Московский гобоист Алексей Балашов и тувинская пианистка Анай-Хаак Балбан-оол совершили совместное путешествие в Италию

Московский гобоист Алексей Балашов и тувинская пианистка Анай-Хаак Балбан-оол совершили совместное путешествие в Италию

В крещенский вечер в концертном залеТувинской государственной филармонии состоялся концерт московского гобоиста Алексея Балашова. Он известен кызылчанампо прошлогоднему весеннему концерту «Музыкальноепутешествие по Европе». Тогда, 19 марта, ему аккомпанировала на рояле молодаяпианистка Александра Пирлей. В этотраз партии фортепиано исполняла Анай-ХаакБалбан-оол – одна из лучших практикующих пианисток Тувы, педагог Кызылскогоколледжа искусств имени Алексея Чыргал-оола и Республиканской школы искусствимени Ростислава Кенденбиля. Алексей заранее отправил ноты тувинской пианистке,чтобы та подготовилась к совместному концерту. А в Кызыле они вместепозанимались всего два раза на репетициях, но никто из слушателей этого незаметил: настолько органичным оказался дуэт.

Программа концерта соответствовалаобещанию на афише – «Путешествие изРоссии в Италию». Алексей Балашов, искренне радеющий не только запопуляризацию любимого инструмента, но и за продвижение классики в целом, передисполнением номеров, вкратце рассказывал об авторах и их произведениях,знакомил с историей зарождения исполняемых произведений. «Я раньше работал в симфоническихоркестрах, потом решил заняться исключительно сольной деятельностью,заодно – пропагандой инструмента, – рассказывает Алексей. – Гобой, к сожалению,не такой частый гость на российской эстраде в отличие от других инструментов.Например, фортепиано, скрипки или виолончели. Знакомлю публику с этимудивительным инструментом и получаю отзывы, что не зря. Многие ко мне послеконцерта подходят и признаются, что впервые в жизни слушали гобой и впредьпостараются делать это чаще».

Вечер открылся одной из виртуозных произведений,написанных в начале 18 века – соната соль минор для гобоя и фортепиано итальянскогокомпозитора Антонио Вивальди. Прозвучали вокализ для гобоя и фортепиано гениального русского композитора Сергея Рахманинова. Музыкант отдал даньи современным авторам, исполнив стилизованную под старинную музыку «Аве Марию»современного московского композитора ИраидыЮсуповой. Она по просьбе Алексея сделала аранжировку сначала для гобоя иоргана (он часто выступает с органом), позже – для гобоя и фортепиано. Первоеотделение вечера завершилось исполнением концерта для гобоя и фортепиано в трёхчастях венецианского композитора АлекссандроМарчелло. Этот концерт был известен еще в 18 веке: Иоганн Себастьян Бах сделал его переложение в до миноре. Длятувинской публики он прозвучал в ре миноре.

После небольшого перерыва вечер классикипродолжился самым популярным произведением известного советского композитора Арно Бабаджаняна – ноктюрном для гобояи фортепиано. Слушателей порадовала музыка советского композитора Александра Ключарёва, похожая натувинские мелодии благодаря применению пентатоники. Три пьесы для гобоя ифортепиано рисовали в воображении степи и горы с хрустальными ручьями: «Родныенапевы», «Сказка», «На празднике».

Окончательно покорил Алексей Балашовслушателей своей виртуозностью, исполнив в завершение концерта музыку знаменитогоитальянского композитора, гобоиста-виртуоза 19 века Антонио Паскулли, прозванного современниками Паганини гобоя. Сравнениес великим скрипачом он получил благодаря безупречному исполнению на гобое своихсочинений, которые отличались очень сложной техникой. Мастерски сыграв фрагмент из оперы ГаэтаноДоницетти «Фаворитка» в аранжировке Паскулли, Балашов сорвал овации зала.

Музыкант признался, что именно способностьтувинских слушателей оценивать произведения классики заставила его вернуться вТуву: «Здесь прекрасная публика. Было очень приятно выступать и год назад. Посрокам гастролей получалось приехать в Туву еще раз, и я воспользовался этойвозможностью. Спасибо большое Тувинской государственной филармонии, что удалосьорганизовать эти гастроли».

Послушать московского коллегу прибылина концерт и музыканты республики. Среди них – композиторы Чойгана Комбу-Самдыни Наталья Лопсан. «Сольное исполнение на гобое – редкое явление, особенно дляТувы. У нас гобоистов, можно сказать, один-два, – делится Чойгана Комбу-Самдан. – Вечер очень понравился. Виртуозноеисполнение, великолепный звук! Молодец! И, конечно же, нельзя не отметить успехнашего концертмейстера. За такой короткий срок так сыграть, словно вместевыступали всегда – не каждому удаётся. Так что Анай-Хаак Демир-ооловна –большая молодец!». «Мне очень понравился репертуар, – подхватывает Наталья Лопсан. – Особенно татарскаямузыка очень близка нам. Её слушаешь на одном дыхании. Великолепна и другаявыбранная музыка: ноктюрн Бабаджаняна, Рахманинов». Удачно выбранный репертуаротметил и другой слушатель, прошлогодний выпускник Кызылского колледжа искусствимени Алексея Чыргал-оола Ачыты Кара-Сал.Он учился тоже в отделении духовых инструментов, только по классу «ударныеинструменты» и после выпуска остался работать в колледже. «В жизни в первый разуслышал профессиональный гобой, – признался Ачыты. – Концерт оставил оченьяркие впечатления. Понравился выбор произведений, все они очень популярны нетолько музыкантам, но и любителям. К сожалению, такие сольные концерты редкоорганизовываются и наши студенты не привыкли их слушать. После сегодняшнеговечера возникло желание предложить руководству колледжа проводить и у нас подобныемероприятия с участием профессионалов».

Концерт в Кызыле стал началом новогоконцертного тура Алексея Балашова. Выступив в Тувинской госфилармонии от уехалв Хакасию, где дал концерт 22 января,за которым последовало выступление в Красноярске24 января. 27 января звуки его гобоя услышат жители Екатеринбурга. В февралегобоист планирует дать концерты в Ханты-Мансийскеи Сургуте.


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 22 января 2016 г. 17:22
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1879>

Responsive image