Фестиваль «Хомус – 2013» и 16 имен тувинского варгана
11-12 октября в Республике Тыва состоялся II Международный фестиваль-конкурс «Хомус». Пропускать это событие я не хотел и включил поездку в свои осенние планы. Тыва — один из самых известных варганных регионов России, побывать там очень хотелось — и тут как раз подвернулось такое любопытное и редкое событие (предыдущий международный фестиваль в Тыве проходил, если не ошибаюсь, очень давно, еще в 2005 году).Надеюсь, позднее организаторы фестиваля перешлют мне видеозаписи выступлений, а пока же — публикую иллюстрированную статью о поездке.Кстати, в этот раз я напечатал в дорогу стопку буклетов. Туда получилось включить статью про историю русского варгана (позднее я опубликовал ее в сети в дополненном варианте) и небольшие заметки о работах Сергея Пыжова и о варганном центре «Обертон-Про». Эта практика оказалась довольно полезной: тема западных варганных проектов оказалась многим в новинку и буклеты пользовались спросом.
Да-да, все это — такой ненавязчивый способ напомнить о том, что поездка прошла при спонсорском участии центра «Обертон-Про» за которое я очень благодарен. Без этого организовать поездку было бы сложнее.Ну а теперь — ближе к делу.1. Немного истории
Фестиваль начался 11 октября. С утра всех приезжих участников фестиваля собрали вместе и...привели на экскурсию в Национальный музей Республики Тыва.
Компанию мне составляли другие приезжие гости фестиваля: Миндигафур Зайнетдинов и ансамбль «Яугель» из Башкирии, Лео Тадагава из Японии, детский ансамбль «Алас» из Хакасии. Кроме того, ожидались гости из Якутии (которым, как оказалось позднее, пришлось отменить поездку в последний момент — жаль!), а в анонсе фестиваля был упомянут и некий участник из Украины. Последнее меня заинтересовало особенно: было крайне любопытно, кто из Украины решил поехать в Тыву вместо киевского «Обертоника» (фестивали проходили почти одновременно), но упомянутого участника среди гостей в музее я так и не встретил. Хотя позднее оказалось, что он там был, и даже ближе, чем можно было себе представить.
Затем к нам ненадолго присоединилась еще одна гостья — Масами Ямасита, тоже из Японии. Оказалось, что мы виделись с ней мельком на прошлом варганном конгрессе в Якутии и что она периодически ездит на фестивали. Поздоровавшись со всеми, она почти сразу же скрылась на втором этаже музея, а нас повели на экскурсию по первому.
Но знакомство с девушкой, увлеченной варганами — это куда интересней, чем экскурсия. Пришлось отправиться следом за гостьей из Японии и это решение оказалось дважды правильным: через несколько минут я нашел не только Масами, но и зал музыкальных инструментов (кстати, почти все остальные гости в этот зал так и не добрались из-за нехватки времени).
Глаз не отведешь!Особенно интересным показался способ крепления кожи на бубне:
Да и струнные инструменты хороши.
Мне особенно понравилась эта конструкция с резонаторами из рога.
Но самое интересное — это, конечно же, варганы. Их в музее нашлось восемь. Вот первые четыре:
Отдельно продублирую костяной:
А вот оставшаяся четверка. На примере этих варганов можно представить эволюцию пластинчатого варгана, постепенно превратившегося в дуговой.
Мое внимание привлек бронзовый пластинчатый варган. Особенно интересно было сравнить конструкцию с более древними инструментами Прикамья (например, можно сравнить с бронзовым пермском варгане X века, о котором я недавно писал).
В общем, практически все время, отведенное на экскурсию, я провел рядом с этой экспозицией. А потом нас увезли гулять дальше.
2. Тувинские пейзажи, японские гости и самый странный варган
Конечно же, на протяжении всего фестиваля гостям довольно часто показывали всевозможные достопримечательности.
Но находить что-то интересное и непривычное удавалось и без экскурсий. Тыва, пожалуй, один из самых самобытных регионов нашей страны. Просто для примера можно показать самую обычную улицу Кызыла:
А вот вид из окна.
Раз уж зашла речь о тувинский пейзажах, упомяну, что особенно гармонично на их фоне смотрелись гости из Японии.
Знакомьтесь — это Масами, о которой я уже писал в самом начале, она периодически ездит на фестивали, как она сама говорит, просто послушать игру на варгане. Но строчка «Master of Arts, Musicology» на визитке как бы намекает на самые серьезные намерения в этом вопросе.
А вот Лео Тадагава. Подробно о нем самом рассказывать не буду. Если вы увлекаетесь варганами и пока еще ничего не знаете о Лео — не волнуйтесь, рано или поздно вы о нем все узнаете. Это неизбежно. А вот о том, зачем он приезжал в Тыву — напишу.Лео приехал на фестиваль не только как слушатель и член жюри конкурса, но и как издатель замечательного диска, который вполне может войти в историю варганной музыки.Помните норвежский сборник Fille-Vern? Лет семь назад норвежцы выпустили прекрасное издание, которое включало в себя 93 композиции традиционных мотивов, исполненных на муннхарпе. Но главная фишка издания была не в этом, а в том, что композиции, вошедшие в сборник, записывались начиная с 1937 года и до наших дней.Стараниями Лео Тадагавы и Валентины Сузукей сборник с похожей концепцией, получивший название «Мелодии, которые играла моя мама», появился и в Тыве, в него вошли записи нескольких поколений исполнителей, в том числе и полевые записи, которые начали собирать в 1985 году. Подробней о диске можно прочесть здесь. http://www.tuva.asia/news/tuva/6590-disk-homus.html
Издание добротное, в виде книжки. Если интересуетесь тувинской варганной культурой — обязательно постарайтесь раздобыть себе экземпляр. Увы, не знаю, где сейчас такой можно найти в продаже в интернете, но, вероятно, можно попробовать связаться с Центром развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Лео привез с собой довольно много дисков и наверняка часть тиража осталась там.
этоЭтоэто с разных ракурсов и записать пример игры, но так было бы слишком скучно. В общем, предлагаю вам додумать все детали самостоятельно. Скажу только, что инструмент вполне себе звучит.
Чуть позднее мы с Лео разговорились и сошлись на том, что отказ от традиционных форм варгана может скрывать в себе довольно большой и до сих пор неисследованный потенциал. Но пока — вернемся к традиционным.
2. Фестиваль: тувинские варганы, мастера и украинские участники После музея и прогулок мы оказались в центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Основная часть фестиваля проходила именно здесь. Участникам раздали фестивальную атрибутику и оказалось... Да, оказалось, что загадочный представитель Украины — это я (видимо, так сложилось из-за того, что в заявке на участие я честно упомянул, что играю на украинских инструментах). Сильно сопротивляться этой роли я не стал: решил, что Аксентий Васильевич Бескровный, уроженец Киевской губернии и мой прадед по совместительству, наверняка был бы доволен сложившимся раскладом. Кроме того, представителем Украины я был только на бумаге. Перед выступлениями меня объявляли как представителя Москвы. И в обоих этих случаях я оказывался единственным западным исполнителем на фестивале.
[Еще один спойлер: немного подробностей об украинских участниках]В расписании значилась презентация диска, изданного Лео, и все отправились в зал. Я же задержался на небольшой выставке хомусов, где можно было попробовать на зуб тувинские инструменты разных мастеров. Познакомился и с двумя мастерами, вот они: С мастером слева (кстати, на фотографии он пробудет играть на варгане Пыжова) я поговорить почти не успел — сначала он общался с прессой, а потом я бегал по другим делам и в суете забыл даже записать его имя. А вот с мастером справа мы все-таки разговорились — это Юрий Маржымалович Ондар. Юрий Маржымалович занимается хомусами давно, свое занятие он перенял еще от отца. Он вкратце рассказал об изготовлении традиционных тувинских хомусов. Оказалось, что некоторые инструменты, которые ему требуются для изготовления варганов, он сконструировал сам. Вот, например, инструмент для обработки заготовок под язычки: А вот еще одно приспособление для тех же задач, но уже более простое: Заготовка с клеймом мастера. Кстати, если сам тувинский хомус очень сложно спутать с какими-либо варганами других регионов, то внутри традиции дела обстоят немного иначе: тувинские мастера делают очень похожие друг на друга инструменты и, не зная каких-то «фирменных» штрихов того или иного изготовителя, хомусы сложно отличить друг от друга. Но звучать они могут очень по-разному, внешнее сходство может быть очень обманчивым. Заготовки варганов разной степени готовности: Юрий Ондар приехал в Кызыл из села Бора-Тайга и я пытался было договориться о том, чтобы приехать к нему и поснимать мастерскую, но, увы, времени на то, чтобы проехать лишние 500 км уже не оставалось и встречу с мастером пришлось отложить до лучших времен. Но мы обменялись контактами и, надеюсь, его работы можно будет увидеть позднее и у нас. На самой выставке было довольно много инструментов, хотя с виду, как я уже говорил, все они оказались похожими друг на друга. Но встречались и штучные экспонаты. Да, ветка на фотографии — это тоже разновидность варгана, подробней об этом будет написано позднее. А вот варган с внешним резонатором из рога (кстати, навевает воспоминания об американских варганах с рупором и о кубызах-грушах): Были и другие инструменты. Например, этот прекрасный бубен: А кроме инструментов встречались и прочие любопытные экспонаты. Нашелся даже информационный стенд на котором я обнаружил подозрительно знакомый список мастеров и варганистов. Мир тесен! Но немного отвлекусь от фестиваля. Несмотря на наличие мастеров, с доступностью инструментов в Тыве не все так хорошо, как может показаться. На это сетуют и сами тувинские музыканты. Например, тувинских хомусов не было в продаже на выставке. А те хомусы, что встречались в магазинах, оказывались, увы, не очень хорошего качества. Но самое забавное. Несколько раз подряд наблюдал в магазинах Кызыла такую вот картину: Кроме тувинских инструментов в продаже встречались алтайские варганы Поткина (ну, они-то везде встречаются, это понятно) и — внезапно — белорусские варганы работы Виктора Пяточенко. Вообще, время постепенно переворачивает все с ног на голову. Если несколько лет назад на западе России было большой удачей найти хоть какой-нибудь инструмент, то сейчас ситуация почти противоположная. Найти хорошие инструменты в широком доступе в Башкирии или Тыве — крайне сложно. Зато в Москве и Санкт-Петербурге выбор инструментов самой большой по всей России (забавно, но факт: даже в магазинах Якутска якутских хомусов встречается меньше, чем в том же «Обертон-Про», не говоря уже про инструменты других традиций). Интересно, как все будет складываться дальше. В общем, почти всю презентацию диска я пропустил. Успел только на общее фотографирование. Обратите внимание: справа на фотографии (в синем платье) — Зоя Доржуевна Монгуш, именно она и взялась за организацию фестиваля. Остается надеяться, что теперь его будут проводить чаще! Кстати, один вопрос знатокам варганного мира: как вы думаете, что не так на этой фотографии? Подсказываю: эта фотография, если я ничего не упустил из внимания, чуть ли не одна на миллион. Потом был небольшой перерыв и нас ждал специальный концерт для участников. Перед началом организаторы раздали зрителям мои буклеты, вот участники детского ансамбля «Алас» изучающие материалы по истории варгана: (Кстати, было очень забавно раздавать в Азии буклеты со статьей об истории русского варгана. Как я уже упоминал, тема эта была почти всем в новинку и периодически я начинал чувствовать себя предметом для изучения; наверное, также себя иногда чувствуют те азиатские исполнители, которым мы организуем концерты в Москве.) В то время, как слушатели и участники фестиваля изучали буклет, я решил заняться чем-нибудь полезным: Оказалось, что Масами вполне себе неплохо владеет инструментом и учится играть, а не только путешествует в качестве слушателя. Начинающие варганисты так любят скромничать! А потом был небольшой концерт. Запомнилось забавное совпадение. В одном ансамбле были только мужчины: В другом — только женщины. А со следующего утра началась конкурсная программа. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать прочитать, так что попробуем дождаться видео. Я упомяну только про некоторые детали, которые запомнились. 4. О конкурсе и о шестнадцати названиях тувинского варгана Конечно, конкурс был с сильным акцентом на сохранение традиций. Положение гласило, что исполнять нужно две композиции — традиционную и не очень традиционную. Приветствовалось и наличие региональной символики, а все участники выступали в костюмах (ну, кроме одного; да и в качестве региональной символики я мог похвастаться только бейджиком с надписью «Украина»).
[Спойлер номер три: совсем немного критики]«мелодиями на соок, дая, кулузун, ча, чарты, шелер, демир, эргек хомусах». И здесь как раз получится рассказать об одной из самых интересных особенностях тувинской варганной культуры. В Тыве используется сразу несколько разновидностей варгана, а уж названий для них и того больше. Покопавшись в статьях мне удалось насчитать сразу шестнадцать имен варгана, хотя некоторые из них обозначают один и тот же инструмент. Итак, считаем: ыяш хомус, дая хомус, сооскен хомус, адыр хомус, чарты хомус, шавылаар хомус, кулузун хомус, шелер хомус, соок хомус, демир хомус, хола хомус, чес хомус, мыйыс хомус, ча хомус, хыл хомус, эргек хомус. Попробуем разобраться с помощью иллюстраций из книги В.Ю. Сузукей «Хомус в традиционной культуре тувинцев». Для начала — темир хомус и ча хомус. Под этими названиями скрываются хорошо известные инструменты: собственно, металлический тувинский гетероглотический варган и ротовой лук, известный во многих культурах. А вот Айланмаа Дамыран и ча хомус: Дальше. Чарты хомус — это пластинчатый варган упрощенной конструкции (такой можно сделать даже из фанеры). Шелер хомус или кулузун хомус — тоже пластинчатый варган, но уже привычной конструкции. Насколько я понял, название пластинчатого варгана может меняться в зависимости от материала (кость, дерево, бамбук, медь, бронза). Чес хомус и хола хомус — это варганы из меди. Мыйыс хомус — из рога, хотя я могу и ошибаться. Дальше идут тая хомус или ыяш хомус — самая простая разновидность варгана, которую только можно представить. Раздвоенная ветка. Снова вернемся к исполнительнице. Можно присмотреться к тому, как играть на ветке (один из концов ветки находится за щекой). Но это только один из вариантов. Если ветка тонкая, сухая (а еще лучше — треснутая посередине), то на ней можно играть и просто удерживая ее у ротовой полости. В остальных названиях я, признаюсь честно, запутался. И, кстати, если меня не подвело зрение, то, кажется, два отрывка Айланмаа исполнила на варганах других народов: я заметил бамбуковый муккури айнов и вьетнамский дан мои. Впрочем, варганы эти вполне вписывались в общую концепцию и музыкальный экскурс по теме разновидностей инструмента удался очень хорошо. Вообще, может показаться, что в Тыве удалось собрать чуть ли не все разновидности варгана со всех времен, хотя это, конечно, не совсем так. Разновидностей варгана, которые сейчас используются исполнителями, в Тыве больше, чем в остальных регионах, но архаичные предварганы прошлого встречались в самых разнообразных вариантах и сосчитать их все было бы сложно. Это могла быть и травинка, и обычный лист, и даже насекомые. О последнем варианте я когда-то подробно рассказывал на одном из концертов. Кстати, гости из Башкирии тоже не ограничились дуговыми варганами. Миндигафур Зайнетдинов, помимо основной концертной программы, сыграл небольшой отрывок на деревянном кубызе, Дилара Рафикова использовала в игре вьетнамский дан мои. А в выступлении в составе ансамбля «Яугель» исполнители добавили в свой арсенал курай и ложки. Гости из Башкирии готовились основательно и выступление было интересным. Можно было услышать по несколько сольных композиций Миндигафура и Дилары и четыре — в составе ансамбля. Как слушатель и зритель, я был в восторге (как и тувинская публика), а как человек с опытом организации варганных событий — был несколько удивлен (об этом я уже писал выше). А вот уже и тувинский ансамбль «Тыва кызы», занявшие первое место в соответствующей категории победителей. В их выступлении можно было увидеть и услышать сразу несколько типов варгана: металлический, бамбуковый, ротовой лук, варган-ветку... Конкурс плавно перешел к гала-концерту, где участники сыграли по одной из композиций из конкурсного репертуара, и к награждению. Ах да, чуть не забыл упомянуть про еще одну особенность варганной музыки в Тыве: очень часто игра на хомусах сопровождалась горловым пением, но постараемся дождаться видеозаписей. А вот и зрители: На этом фестиваль подошел к концу. 5. Вместо послесловия: юрты, тувинские красавицы и награды Многим приезжим участникам поездка обошлась недешево и после фестиваля всех повезли на заслуженный отдых. Организаторы остановили свой выбор на этнокультурном комплексе «Алдын-Булак»: Внутри встречали тувинские красавицы: Дальше нас ждали: небольшие выступления и короткий концерт... ...национальная кухня... ...арака... ...в общем, веселились как могли. А потом нас разместили ночевать в других юртах, адаптированных под туристов чуть более чем полностью: В процессе исследования жилого пространства были обнаружены: плазменный телевизор, кондиционер, обогреватели и люстра. Меня поселили вместе с Лео и Миндигафуром, но Миндигафур сразу ушел по своим делам, мы же решили сфотографировать на память всякие фестивальные трофеи. А дальше нас ждало прекрасное завершение фестивальной эпопеи: Лео (будучи неутомимым исследователям всего, что касается варганов) обнаружил, что призовой кубок Миндигафура можно разобрать. А, как гласит одна мудрость, понимание нужно только для действия. В общем, Лео попытался развинтить приз, а потом — попытался собрать обратно то, что удалось открутить. И то и другое не удалось доделать до конца и после всех этих процедур на почетной награде можно было обнаружить некоторые эээ... следы вандализма. Впрочем, вернувшись, Миндигафур ничего не заметил (с другой стороны, он наверняка прочитает эту запись и если так — извини Лео, привет Миндигафур!). Утром следующего дня оставалось пройтись по округе и снять местные виды. А потом — обратно в Кызыл и домой. 6. Post scriptum Так и не решил, куда деть последние две фотографии, напишу о них отдельно. После фестиваля оставался еще один свободный день и мы с Лео решили пройтись по магазинам — ему нужно было найти диски с тувинской варганной музыкой в коллекцию. Обошли все сувенирные магазины и торговые центры в округе и все-таки нашли один любопытный артефакт. Да, это старая пиратская аудиокассета. Списка композиций и исполнителей нет, только обложка «Хомус» и никаких предположений о том, что же там записано на самом деле. Обычный день в обычной тувинской гостинице: японский варганист-коллекционер, раритетная пиратская аудиокассета, полосатые обои и фотография с зебрами. На этом пока все.
Аксентий Бескровный, tuva.asia, axenty.livejournal.comПоиск новостей
Метаданные новости
- Дата: 11 ноября 2013 г. 16:48
- Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
- Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1238>