисует, и ваяет, и строгает, и бомбит? Да, именно как наш Александр Ооржак, молодой художник Национального музея Тувы. У него завтра, 16 декабря, в 14 часов откроется первая персональная выставка под названием «Мир на ладони…». Это ни много, ни мало, а отражение большого творческого пути Александра Тиграновича, который показал себя как талантливый перспективный художник, в один год став лауреатом первой степени на республиканском конкурсе им. Донгака Окаанчыка по резьбе из дерева, и уже на международном уровне получив Гран-при на конкурсе «Праздник топора» в г. Томске.  На выставке работ будет много, ему есть что показать: скульптуры из дерева, музыкальные инструменты, графика, макеты к выставкам, эскизы, граффити, скульптуры малой формы. В этом году Александр начал осваивать новую профессию — реставратора по графике.  Этим летом Виктория Кондрашова, корреспондент газеты «Тувинская правда», автор рубрики «Город молодых» беседовала с Сашей. Предлагаем еще раз почитать интервью с молодым художником, вышедшее под названием «Я ТОЛЬКО УЧУСЬ НА ВОЛШЕБНИКА».  Он несколько дней назад он вернулся из Москвы, где на протяжении двух недель под руководством первоклассных специалистов постигал азы нового для него ремесла. В филиале Государственного исторического музея, где проходила стажировка, Александра Ооржака знакомили с методами и приёмами реставрационного волшебства. Дали, правда, только базовые знания — остальное, предупредили, изучишь сам в процессе работы. Настоящего волшебника из тебя сделает только многолетняя практика.  СОХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ РУШЕВОЙ  Александр, по его собственному признанию, немного заробел от этого предупреждения. Всё новое всегда — боязно.  Реставратор по графике — а именно им, по задумке Национального музея Тувы и местного минкультуры, должен стать Александр, — восстанавливает не только контуры рисунков, но и — целостность бумаги, на которой рисунки изображены. Возвращает графическому экспонату его былую чистоту и ясность. Он и химик, который знает чудодейственные препараты и в какой пропорции их нужно смешивать, чтобы вывести с залежалых листов пятна разной природы. Он умеет выполоскать бумажный экспонат в обыкновенной воде так, что станет он чистенький, не разбухнет и не развалится. На это есть специальная технология. Да и много чего ещё чудесного умеет такой специалист.  Александр Ооржак — художник-оформитель Национального музея республики, а теперь — ещё и один из четырёх штатных реставраторов. В команде коллег Александра — специалисты по ткани, декоративно-прикладному искусству и керамике. Теперь музей приобрёл ещё и специалиста по графике.  — Что такое графика? Например, это рисунки Нади Рушевой, — поясняет Александр. — Рисунки от руки — это графика. Мне как раз и предстоит работать с наследием Рушевой. Многие из тех рисунков, что хранятся в музее, в плачевном состоянии. Где-то повреждена бумага, где-то своё дело сделали пыль, сажа… Рисовала художница на разной бумаге — акварелью, тушью, чернилами, фломастерами, разноцветными карандашами. Даже на обоях есть рисунки и на тоненькой кальке. Меня ждёт целая стопка рисунков — несколько десятков штук. Их надо реставрировать.  Правда, пока с реставрационной практикой Александру придётся повременить: для работы нужно профессиональное оборудование, которое музею ещё предстоит закупить. Ну а кроме оборудования, как сумел убедиться парень, в работе потребуется то, что, казалось бы, не представляет ценности: старинные газеты и журналы. Точнее, бумага, на которой они напечатаны. Много такой бумаги. Разного цвета и качества. У московских коллег этого добра — целые архивы. Собирать будешь всю жизнь, предупредили наставники.  ДЕРЕВЯННЫЕ МОТИВЫ  В музее Александр уже пять лет. Пришёл он сюда из мастерской «Кажык», что при Центре тувинской культуры. Там вместе с друзьями-художниками мастерил из дерева национальные инструменты, расписывал их традиционными орнаментами — так какое-то время зарабатывал на жизнь. Вообще-то по образованию парень — художник-преподаватель, в 2008 году закончил Кызылское училище искусств. Начал с росписи, а спустя год вырезал из дерева и первый инструмент. Продал его потом иностранному туристу.  В мастерской Александр подрабатывает по сей день. Создаёт из дерева не только инструмент — в основном это работа на заказ, а главный сезон спроса — лето, когда в Туву съезжаются гости на симпозиум по хоомею. Из дерева вырезает небольшие статуэтки, шкатулки, хозяйственную утварь. Интересно, что с деревом дипломированный учитель рисования подружился только в мастерской. До этого больше рисовал: карандашом по бумаге, струёй аэрозоли по стене (в юности горячо увлекался граффити). Ну а в мастерской, работая плечом к плечу с увлечёнными мастерами, вдруг по-настоящему раскрылся. Говорит, дерево — это особенный материал. Художник вырезает из него скульптуру, а оно напитывает художника своей тёплой энергией.  В этом году Александр Ооржак прославился: его работа стал лучшей на республиканском конкурсе по деревянной резьбе имени Донгака Окаанчика. Потом — ещё одна победа: уже в Томске, на международном фестивале мастеров «Праздник топора».  В Томск Александр поехал вместе со своим другом Артыш-оолом Монгушем. Оба замахнулись на масшатабные скульптуры — под два метра высотой. Артыш-оол вырезал горного козла, за что получил, кстати, почётное место в своей номинации, а Александр рискнул изобразить в дереве тувинский народный миф о том, как рождается игил. Композицию составили фигура музыканта и дерево за его спиной, в которое ударила молния. Именно из такого дерева, пронзённого небесным огнём, по преданию, и нужно делать игил. Задумка мастера удалась: по итогам конкурса его включили в число шестнадцати лучших мастеров фестиваля.  — Но всё же работать с деревом не так просто, как можно подумать, — предупреждает Александр. — К примеру, чтобы получился добротный инструмент или какое-то другое качественное изделие, брать надо только материал, который пролежал несколько лет. Как следует просохший. Из того, который только что привезли из леса, мастерить нельзя: изделие треснет. Поэтому мы делаем заготовки и откладываем их года на четыре. Маленькие скульптурки мастерим в основном из того, что остаётся после изготовления инструмента. Бывает, что добываем материал из старых заброшенных строений. На пилорамах ищем. Вообще тонкостей в работе много. Все их понимаешь с годами. Умудряешься научиться работать даже с плохим материалом.  — Плохой — это какой?  — Например, дефектный: с трещинами. Надо обыграть этот дефект так, чтобы получилось красиво… Когда работа закончена, наступает черёд росписи. Это тоже бывает непросто. Надо подобрать подходящий орнамент, продумать сочетание цветов. Садишься думать — а в голову ничего не идёт. Теперь я уже знаю, что переживать не стоит. Придёшь вечером домой, ляжешь спать — и во сне всё приходит: и орнамент, и цветовое решение.  Александр признаётся, что хоть и делает, вот уже много лет, музыкальные инструменты, и делает их уже давно профессионально, а играть на них так и не умеет. Чтобы определить, хорошо ли они звучат, зовёт коллег-музыкантов. Сетует: надо научиться.  * * *  Художник-оформитель в музее — человек занятой. Он продумывает оформление всех предстоящих выставок, организует процесс. Выставочная деятельность в тувинском музее очень живая: только постоянных выставок в год оформляется штук по десять. Ещё столько же — передвижных, временных. Для музея это солидно. Поэтому бригада художников и столяров без дела не сидит. Всё время что-то мастерят, замеряют, клеят, режут.  Каждая следующая работа начинается с демонтажа прежней экспозиции: экспонаты упаковывают и сдают в фонды. Александр знакомится с концепцией новой выставки, с экспонатами. Рисует эскиз того, как это будет выглядеть. Просчитывает сметную стоимость, защищает проект у начальства. Получено одобрение — закупаются нужные материалы, и дело пошло.  К своим новым обязанностям — реставрационной работе — Александр, по его предположению, при­ступит только в следующем году. К тому времени, вероятно, будет приобретено нужное оборудование, а реставратор успеет должным образом ознакомиться с фронтом предстоящей работы. Конечно же, она не ограничится рисунками Рушевой.  …С несколькими рисунками, кстати, из числа тех, что хуже всего сохранились, Александр и приехал к реставраторам в Москву. Там его сокровища осмотрели и плечами пожали: мы, сказали, многое можем, но не всё. Поэтому учиться пришлось на экспонатах московских. К слову сказать, там, в Москве, в реставрационной мастерской наш Александр оказался единственным парнем. С удивлением обнаружил, что реставратор, оказывается, преимущественно женская профессия. Там по этому поводу посмеялись. А в тувинском-то музее всё наоборот: все четверо реставраторов — мужчины.  Тщательный и кропотливый предстоит труд. Потребует усидчивости, терпения. Это искусство, которым овладевают только годами преданного служения ему. Как оно, собственно, и в творчестве. Талантливый художник и резчик по дереву, Александр прекрасно знает, что такое монотонная сосредоточенная работа. Именно она лежит в основе всего, что в законченном своём виде удивляет и вызывает восхищение.  Чтобы стать виртуозным волшебником, надо прилежно учиться. Тем более, что цель, стоящая перед начинающим реставратором, — архиважная: сберечь историю.   

Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 15 декабря 2017 г. 17:47
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=3088>

Responsive image