«Песня. Белая птица и Слон». Традиционный вокальный конкурс артисты посвятили 80-летию родного театра

«Песня. Белая птица и Слон». Традиционный вокальный конкурс артисты посвятили 80-летию родного театра
Вот и закончился вокальный конкурс среди артистовНационального театра им. Виктора Кок-оола «Песни белой птицы». Это третий посчету, а по сути – первое крупное мероприятие, посвященное 80-летнему юбилеюнашего театра. Два дня продолжался песенный марафон, два дня зрители пристальноследили за всеми конкурсантами и, конечно же, болели за своих любимых артистов.Компетентное ЖЮРИ (Галина Сюрюн, Александр Салчак, Оксана Тюлюш, ОпалАгбаан-Шыыраповна Шулуу и председатель Альберт Хомушку) долго подводили итоги,и это вполне естественно – наши артисты все талантливы! Кто-то действительновладеет голосовыми данными, а кто-то, не страдая от отсутствия таковых, простопел. Пел сердцем и душой… Вот о душе и хочется поговорить…Когда-то Владимир Серен-оол – известный поэт,драматург, выпускник 1968 года Ленинградского государственного институтатеатра, музыки и кинематографии - назвал новое здание театра «Белым слоном». Иэтот символический образ огромного животного вдруг всплыл перед глазами впервый же день проведения данного конкурса, с первых минут. А над ним леталатоже символическая «Белая птица». С «птицей» всё понятно, об этом образеговорили задолго до начала подготовки к данному мероприятию и вообще кконкурсу, а вот почему «Слон»? По окончании мероприятия вышли на улицу… Шел снег!!! На улице светло-светло ирадостно… Здание театра светилось как-то по особенному – и точно волшебныйслон! А верхняя часть - птица! А белый снег придавал неожиданной картинкесказочность и волшебность. Да! Подумала я, это сама природа и души тех, ктостоял у истоков становления и развития нашего тувинского театра, приветствовалине только участников, но и всех соучастников прекрасного действа – зрителей.Естественно, дорога домой была легкой, а перед глазами в памяти проплывалисветлые образы тех, кого упоминали в тот вечер ведущие: Александр Лаптан,Николай Олзей-оол, Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, Любовь Севильбаа,Дмитрий Дамба-Даржа, Оюн Болдукпан, Алексей Чыргал-оол, Борис Бады-Сагаан,Чылбак-оол Мортай-оол, Кара-Кыс и Максим Мунзуки…

Всего конкурсантов 13 пар – Соловей и Жаворонок. Все участники готовились кнему с большой ответственностью и трепетом, потому что первая песня, которуюони выбрали по жеребьевке, из репертуара корифеев тувинского театра.Действительно первое отделение конкурса было овеяно особой атмосферой. Это былэкскурс в историю театра. Фрагменты видеозаписей с лицами ветеранов и ихисполнением песен, содержательный комментарий ведущих Омака Натпит-оола и ШеннеШоюн по сценарию Салима Монгуша, режиссерское решение Марины Идам, общееруководство конкурсом, как организатора, Луизы Мортай-оол– всё это вкупесодействовало рождению этой особой, трепетной атмосферы. Второе отделение конкурса было более свободным, т.е. все участники действавторую песню выбирали по доброй воле. Это было красочно, увлекательно иразнообразно… Подробную информацию о победителях в номинациях, именадипломантов и лауреатов можно найти в Контакте на официальной страничкеНационального театра им. В.Кок-оола. А вот обладателей Гран-при конкурса назовуеще раз - Саяна Сат и Аржаана Стал-оол. Поздравляю! Они достойны этой награды. Можно писать о каждом номере конкурсной программы, но имею желание поделитьсямыслями и воспоминаниями, которые возникли в головушке после прекрасногоюбилейного действа. Итак, давно это было… Во все времена народ любил заниматься сочинительством,это было своеобразным времяпрепровождением и отдыхом-развлечением. Через песниони выражали свои думы и чувства. Разные они были народные песни.Соответственно время тоже накладывало отпечаток на их тематику. Согласно решению VIII Великого Хурала об организации тувинского национальноготеатра в январе 1936 года комиссия приняла 10 талантливых молодых людей втеатральную студию при учебном комбинате г.Кызыла. К 25 марта этого же года ониприготовили большой концерт, в программу которого в основном вошли народныепесни. Именно с этого дня начинается отсчет возраста нашего Национальноготеатра им.В.Кок-оола. Тогда были такие наивные представления о театральныхпрофессиях вообще, и не было специалистов. Поэтому в подготовке программы помогалиработники русского посольства, среди них Н. В. Раевский, партийные работникиТНР Оюн Ортун-оол и Ооржак Лопсан-Кенден. А также молодые писатели и поэтыСтепан Сарыг-оол, Сергей Пюрбю, Байкара Ховенмей и многие другие. Повоспоминаниям Максима и Кара-Кыс Мунзуков это было время коллективноготворческого труда. Всё ново и ответственно. Каждый, кто имел дар ксочинительству, стремился помочь студийцам подготовить достойную программу.Многие народные песни необходимо было обработать, отредактировать текст и дажедобавить, т.к. многие из них имели лишь один куплет. А порой выбиралипонравившуюся народную мелодию и на нее писали текст.

Например, известная песня в исполнении Кара-Кыс Мунзук «Бай-ла, Хемчиим» первоначальноимела другой вид, т.е. и по тексту и музыкальным акцентам звучала совсем по-другому.Степан Агбаанович написал новый текст, его и записали автором. И тут вновьважно отметить – коллективная работа над текстом продолжалась! Кара-КысНомзатовна позднее с улыбкой на лице вспоминала об этом периоде: «Это былопохоже на детскую раскраску. Картинка есть… Раз мазок, два мазок… И получиласьразноцветная картинка». Отрадно, что первоначальный вариант этой песни в исполнении Чымба АлександраМаныгыевича сохранился на пластинке студии «Мелодия» 1935 года. МаксимМонгужукович упоминал и другие песни. Время такое было, говорил он. Каждыйстремился познать новое, внести свой вклад в строительство новой жизни. Онижили в свое время и верили. Они были другими... А случись нам, ныне живущим,оказаться в том времени – прожили такую же жизнь.

Коллективное сочинительство – было присуще первому поколению артистов. Вплотьдо 60-х годов этот плодотворный и доброжелательный дух такого труда витал потеатру. Мне кажется, что за всеми песнями, которые были написаны - Кок-оолом,Лаптаном, Чыргал-оолом, Кенденбилем, Мунзуками, Сарыг-оолом и другими - доэтого периода и если даже есть конкретные имена авторов, стоит целое поколениетворческой интеллигенции Тувы. Сегодня приходится только сожалеть о том, что небыло каких-либо технических средств для фиксации прекрасных моментов дружногосотворчества. Это я к тому - слушая истории рождения той или иной песни из конкурснойпрограммы, просто подумалось – как много интересной и полезной информации мыпотеряли! Всё ушло в никуда! Ушло вместе с их носителями. Но ведь что-то жеосталось! Так давайте, друзья, будем любопытными! Ведь наше старшее поколениеартистов гораздо чаще ездили на гастроли по районам республики, о них помнят вашибабушки и дедушки. Наверняка рассказывали вам о них, вспоминали их выступленияи встречи с ними. Живы и потомки артистов, которые в разное время работали втеатре. Пишите нам! Рассказывайте! Давайте откроем неизвестные страницы ихжизни.И последнее, однако, пришло время обратиться к ранее написанным произведениямАлексея Чыргал-оола, Ростислава Кенденбиля, Степана Сарыг-оола и других.Однако, пора ставить музыкальные спектакли... Материалы есть, клавир имеется,артисты смогут... Вот только бы прочесть либретто... Как говорят, мечтать - невредно. Так давайте будем вместе МЕЧТАТЬ! И ЖЕЛАТЬ, чтобы наши мечты сбылись!Светлана Мунзук

   


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 18 декабря 2015 г. 13:22
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1853>

Responsive image