Дата•
28 октября 2015 г. 18:30
Хөөмей: вчера, сегодня, завтра

Торжественнымконцертом участников закончился фестиваль «Хоомей в Центре Азии», которыйзатронул проблемы сохранения и развития одного из визитных карточек нашейреспублики. Хоомей как особый жанр народного музицирования в общей системетрадиционной культуры тувинцев выступает довольно автономным и весьмаспецифическим явлением. Для того, чтобы донести рассмотрение традиции досовременности, сохранить ее живой и действенной, народу необходимо былонакапливать и в течение веков передавать ее от поколения к поколению. Фестиваль закончился, но работа по сохранению и развитию хоомея продолжается.Так, глава республики Шолбан Валерьевич Кара-оол, выступая перед участникамифестиваля на торжественном вечере, заверил, что открытие Академии хоомея в Тувестанет основой для дальнейшего развития горлового пения в Туве. Проведенный фестиваль подтвердил статус тувинского хоомея как особо ценногообъекта культурного наследия Республики Тыва, включенного в единый реестробъектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Наподмостках фестиваля назрела необходимость определения Тувы как центра развитиягорлового пения. Значительный интерес специалистов и музыкантов сегодня представляют теизменения, которые происходят с данной традицией, и которые свидетельствуют онезаурядных творческих потенциях горлового пения, о его способности к новымпроявлениям. Сохраняя свою аутентичность в сфере бытового музицирования срединосителей традиции, этот жанр экстраординарного пения в то же времяпретерпевает существенную трансформацию, проявляя при этом необычайнуюпластичность. Именно в жизнестойкости и неисчерпаемости творческого началахоомея ярко проявляются его гибкость и способность соответствоватьхудожественным запросам и эстетическим поискам общества на новом этапе бытия,обретая тем самым возможность быть переданным следующим поколениям. В основедальнейшего развития этой традиции, в первую очередь, лежат поиски современныхтувинских музыкантов.

Имеются в виду опыты профессиональных и самодеятельныхколлективов, отдельных исполнителей по соединению этого искусства с хоровым исольным пением, что усиливает выразительный эффект звучания. Гибок и состависполнителей — от соло до ансамблей. Кроме того, хоомей исполняют представителикак самого старшего поколения, так и самого молодого, в чем такжепрослеживаются преемственность, непрерывность традиции. Интересен и творческий поиск молодых музыкантов Тувы и ряда народов ЦентральнойАзии в сфере синтеза традиционного и современного, т.е. попытки соединениянекоторых образцов поп-, рок- и джазовой музыки со звучанием хоомея. Такимэкстраординарным способом нашу культуру видят многие наши молодые артисты,такие как Александр Куулар. Как источник новых, необычных, экзотических, иногдадаже шокирующих звуков хоомей привлекает активное внимание и музыкантовзарубежных стран. Такого рода знакомства с горловым пением можно наблюдать вАмерике, Японии, во Франции, Германии, Швеции, Нидерландах и т.д. В настоящее время специалистами Центра традиционной тувинской культурыисследованы актуальные вопросы сохранения и передачи будущему поколению«жемчужины» Тувы, хоомея, проблемы особенностей исполнительства тувинскогогорлового пения и его защиты; физико-акустические аспекты горлового пения,вопросы методики преподавания хоомея в дополнительных образовательныхучреждениях. В заключение хочется отметить, что проведенный фестиваль еще раз показал нам,насколько красочна и красива традиционная музыка кочевых народов центральнойАзии. Мы близки к тому, что в будущем будем готовить музыкантов-хоомеистов наболее грамотном и высоком уровне.
Надежда Даржаа,
Заслуженная артистка России и Тувы, "Тувинская правда"