Игорь Дулуш: «Надеюсь услышать в Кызыле музыку Шнитке»

Игорь Дулуш: «Надеюсь услышать в Кызыле музыку Шнитке»

– Игорь Дыртык-оолович, какие задачи сейчас определяютрепертуарную политику Тувинской филармонии?

– Как и у всех филармоний на территории России, нашазадача – продвижение профессионального искусства в области классической музыки,причем как мировой, так и российской, и тувинской в том числе. После распадаСССР в национальных республиках начался подъем национального искусства, что, содной стороны, хорошо, так как во времена советского периода многое ушло внебытие; с другой, произошел некий обратный перекос. Сейчас мы нацелены на то,чтобы, насколько возможно, обеспечить единое культурное поле РоссийскойФедерации. Исходя из этого, выстраивается вся концертная политика Тувинскойгосударственной филармонии. Тем более наше учреждение – государственное ибюджетное, артисты получают зарплаты, утвержденные в Москве. Республика Тыва –дотационная, у нас нет своей промышленности, нет меценатов, и в этом плане наснельзя сравнить с Ханты-Мансийским автономным округом, Красноярским краем,Пермью, Екатеринбургом, Самарой...

У нас есть свои трудности. Для того чтобы, например,сыграть «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, необходим полный составсимфонического оркестра, и это целая проблема. Тувинский государственныйсимфонический оркестр был создан в 1966 году решением генерального секретаря ЦККПСС Л.И. Брежнева как подарок Тувинской АССР за достижения в народномхозяйстве и личные заслуги секретаря Тувинского обкома КПСС Салчака Токи.Музыканты были собраны со всего Союза, от Магадана до Калининграда, приехалиоркестранты из Одессы, Петербурга, Москвы – всего около 60 человек, и всем имдали квартиры, инструменты, предоставили все условия. Это был очень широкийжест. Но партия не просчитала, что симфонический оркестр может успешноразвиваться только в городах-миллионниках, потому что миллионник можетпозволить себе обучать детей с малых лет в детских музыкальных школах, потом вмузыкальных училищах, а затем доводить их до уровня консерватории. Всемизвестно, что из тысячи детей, которые поступают в ДМШ на скрипку,консерваторию заканчивает не больше десяти. А у нас население всей республикитогда было 200 000 человек, включая город Кызыл, и в малых населенных пунктах,конечно, не хватало специалистов. В 90-е годы было закрыто оркестровое отделениеКызылского колледжа искусств. И когда струнный состав оркестра, собранный в60-е, состарился, заменить его оказалось некем. На данный момент всимфоническом оркестре филармонии нет струнного состава. Но мы выходим изположения благодаря тому, что пригласили играть старшеклассниковРеспубликанской музыкально-художественной школы искусств им. Р.Д. Кенденбиля.Вот таким образом на уровне Министерства культуры РФ было решено восстановитьструнный состав и уже здесь, на практике, создать «лесенку» образования школа –училище – вуз. Вместе с ними у нас получается камерный состав симфоническогооркестра.

К сожалению, из Красноярска и Новосибирска в Тувуникто из скрипачей не едет – уровень жизни здесь совершенно не тот, в разыотличается заработная плата. И хотя наша республика была приравнена к севернымтерриториям – у нас 90% доплаты за суровые условия жизни, – для молодых италантливых скрипачей этих средств недостаточно. Играя на втором-третьем пультеновосибирского оркестра, они получают заплату больше, чем работая у нас в трехместах. Но в РШИ преподает много скрипачей и виолончелистов родом из Монголии,которые в свое время окончили Свердловскую консерваторию и пришли работать кнам, так как в Монголии зарплата еще ниже. Возможности сложившегося состава оркестра,конечно, накладывают отпечаток на выбор репертуара. Мы стараемся представитьпублике классику советской и русской композиторской школы, а также несложныепроизведения венских классиков.

– Как развивается творческая судьба другихфилармонических коллективов?

– Один из самых прославленных наших коллективов –вокально-инструментальный ансамбль «Аян», завоевавший в 1980 году Гран-при наВсесоюзном конкурсе артистов эстрады в Сочи. Сейчас у нас несколькоколлективов, работающих в эстрадном жанре и опирающихся в основном наэтнический материал. Искусство мастеров тувинского горлового пения по правупризнано за рубежом – такие ансамбли, как Хуун-Хуур-Ту, Чиргилчин, Алаш, TываКызы, ЯТ-ХА постоянно выступают и в Европе, и в Америке, и в Азии. Ихтворчество во многом соприкасается, хотя по составу они отличаются. Насегодняшний день именно тувинцы – законодатели мод в горловом пении. Нашимастера преподают даже в Китае, который включил горловое пение в списокнематериального культурного наследия ЮНЕСКО как собственное достижение. Даже вМонголии горловое пение очень сильно пострадало во времена советского периода –многие выпускники, окончившие вузы в Москве, Ленинграде, Новосибирске,Свердловске, вернувшись на родину, стали учить своих соотечественников, «как надопеть», и в результате живая традиция была нарушена. В Туве, хотя она и являласьс 1944 года автономной областью СССР, возможно, из-за труднодоступности регионатрадиция сохранилась лучше. Наш народ, включая простых табунщиков и пастухов,генетически ее помнил, и в 90-е годы ее удалось очень быстро восстановить. Сточки зрения тувинца, горловое пение – самое естественное. Бурдон внизу,сохраняющий свою высоту, – это как ветер в пещере, это естественный воздушныйстолп, проходящий через человеческое тело. Одновременно с ним может звучатьсубтон, тон и обертон, с помощью которых певец выписывает на самом верхусложные мелодические рулады. Способности к такому звукоизвлечению в каждомчеловеке заложены природой!

Что касается ладового строения тувинской музыки, онаоснована на сложнейшей пентатонике – это не просто пять черных клавиш, а однииз самых старых ладов человечества. Огромную роль в исследовании нашей культурысыграл профессиональный композитор и исследователь тувинского фольклора А.Н.Аксенов – в 1964 году вышла его монография «Тувинская народная музыка».Некоторые тувинские песни пришли из очень древних времен и родились еще доТюркского каганата, образованного в VI веке. Композиторы-классики тувинскоймузыки советского периода успели за семьдесят лет написать много произведений,основанных на национальных ладах. И мы хотим, чтобы мир эту музыку услышал.Именно поэтому мы обязаны сохранить симфонический оркестр филармонии. В 2006году Чикагский симфонический оркестр сыграл III часть «Таежной симфонии»Владимира Тока, и после исполнения американцы очень заинтересовалисьтворчеством этого автора, захотели исполнить всю партитуру целиком. Этусимфонию исполнял также симфонический оркестр Хакасской республиканскойфилармонии в Абакане, и публика была поражена. Тока – уникальный композитор,его музыка, может быть, поначалу звучит непривычно для уха европейскогомузыканта, но постепенно раскрывается ее естественная красота и близость кприроде, в ней слышна наша степь и тайга. Добавлю, что он был сыном первогосекретаря Тувинского обкома КПСС Салчака Токи, который руководил Тувой с1933-го и до самой смерти в 1973 году. Это был самый успешный руководительсреди регионов и республик Союза, он попал в книгу рекордов Гиннеса какобладатель семи орденов Ленина. Именно его заслуги в 60-е годы и повлияли напостановление Совета министров СССР о создании Тувинской государственнойфилармонии и симфонического оркестра. Оба его сына стали замечательнымимузыкантами: Виктор Тока был дирижером, Владимир – пианистом и композитором.

– Как обстоят дела с композиторским творчеством в Тувесейчас? Появляются ли новые имена?

– В Кызыльском колледже искусств на отделении теориимузыки действует класс композиции, наши выпускники поступают в Новосибирскуюконсерваторию, Красноярскую государственную академию музыки и театра. Но покамы сдержанно относимся к их сотрудничеству с филармонией. На мой взгляд, многиеиз тех, кто гонится за современностью, потеряли естественное ощущениенационального лада. В их творчестве гораздо сильнее проступают влияниякитайской музыки, татарской, чувашской, что меня удручает. Мы очень внимательноследим за молодежью, но пока тувинские классики не раскрыты широкому слушателюдаже у нас, в Туве. И одна из задач филармонии – сохранить традиции и показать всемумиру эту красоту.

– Каковы ваши приоритеты на ближайший сезон?

– Республика Тыва вступила под протекторат Российскойимперии в 1914 году – это уникальное событие в истории, когда целая территориясо своим народом добровольно входит в состав большого государства. Так что вэтом году мы отмечаем 100-летие единения Тувы с Россией, и все мероприятияпосвящены этой теме. К сожалению, в 90-е годы произошел отток интереса урусскоязычного населения к филармонии, и эту потерю мы стараемся восстановить:проводим концерты, на которые русскоязычный зритель пойдет с охотой.

В Тувинской государственной филармонии очень хорошаяакустика, лучшая в Кызыле, хотя само здание – деревянное, было построено в 1934году специалистами из Петербурга. Здание является историческим памятником,первоначально в нем располагался Дом офицеров советского контингента, потомвоенкомат, откуда тувинцы в 1943-м добровольцами уходили на фронт. Сейчас мы снадеждой ждем поддержки на уровне Министерства культуры РФ проектастроительства нового концертного филармонического зала в Кызыле. Ко времени егосоздания наши юные скрипачи и виолончелисты уже подрастут, и симфоническийоркестр сможет исполнять обширный классический репертуар, от Моцарта и доШнитке – надеюсь, что и он когда-нибудь в Кызыле прозвучит.

– Желаем исполнения всех ваших планов!

Мусаелян Е.

gazetaigraem.ru


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 4 марта 2014 г. 21:13
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1399>

Responsive image