Станислав Ириль: «Песня – моя отдушина»


Сегодняон успешно совмещает актерскую деятельность и руководящую должность в театре. С2013 года он успел проявить себя как чуткий и внимательный директор, знающийвсе проблемы своих сотрудников и старающийся помочь в их решении.
-Станислав Николаевич, Вы поступили в Ленинградский государственный институттеатра, музыки и кинематографии в 1994 году шестнадцатилетним юношей и были самыммладшим в курсе. Откуда и как Вы попали туда?
- В селе Кызыл-Тайга Сут-Хольскогокожууна, где прошло мое детство, в школе был театральный кружок, которымруководила Римма Биче-ооловна. Нас там было одиннадцать ребятишек. Мы играли вспектакле «Хайыраан бот». У меня была роль Сарыг-Ашака. Когда объявили конкурсв театральный институт, я учился в девятом классе. Мы все поехали в столицунашу пытать свое счастье. Конкурсные туры проходили в Кызылском училищеискусств. Экзамены принимали Алексей Кара-оолович Ооржак и Виктор ОюновичНаксыл. Тогда большой интерес был к театральному институту, и желающих поступитьбыло очень много. Среди абитуриентов были опытные в актерском деле ребята, успевшиеокончить актерское отделение Кызылского училища искусств. Это были мои будущиеоднокурсники Леонид Кан-оол, Эдуард Ондар, Олег Сат, Саяна Сат. Помню, как Эдикпомогал мне создавать этюды для экзамена, а Леня подсказывал мне на экзамене поистории. Мне тогда попался вопрос о битве на Курской дуге.
- Сколько вас тогда поступило втеатральный институт?
-В Кызыле туры прошли тридцать шестьчеловек и среди них я. В этом составе все поехали в Ленинград, тогда еще городтак назывался. В северной столице мы уже перед педагогами ЛГИТМиКа прошли те же самые три тура: читали басню,прозу, стихи, пели песню и танцевали. В итоге успешно прошли испытаниядевятнадцать человек, в их числе и я. Мнеочень повезло. Меня, окончившего девятый класс, взяли тогда в порядкеисключения, решив проблему со школьным аттестатом.
- До театрального института Ваша жизньбыла связана с культурой?
- С детства я пою и играю на музыкальныхинструментах. Мои старшие братья все музыкальные. Дома у нас всегда была гитараи баян, и я с детства научился играть на гитаре. Я каждый день пас овец, ичтобы не было скучно в степи, пел тувинские песни. Старшая сестра у меняработала в клубе уборщицей, и я часто помогал ей мыть там полы. Кроме этого,будучи школьником, работал в этом же клубе массовиком-затейником, организовывалмероприятия, пел на концертах. С жадностью слушал концерты коллективов, которыеприезжали в наше село на гастроли: ансамбли «Аян» и «Саяны», тувинский театр. Единственныйспектакль, который мне удалось увидеть «Ханныг истер» («Кровавые следы»).Заслушивался песнями модных тогда групп: «Центр Азии», «Кара одуректер»,«Чангы», «Челээш». Концерт только что созданного фольклорного ансамбля «Тыва» ясмотрел сидя на полу в зрительном зале клуба. Очень по душе мне пришелся репертуарансамбля. Тотчас же выучил все песни наизусть, и когда автобус с артистамиуехал, сел во дворе школы и начал петь.
- Станислав Николаевич, Вы играли наинструментах, пели, работали в клубе, то есть, были видным юношей. Поклонницыбыли?
- Я был активистом, но при этом былочень стеснительным и скромным, не любил лишний раз высовываться в обществе,был послушным и прилежным учеником. Наверно, из-за своей стеснительности я недружил с девушками, и в Питер я уехал свободным молодым человеком.
- Были тяжелые 90-е годы. Тогда выехатьв Санкт-Петербург было трудно наверно?
- Да, тогда в стране шли перемены,экономически очень нестабильное время было. Моей мамы тогда уже не было вживых. В дорогу меня собрали мои сестры, а также моя тетя Оюмаа Калчановна. Я всемье четвертый ребенок из пяти. Есть у меня старшие сестры Саяна и Саида, старший брат Сережа и младшийбрат Альберт. В начале 90-х еще можно было достать билет на самолет. А когда мыв старших курсах были, ездили только на поездах.
- А во время учебы сложности были?
- Да, как же без этого? Годы такиебыли. Жили все в общежитии на Опочинина, 8. В 9:30 утра у нас, например, былозанятие по танцу. Помню, как наш педагог по танцу наказывал, чтобы мы, еслинечего есть утром, хотя бы выпивали стакан кипяченой воды, чтобы в животесовсем пусто не было.
-А стипендия была?
- Да. Стипендия выходила каждый месяц, имы на нее покупали единый проездной билет.
- Вашим мастером был профессор АнатолийСамойлович Шведерский. Мне известно, что он много лет работал в театре «Буфф».Тогда он был связан с этим театром?
- Да, уже тогда он работал в театре«Буфф» и несколько раз водил нас туда в качестве зрителей. Многие из еговыпускников и по сей день работают в этом театре. Наш мастер тот редкийчеловек, в котором удачно совмещались и хороший тонкий актер, и театральныйпедагог. Он снимался у таких мэтров советского кино как Герман, Козинцев,Сокуров.
- Кого из его учеников, ставшихизвестными, можете назвать?
- За сорок с лишним лет работы втеатральной академии он принял участие в выпуске многих талантливых студентов сактерского, эстрадного и режиссерского курсов. Среди них Михаил Боярский, ЕвгенийЖуравлев, Игорь Скляр, Юрий Гальцев, Анна Ковальчук и другие.
- А с кем из сегодняшних знаменитостейВы учились в одно время?
- Когда мы учились, мы даже и неподозревали, кто в будущем станет известным, кто достигнет славы. А таких ведьочень много. Мы окончили уникальную академию, одну из самых старейших исильнейших театральных школ. На курс младше нас в мастерской ВениаминаФильштинского учились Константин Хабенский и Михаил Пореченков.
- Какие занятия Вы любили?
- Навсегда запомнились мне занятияМихаила Григорьевича Шмойлова. Его, к сожалению, уже нет в живых. Многиепедагоги наши ушли. Михаил Григорьевич один первых, кто дал нам азы актерскогомастерства. Он вел у нас дисциплину «Память физических действий». Через несколькодней, 26 апреля в 18 часов у нас состоится торжественный концерт, посвященный20-летию выпуска нашего курса. И на него из Санкт-Петербурга приедет нашпедагог Татьяна Трофимовна Селянинова, которая вела у нас сценическое движение.На ее занятиях мы учились правильно двигаться по сцене в соответствии с эпохой.Например, как ходили с тростью в 18 веке, как начали ходить в 20-м веке, какнужно правильно фехтовать и так далее.
- Что Вам наиболее запомнилось изстуденческих времен?
- Все свои первые шаги в жизни я начал встуденческие годы. Это ведь самые горячие молодые годы, когда кровь бежит пожилам с бешеной скоростью. В основном я ходил за старшими ребятами из своегокурса. Авторитетом в курсе пользовались Леонид Кан-оол и Откун Достай. Откун доакадемии успел поучаствовать в ансамбле «Тыва» и поэтому этот опыт емупригодился. Он создал фольклорную группу «Озум», где были он, я и наш ушедший впрошлом году друг Оолак Ондар. С этой группой мы ездили на гастроли в 1992 годув Амстердам, Брюссель, Гагу. Даже альбом «Озум» выпустили. Тогда диски только-тольконачали появляться в России, и наш диск был одним из первых. Этот диск мызаписывали в Москве в киностудии «Мосфильм» ночью, так как только тогда студиябыла свободна. До недавнего времени был у меня этот диск, сейчас нет. Вминистерстве культуры Тувы тоже много было этих дисков. Все раздали. Сейчас,возможно, только у Откуна сохранились.
Запомнились мне интересные веселые землячества,которые мы проводили в белые ночи на берегу озера в районе Озерков. Нас,тувинских студентов из различных городов – Москвы, Питера, Харькова и других – собиралосьчеловек семьдесят и мы всю ночь пели песни под гитару у костра. Сейчас все этинаши друзья из различных городов занимают очень хорошие должности. Среди нихсудьи, прокуроры, врачи, учителя, финансисты. Поскольку именно наша тувинскаястудия постоянно затевала землячества, то и у нас на Опочинина, 8 былипостоянные сборы.
- Ваш курс окончил академию в 1994 годуи вернулся в Туву с триумфом?
- Да, это незабываемое время! Мыпоступили в ЛГИТМиК, а окончили СПбГАТИ, так как за те четыре года, что мыучились в театральном институте, произошло много перемен. Город изменил своеназвание из Ленинграда в Санкт-Петербург, а вместо СССР появилась РоссийскаяФедерация. Мы были в гуще исторических событий, видели, как миллионы людей собирались на митингах наДворцовой площади.
В 1994 году мы, четырнадцатьвыпускников тувинской студии Санкт-Петербургской государственной академиитеатрального искусства, приехали в Туву с тремя дипломными спектаклями: «ЖоржДанден», «Дикарь», «Кошка, которая гуляет сама по себе». С дипломными спектаклямиобъездили всю республику. Но это был не первый наш опыт. Мы еще в 1992 годуприезжали в Туву с отчетным концертом. После концерта в Кызыле нас отправили нагастроли в Тоджинский кожуун. Жили мытогда на берегу живописного озера Азас, выступали с концертами в Тоора-Хеме и вселе Ий, катались на теплоходе «Заря». Славное было время!
- Вы окончили академию в составечетырнадцати человек. А сегодня Вас в театре лишь восемь. Как сложилась судьбаостальных?
- Некоторые ушли из профессии. Не помню,когда они ушли из театра. Некоторые наши друзья ушли из жизни.
- Вы были поющий, владеющий музыкальнымиинструментами молодой актер. Как Вас приняли в театре?
- Приняли меня очень хорошо. Жить яначал в гостинице «Кызыл» так как своего жилья не было. Первой ролью в театрестала роль героя Йохей в спектакле Тикамацу «Масляный ад». Через год я ужеиграл Седипа в постановке АлексеяОоржака «Кара и Седип».
- Осознавали ли Вы тогда, какая Вамбольшая роль досталась?
- Да, осознавал. Играть роль Седипа быладля меня огромная честь. И герой близок мне – мягкий, романтичный. Помогали мнев создании образа советом и делом старшие артисты. С «Кара и Седипом» мыобъездили всю Туву. Иногда на гастролях я одновременно был и актером и, звукооператором.Нажимал на нужную кнопку, звучала фонограмма, и я выходил на сцену петь.Звуковое оформление спектакля меня очень интересовало. Впоследствии я даженесколько спектаклей музыкально оформил.
- А когда Вы полюбили свою вторуюполовину – Луизу Сентябрьовну Мортай-оол?
- Года через три-четыре после окончанияакадемии. Мы сблизились, когда начали играть в спектакле «Аргада чыыш»(«Сборище в лесу»). Я ирал Марала, Луиза – Лису. Вместе ездили с этимспектаклем на гастроли. В общежитии филармонии, где мы тогда жили, наши комнатыбыли рядом. Много общались, подружились и полюбили друг друга. В 2001 годуофициально зарегистрировали наш брак.
- Какую роль играет в Вашей жизни песня?
- Песня – моя отдушина. Я, как уже говорил,пою с детства. После много выступал на сцене, участвовал во многих вокальных иэстрадных конкурсах.
- А сейчас, занимая пост директора, частоли Вы поете?
- Да, я так же пою, как и раньше. Толькодома начал меньше петь, так как у нас сейчас есть чудесный маленький ребенок. СынЛуизы Чаяан и его супруга Милана родили малыша Лопсанчика. Если раньше мы всевремя пели дома, включив музыку на проигрывателе, то теперь уже нельзя, так какмалыш спит.
- За эти двадцать лет службы в театревозникало ли желание уйти из театра?
- Нет, ни разу не думал об этом. А кудая еще пойду? Я – актер и больше в жизни ничего не умею делать.
- А что Вы испытали, когда Вампредложили должность директора?
- Когда мне министр культуры сообщил обэтом, я попросил время на обдумывание, и думал три месяца. Советовался сглавным режиссером Алексеем Ооржаком, бывшим директором Начыном Шалыком,Орланом Дамба-Хуураком и Конгар-оолом Ондаром. В итоге решился. За годы работыв театре, постоянно выезжая на гастроли, я узнал проблемы театра изнутри.Должность директора очень ответственная и вместе с тем, есть возможность внестисвою лепту в развитие своего родного тувинского театра.
- Как Вы думаете, какую сторону театра,в первую очередь, нужно развивать?
- Все стороны нуждаются в развитии,прежде всего, творческая сторона. Статус театра «Национальный» требует особогоподхода в вопросах совершенствования деятельности. Мое желание, как актера,чтобы на сцене была тувинская классика, чтобы звучал фольклор. Музыкальнуюсторону нужно усилить. Театр должен выезжать на большие гастроли, участвоватьна фестивалях, ставить качественные масштабные спектакли.
- За двадцать лет что у Вас в жизнипроизошло замечательного, о чем Вы вспоминаете с удовольствием?
- В театре таких моментов было много. Авот в жизни самое прекрасное событие – это рождение внука. Нарадоваться не могусыночку.
-Вы занимаете ответственный пост директора и еще на сцене успеваете играть.Когда и как Вы отдыхаете?
- Нагрузка действительно большая.Честно говоря, я очень мало сплю. Отдыхаю только летом. Выезжаю с друзьями нанеделю порыбачить. Беру энергию от природы, и ее мне хватает до следующеголета.
-Что Вас мотивирует так работать?
- Желание развивать наше тувинскоеискусство.
Беседовала Виктория Хомушку
газета «Мотиватор», апрель 2014 года
ИрильСтанислав Николаевич –директор и актер Национального музыкально-драматического театра им. ВиктораКок-оола. Родился 5 мая 1973 года. Лауреат премии в области литературы иискусства Министерства культуры Республики Тыва с 1998 года, лауреат премииПредседателя Правительства РТ в области вокального искусства с 2005 года, заслуженныйартист Тувы с 2001 года и народный артист Тувы с 2008 года.
Член Ассоциации «Хоомейжи» РеспубликиТыва, лауреат Международного симпозиума «Хоомей-95» в стиле «Каргыраа». Женатна актрисе Национального театра, заслуженной артистке Тувы Луизе Мортай-оол.
Блиц-опрос
Любимыйцвет?
- Зеленый.
Любимоеблюдо?
- Чай. Картошка в нормальном жареномвиде.
Детскаямечта.
- Быть летчиком.
ЧтоВы читаете в данный момент?
(указывает на ворох бумаг на рабочем столе).Документы. Раньше в деревне я зачитывался книгами тувинских авторов. Когдаучился, читал произведения русских писателей. Сейчас, к сожалению, все меньше времени.Хватает времени только новости в интернете прочитать.
Безчего не представляете своей жизни?
- Без пения.
Какоеместо на Земле непременно хотели бы посетить?
- Малайзию.
Какойдобрый поступок совершили сегодня?
(прим. авт. В Тувы состоялись гастролимонгольского театра «Ойрат» Увс аймака и Станислав Ириль ездил провожать гостейдо границы, на что потребовались стуки).
Поиск новостей
Метаданные новости
- Дата: 28 июля 2015 г. 19:06
- Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
- Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1737>