"УСТУУ-ХУРЭЭ": ТО, ЧТО НИКОГДА НЕ ПРОЙДЕТ

"УСТУУ-ХУРЭЭ": ТО, ЧТО НИКОГДА НЕ ПРОЙДЕТ

УСТУУ-ХУРЭЭ

Один мой знакомый, завсегдатай музыкальных фестивалей, сетующий всякий раз, если ему не удается побывать на очередном «фесте» где-нибудь в Подмосковье, любит подолгу рассуждать о том, что нынче «Радуга» — де уже не та, а «Саянское кольцо» прямехонько катится к чистой коммерции. Рассуждение его порой утомляют, однако, есть в его словах и зерно истины. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой, и, пожалуй, это правило касается всех фестивалей.А, как известно, правило подтверждается исключением. Наверное, таким исключением является фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» — из года в год, а проводили его нынче в пятнадцатый раз, он все тот же. Та же неповторимая атмосфера и национальный колорит и вместе с тем площадка для творческого самовыражения музыкантов, творящих в разных стилях и направлениях. На «Устуу-Хурээ» уже сложившиеся музыканты и только начинающие перебирать струны гитары — равны.Открытие и первый концерт юбилейного фестиваля были запланированы на 19 июля, однако выступить участникам, многие из которых приехали на него за пару суток до этого, увы, не удалось. Причина — налетевшая буря, повалившая несколько столбов местной ЛЭП. Отпустить людей, которых на стадионе собралось несколько сотен, ни с чем было нельзя — и гости, приехавшие не фестиваль из-за Саян, и сами чаданцы ждали этого события целый год. Спасать положение пришлось Духовому оркестру правительства республики. И надо сказать, ребята справились с этой задачей «на ура».Лишь на следующий день гости фестиваля смогли по-настоящему насладиться живой музыкой, из-за которой они сюда приехали. Честь открыть первый концерт выпала хозяевам площадки — чаданской группе «Шынгырааш». Для многих гостей, впервые прибывших в Туву из-за Саян, творчество этой группы было сродни экзотике. Легкая, утонченная восточная музыка, исполняемая музыкантами на национальных инструментах, струилась над стадионом. Две музыкальные композиции «Шынгырааш» вызвали бурю аплодисментов.Но, пожалуй, самым ярким стало выступление воронежской группы «Хэппи 55», прибывших на фестиваль в рамках «Музэнерготура». Стоит немного рассказать о творчестве воронежцев. Музыка, исполняемая ими на совершенно обычных музыкальных инструментах (основными являются два синтезатора, на которых лидер группы Ярослав Борисов играет одновременно), звучит по особому, и дело здесь не в звуках, а в ритме, который то ускоряется, становясь динамичным и грубым, то наоборот замедляется. Иногда в творениях «Хэппи 55» угадывались классические мотивы, иногда джазовые. Как пояснил после своего выступления Борисов, все это результат экспериментов музыкантов.— Я не знаю, как точно назвать стиль, в котором мы играем, однако я думаю это не столь важно, — рассказал он. — Мы просто занимаемся поисками новых частотных широт звучания.Название группы появилось в 2007 году, когда существовавшая до этого группа «55» почти что распалась — ее покинули все участники предыдущего коллектива, кроме двух, — Ярослава и его близкого друга.— Мы не сдались и продолжили репетировать, полностью изменив привычное нам направление. И знаете, для нас это был переломный момент, тогда мы были очень счастливы, поэтому к уже существующему «55», взятому, так сказать, с потолка, мы добавили еще и «Хэппи», — разъяснил нам Ярослав Борисов.Говоря о поиске чего–то нового в музыке, стоит рассказать и о другом участнике фестиваля, также прибывшем на «Устуу–Хурээ» в рамках Музэнерготура, — швейцарской группе «Leon». Когда этот коллектив начал свое выступление, многие из присутствующих на стадионе людей даже не поняли этого, подумав, что музыканты настраивают свою аппаратуру. Оказалось, что нереальная смесь из механических пощелкиваний, металлического лязга и тяжелого дыхания в микрофон лидера группы Антуана Лэнга, порой переходящее в рычание, на фоне монотонного жужжания диджериду — и есть творчество группы. Кого-то такой микс даже напугал, однако, судя по аплодисментам и просьбам слушателей повторить последнюю композицию на бис, некоторым «Leon» пришелся по вкусу.В эксклюзивном интервью «Тувинской правде» Антуан рассказал, что они тоже экспериментаторы.— В Европе сейчас очень модно смешивать различные стили, — поясняет Лэнг. — В прошлом году мы работали еще ближе к шумовой импровизации, сейчас решили добавить барабаны и стали писать музыку, напоминающую рок и где-то даже рок-н-рол.Мастерство Лэнга, особенно его умение миксовать звуки прямо на сцене, заслуживает особого уважения, ведь не каждый сможет сделать это перед толпой зрителей в режиме онлайн. Одно дело — студия, совсем другое — сцена.И все же гвоздем программы стало выступление неоднократного участника фестиваля, давно полюбившегося нашему слушателю оркестра Сан Ра, чье творчество, кстати, оказало влияние на Духовой оркестр правительства республики и вообще поспособствовало пробуждению в регионе интереса к духовой музыке. Пожалуй, популярность этого оркестра заключается не только и даже не столько в ярком «прикиде» музыкантов, таком, как это было модно в «эпоху диско», сколько в музыкальном стиле — фирменном и узнаваемом. Ну и, разумеется, в манере поведения музыкантов на сцене — свободной, непринужденной, с чувством аудитории.Конечно, было много других талантов, заслуживающих внимания. Чего стоит только выступление таких групп, как «Чадаана», «Хартыга», Трио гитаристов, да и наш Духовой оркестр, несмотря на свою статусность, иной раз способен «зажечь» не хуже Сан Ра.На гала-концерт 21 июля пробились следующие участники: Андрей Скосырьский из Чаа-Холя, кызылская группа «Микстет», Аяко Такано из Японии, кызылская группа «МОМ», чаданцы «Турум-Салгал», «Чадаана», «Угер-Хан», красноярская группа «Духов день», играющая жесткий славянский этно-рок, и, разумеется, Сан Ра Оркестр и Духовой оркестр Правительства Республики Тува.В традиционных номинациях фестиваля по итогам отборочных туров победили: Андрей Скосырьский в номинации за стремление к новому, Айдын Седии — за широту поиска. Лучшим вокалистом фестиваля признана Сайлык Оммун. Лучшим саксофонистам стала москвичка Марина Дубинина. В номинации «За проникновенность» победил Буян Монгуш, а лучший вокал был определен у Аяко Такано. Самым оригинальным получилось выступление группы «Духов день». Энергично выступила группа «МОМ». А «Шынгырааш» выиграла в номинации «За поддержку традиций». Надеждой фестиваля стали музыканты группы «Турум Салгал» Сергей Вервикишка стал лучшим исполнителем на духовых.Закрывали фестиваль Сан Ра Оркестр и духовики правительственного оркестра совместным выступлением.Несмотря на все веселье, царившее на гала-концерте, чувствовалось, что закрывать фестиваль и участникам, и просто гостям не хотелось. Однако была и другая, более объективная, причина грустить: утром последнего дня фестиваля умер большой друг «Устуу Хурээ», человек, лично принимавший участие в строительстве храма, Владимир Дашкевич. Несмотря на всю боль организаторов по утрате близкого человека фестиваль решили закончить достойно.— Он был великим и очень сильным человеком, настоящим мужчиной, — сказал Игорь Дулуш. — И из уважения к нему мы продолжим фестиваль.Почтили память Дашкевича на костре, которым традиционно завершается фестиваль, — в этот раз огонь горел траурно. Игорь Дулуш добрым словом помянул не только Дашкевича, но и многих других друзей, имеющих непосредственное отношение как к фестивалю, так и к храму Устуу-Хурээ. Пусть земля им будет пухом, а наша задача — в память о них сохранить фестиваль прежним: толерантным и чистым.Антон Посохин, "Тувинская правда"

Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 29 июля 2013 г. 19:06
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1064>

Responsive image