Три богатства Бады-Доржу Ондара: хөөмей, семья и родина
При всей своей популярности Бады-Доржуудалось сохранить лицо того самого истинного тувинского мужчины, о которомгрезят тысячи девушек: скромный, обаятельный, добрый, интересный, веселый и нина йоту не затронутый звездной болезнью. Вдобавок ко всему – замечательныйсемьянин, любящий муж и заботливый отец.
- Кто внес вклад в твое мужскоевоспитание?
- Из родных наибольший вклад в моевоспитание внес отец Владимир Чамбалович Ондар. Его не стало в прошлом году. Попрофессии он был столяром-плотником. Строил дома, изготавливал мебель и другиепредметы обихода. Любил спорт, увлекался волейболом. Считаю, что примером длямальчика в семье является, прежде всего, его отец. От него зависит, каким будетего сын. Если глава семейства ведет себя неподобающе мужчине, то и сын вырастеттаким же. Мне с отцом повезло, так как у него не было плохих, не достойныхмужчины, сторон.
Еще один человек, который вывел меня набольшую сцену и научил меня вести себя в обществе – это мой Башкы (учитель)Конгар-оол Борисович Ондар. С 1993 года, с тех пор как я поступил в классхоомея в Республиканскую школу искусств, я всегда был рядом с ним. Он былгораздо больше, чем просто учитель хоомея. Башкы, как родной отец, всегдаопекал меня, поддерживал, давал ценные советы. Он наказывал нам, его ученикам,любить Туву и гордиться тем, что мы тувинцы. Башкы всегда говорил, что мы, какистинные тувинские мужчины, должны знать свои обычаи и обряды, играть в нашинациональные игры, любить самого верного друга – коня, национальную борьбухуреш и устное народное творчество. Он научил нас достойно держать себя передлюбой публикой.
- Помнишь свой первый выход на сцену?
- Да. Это было в 1991 году. Мне было летсемь. Отец привез меня из нашего родного села Ийме Дзун-Хемчикского кожууна вКызыл на концерт «Магаданчыг кежээ» («Восхитительный вечер»), организованныйБашкы и чаданской группой «Челээш». В те годы хоомей мало где звучал, ивыступление группы было большим событием. «Челээш» устроил гастрольный тур повсей Туве. Эта группа до сих пор есть в Чадане. Отец был знаком с Конгар-ооломБорисовичем. Они были односельчанами. Видимо, отец был в курсе планов Башкы осоздании класса хоомей в Республиканской школе искусств и привез меня тогда сцелью продемонстрировать ему мое выступление. Я исполнил соло сыгыт и мойбудущий наставник, похвалив меня, сказал, что меня нужно обучать дальше.
В 1993 году я поступил в Республиканскуюшколу искусств на только что открывшийся класс хоомея под руководствомКонгар-оола Ондара. Моя семья, чтобы обучить меня, переехала в Кызыл. Как я ужесказал, хоомей тогда редко где звучал. Записей тем более не достать было. Тогдамоими кумирами были Башкы, Кайгал-оол Ховалыг, Геннадий Тумат. Из фольклорныхгрупп и ансамблей был тогда только «Тыва». Позже появились «Хун-Хурту», «Тывакызы», «Чиргилчин». То, что Башкы открыл школу послужило большим толчком квозрождению хоомея в нашей республике.
По общеобразовательным дисциплинам яучился в третьем классе. А по музыкальным дисциплинам я оказался одноклассникомИгоря Кошкендея и Евгения Сарыглара, которые были старше меня и по общеобразовательнымучились в девятом классе. Все мы страстно были увлечены хоомеем, отращиваликежеге (мужскую косичку) как у Башкы и у народных хоомейжи. Я с тех пор так и живус кежеге. Игорь как-то постригся, и какое-то время носил короткую стрижку, но потомснова отрастил.
- Когда ты начал ощущать своюзнаменитость?
-Я до сих пор себя таким не ощущаю.
- Как же так! Тебя ведь знает вся Тува!А у ансамбля «Алаш» тысячи поклонников по всему миру! Признайся, что «Алаш» знаменитыйансамбль.
- Это очень трудный вопрос. Да, «Алаш», наверно,известен. Но не могу сказать, что ансамбль достиг предела знаменитости. Заметно,что год от года наше мастерство оттачивается, но нам, музыкантам «Алаша», ещеесть куда расти и к чему стремиться. Интерес к ансамблю растет.
- А как ты ощущаешь этот интерес?
-Это видно по количеству зрителей, приходящих на концерты нашего ансамбля заграницей. В последнее время всегда полные залы. Ансамблем интересуютсязарубежные средства массовой информации.
- Что интересует зарубежных СМИ?
- В основном они спрашивают о Туве, охоомее, о том, что мы видим, когда исполняем хоомей, как можно научитьсягорловому пению и в каком возрасте лучше начать обучение.
- А что вы видите, когда исполняетехоомей за границей?
- Мы видим нашу природу: горы, степи,тайгу, быстротечные горные реки, Енисей. Красоту своей родины начинаешьосознавать только вдали от нее. Все это нам говорили и на занятиях по хоомею вТуве, но воочию убеждаешься в этом только на чужой стороне.
- Когда и как был создан ансамбль«Алаш»?
- В 1999 году я поступил на отделение тувинскихнациональных инструментов Кызылского училища искусств имени АлексеяЧыргал-оола. Сейчас он стал называться Кызылский колледж искусств. Нас,однокурсников, было много – свыше двадцати. Двенадцать из нас владели горловымпением. Поэтому мы возродили ансамбль «Чангы-Хая», в котором до нас состоялинаши старшие братья Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш к тому времени ужеокончившие училище. Все народные хоомейжи вышли из нашего училища.
В ансамбле «Чангы-Хая» мы выступали намногих концертах, конкурсах и фестивалях. Некоторые ребята оставили учебу, и витоге нас осталось шесть человек: Сергей Сотпа, Вадим Ооржак, Май-оол Седип,Аян Ширижик, Аян-оол Сам и я. На старших курсах мы начали понимать, что намнужно переименоваться. Поэтому в 2001 году мы назвали наш ансамбль «Алаш». В этомже году мы поехали на первый для нас зарубежный этнический фестиваль «РиддуРидду» в Норвегию. Тогда нас выехало всего трое: Аян, Аян-оол и я. А в 2002году в Норвегию мы поехали уже вшестером. С годами все разъехались, создалисвои семьи. В итоге нас в ансамбле осталось трое.
- А ты когда встретил свою вторуюполовину?- Мою будущую жену Азияну Биче-оол явстретил еще в третьем классе. Мы с ней были одноклассниками в школе искусств,а потом и однокурсниками в училище искусств. Она всегда мне нравилась, но якак-то не решался подойти к ней и признаться. После окончания училища наши путиразошлись: она поступила в Красноярскую академию музыки и театра, а я поступилна заочное отделение Восточно-Сибирской государственной академии культуры иискусств. Вновь встретились с Азияной только летом 2008 года, и я осмелилсяоткрыть ей свои чувства. С тех пор мы вместе. У нас растут две дочки. Старшей,Ай-Чурек, 18 февраля будет четыре года, а младшей, Анчыме, 22 февраляисполнится два годика.
- Чем интересуешься помимо хоомея?
- Электронноймузыкой, рок-музыкой. Как помню себя, всегда интересовался музыкой. В свободноевремя люблю играть на бас-гитаре, электрогитаре. Площадкой для экспериментовдля нас, нескольких хоомейжи, служит проект «Хогжумчу» («Музыкант»). Если вансамбле «Алаш» мы играем только традиционную музыку, то в «Хогжумчу» мы даемволю фантазии и экспериментируем, смешивая разные жанры и направления.
- Если бы не музыкантом и не хоомейжи,то кем бы ты мог стать?
- Не могу представить себя в другойпрофессии. С самого раннего детства моя цель – стать хоомейжи – настолько быласильна и настолько глубоко сидела во мне, что ни о какой другой профессии я нина секунду не задумывался. Мой интерес к музыке с каждым годом только всебольше углубляется, расширяется. Музыка – это очень широкое явление. Разъезжаяпо всему миру и встречая многих разных музыкантов, я всегда восхищаюсьмногогранностью мира музыки. Возможности музыки бесконечны. Можно смешиватьразные стили, жанры, направления. «Ят-Ха» прекрасно доказал, что рок идеальнозвучит с горловым пением. Я убежден в том, что хоомей может звучать не только сроком. Почему бы его, например, не скрестить с оперой или с другими жанрами? Уверен,что горловое пение может гармонично звучать с чем угодно. Только нужно искать. Хоомейстановится популярным и среди китайцев, монголов и других зарубежныхмузыкантов. Жаль, конечно, что многие начали говорить, что хоомей – это их искусство.
- А ты, как истинный тувинец, убежден,что хоомей берет свои истоки именно от тувинского народа?
-Да, хоомей – это сокровище, оставленное нам нашими предками. До сих пор восхищаюсьи поражаюсь тому, как нашим предкам удалось сохранить наше искусство хоомей итувинские национальные инструменты. Молю и благодарю Бога за то, что, несмотряна все гонения и попытки искоренить наше традиционное тувинское, все этосохранилось. Это говорит о мудрости, силе и гордости нашего народа.
- Сколько стран ты объездил как музыкант?
- В гастрольной карте «Алаша» США,Канада, Италия, Франция, Норвегия, Польша, Англия, Турция, Узбекистан, Китай,Тайвань, и, конечно же, Монголия. Я перечислил только те страны, где мывыступали, а если посчитать те, где мы просто проездом были, то все и не вспомню,наверно. Например, гастролируя по Европе и, направляясь в какую-нибудь страну,мы проезжаем мимо нескольких других. Разъезжая по США, мы теряли счет штатам иначинали путаться в конце. Мы как-то с ребятами и с Шоном Куирком – нашимменеджером, считали, в каких штатах Америки побывали. Насчитали сорок с лишним.Не были лишь в шести штатах.
- Какая поездка больше всегозапомнилась?
- Все поездки для меня интересны. У каждогонарода есть что-то интересное, самобытное, обычаи, обряды. Все по-своемугостеприимны. Очень увлекательно познавать чужую культуру.
- Объездив много стран, некоторые люди начинают ощущать себягражданами мира, для них словно стираются географические границы и ониперестают ощущать свою принадлежность к какой-нибудь национальности. У тебя неттакого ощущения?
-Нет, наоборот. За границей я еще больше ощущаю себя тувинцем. Моя национальнаяидентификация «мен – тыва мен» («я – тувинец») еще больше обостряется. Находясьна чужбине, на очень многие вещи начинаешь смотреть по-другому, многоеначинаешь понимать и ценить. Как будто бы смотришь на Туву со стороны, и длятебя открываются новые грани. У нас есть друзья, иностранные музыканты, которыев разговоре с нами делятся, что хотят жить, например, в такой-то стране, таккак там хорошо. Я не понимаю этого. Я даже представить себя не могу, живущимгде-то в другом месте кроме Тувы. Когда уезжаю на гастроли, не проходит инедели, как я уже начинаю тосковать по Туве, и мне безумно хочется домой.
- Самые длинные гастроли?
-В 2006 или 2007 году на четыре месяца уезжали в Америку.
- Самый сложный концерт?
-Прямо таких сложных тяжелых концертов не припомню. В Америке бывает сложноиз-за разницы во времени. Например, приехали мы сегодня, а завтра уже концерт.У нас в Туве утро, а у них вечер. И мы чувствуем себя на концерте, словно мы всюночь не спали. Но все это терпимо.
- Бады-Доржу, ты столько лет на сценевыступаешь перед самой разной публикой в самых престижных концертных залахмира. Волнуешься ли перед выходом на сцену?
-Да, перед каждым выходом на сцену я волнуюсь. Даже если это совсем маленький зали небольшой концерт.
- Даже здесь, в Туве, перед роднойпубликой волнуешься?
-Перед родным зрителем, как ни странно, еще больше волнуюсь. Очень сильноотличаются зарубежные и домашние концерты. За границей перед каждым концертомШон выходит и объясняет публике, о чем мы сейчас будем петь. Так, зарубежныезрители знают содержание, и нам остается лишь посредством музыки передать весьостальной образ того, о чем мы поем. А здесь, на родине, Шон нам уже непоможет. Нам самим, напрямую, нужно донести зрителю весь смысл и душу музыки.И, к тому же, тувинский зритель – знаток, его трудно удивить просто хоомеем,поэтому необходимо отдаваться полностью и стараться изо всех сил.
- Какие, на твой взгляд, существуютпроблемы в сфере культуры в Туве?
- Как музыкант, я очень остро ощущаю проблемуотсутствия хорошей звукозаписывающей студии, где можно было бы осуществитькачественную запись музыки, исполняемой большой группой музыкантов, как,например, Тувинский национальный оркестр. Еще одна проблема, если продолжитьтему о студии, это отсутствие высококвалифицированных технических специалистов,которые с глубокими знаниями физики могли бы сотворить качественный звук. У нас есть замечательные талантливыезвукооператоры, которые и без специального образования могут сделать все какнадо. Но если их еще и обучить в профессиональных студиях в больших городах, топросто цены им не будет.
- Где вы записываете свои диски?
-Диски «Алаша» мы записываем в Америке. Тувинский национальный оркестр одну частьальбома записал в студии радистанции ГТРК «Тыва», а другую часть – в студии«Хун-Хурту» в арендуемом здании. Больше оркестр записать негде.
- Как ты побеждаешь депрессию?- Немогу сказать, что впадаю в депрессии. При плохом настроении или вдали от дома,когда сильно за душу берет тоска, беру любой инструмент и начинаю играть.
- Любой инструмент? А на какихинструментах ты играешь?
- Играю на гитаре, игиле, дошпулууре,шооре, хомусе, бызанчы, немножко на баяне, немножко на фортепиано.
- Чего не хватает для полного счастья?
-У меня есть самое главное – моя семья, мои дочери. Больше мне ничего не надо.
- Каким ты видишь себя через десять лет?
-Тоже музыкантом. Что еще может измениться?
- Может, наконец-то, станешь знаменитым?
(смеется).
- Ты не думаешь о преподавательской деятельности?
-Вполне возможно, что лет через десять буду преподавать. А может быть, так ибуду играть. Сложно сказать. Так далеко не заглядывал еще.
- Как ты думаешь, каким должен быть настоящий мужчина?
- Настоящиймужчина должен обладать многими качествами.Мужчина должен быть предан своей родине, уметь ценить ее. Мужчина – этотот, кто зажигает огонь в очаге. Он обеспечивает тепло в доме. Это значит, чтомужчина должен любить свою работу, супругу, детей, уметь вежливо разговариватьс людьми, с уважением относиться ко всем, не разжигать раздор и ссоры.
Беседовала Виктория Хомушку
Газета «Мотиватор», №3 (16),
февраль 2014 года
Бады-Доржу Владимирович Ондар – солист одного изсамых известных в мире фольклорных ансамблей «Алаш», получившей в 2008 годумузыкальную премию Национальной академии звукозаписи США «Грэмми», солист Тувинскогонационального оркестра, музыкант проекта «Хогжумчу».
Родился 9 мая 1984 года. Женат на Азияне Биче-оол – главном дирижереСимфонического оркестра Республики Тыва, преподавателе Республиканской школыискусств им. Р. Кенденбиля. Воспитывает двух дочерей.
Блиц-опрос:
Любимый цвет?– Черный, белый, так как все другие цвета в них содержатся.
Любимое блюдо?– Изиг-хан и жареная картошка.
Детская мечта?– Стать хоомейжи. Моя мечта осуществилась.
Что ты читаешь в данный момент?– Ничего не читаю, так как некогда: дети, интернет… Обычночитаю тувинские сказки в дороге, когда еду на гастроли.
Без чего не представляете своей жизни?– Без музыки.
Какое место на Земле Вы бы хотели непременно посетить?– Тибет. Хочу увидеть большой буддистский храм.
Какой добрый поступок совершили сегодня?– Еще не успел совершить добрый поступок.
Поиск новостей
Метаданные новости
- Дата: 6 августа 2015 г. 19:55
- Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
- Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1738>