Культ домашних животных

Культ домашних животных

С почитанием гор у тувинцев был тесно связан культ некоторых животных в двух формах: либо в виде жертвоприношения животного хозяину гор или отдельной горы, либо в форме посвящения этому духу-хозяину с оставлением животного в стаде. Домашние животные, посвященные божествам, известны у тувинцев под названием ыдык. Обряд освящения животных мал ыдыктаары – наиболее ранний обряд древних шаманских представлений. Он имеет непосредственное отношение к обряду ыдык. Среди животных, посвящаемых духам-хозяевам, наиболее почитаема и неприкосновенна после освящения лощадь, а также бараны или олени (Кенин-Лопсан, 1993).

Культ быка. Образ быка занимал важное место в идеологических представлениях и культах древнего населения Центральной Азии, о чем свидетельствуют археологические памятники и этнографические материалы, а также тюрско-монгольский этнос (Кенин-Лопсан, 1993).

Изображения быка на скалах могут рассматриваться как зафиксированные жертвы, священные животные – ыдыктыг малдар. Бык-производитель, по поверьям тувинцев, являл собой символ добра и благополучия, его образ воплощал величие и могущество.

Обычай помещать фигурки животных на горных перевалах на особых культовых сооружениях оваа в виде груды камней или кучи хвороста, связан с древнейшим обрядом поклонения духам гор (Кенин-Лопсан, 1993).

На месте, выбранном для оваа, вкапывали столб, на котором устанавливалась рельефная фигурка быка, вырезанная из дерева. Считалось, что обряд установки на оваа способствует размножению изображаемых животных.

В памяти тувинцев сохранились сведения о молениях, связанных с посвящением в ыдыки домашних животных, главным образом, быка. Особое отношение к этому животному объясняется тем, что оно было незаменимым в качестве транспортного животного.

Основной целью посвящения животного в ыдыки было, прежде всего, сохранение и благополучие стада, в первую очередь тех видов домашних животных, к которым принадлежит бык. Бык в отличие от других животных, посвящался духам гор, а не духу конкретной горы, и назывался ыдык оваа, сам обряд посвящения носил название ыдык кылыр.
Обряд посвящения животного огню. Таким животным, называвшимся ыдык, мог быть только желтый холощеный козел – серге с белой полоской на лбу – калчан. Этого ыдыка посвящали лишь тогда, когда в семье тяжело болели дети. Шаман или лама в таких случаях обычно говорили: «Дети у вас болеют от того, что вы чем-то обидели огонь» (например, не угощали огонь пищей, клали в него острые железные предметы и т.п.) Затем предлагали: «Надо хозяину огня сделать ыдыка», с чем отец семейства соглашался. К обряду посвящения ыдыка огню надо было готовиться так, как это было такое моление, на которое съезжалось много народу из ближайших аалов, не говоря уже о родственниках и соседях, и весть о молении разносилась быстро. (Потапов, 1969).

Посвящение животного производилось с целью сохранения стада от болезней, волков и даже воров. Полагали также, что сетэр ыдык будет способствовать размножению того или иного вида скота. Следует заметить, что тувинцы из домашних в сетэры не посвящали верблюдов, сарлыков и коз, за исключением холощеного козла голубой масти. Иногда сетэра «ставили» только тогда, когда начинал падать скот или заболевал хозяин или хозяйка семьи.

Культ лошади. Бык был не единственным домашним животным, которое тувинцы посвящали в ыдыки. Еще и посвящали лошадей. По более поздним этнографическим материалам, собранным Л. П. Потаповым, тувинцы лошадь посвящали в ыдыки при тяжелой болезни хозяина семьи, если долго не поправлялся. Шаман или лама, лечившие больного, предлагали ему сделать ыдык-лошадь, который мог спасти его. При этом обычно рекомендовалась лошадь серой или рыжей масти и обязательно мерин (кастрированный жеребец), если у хозяина не было таковой, то он должен быть купить её. (Потапов, 1969).

Во многих случаях лошадь «… никому не посвящали, … а делали ыдыком для того, чтобы она унесла с собой болезнь хозяина и охраняла бы в дальнейшем от всяких бед его скот и приносила семье счастье и благополучие».


Данный ритуал проводили примерно следующим образом. В назначенный день в семье готовили разнообразную пищу, главным образом, молочную и растительную, и выставляли перед домашним алтарем.

Коня, который должен был унести болезнь, приводили к юрте, ставили на войлочный коврик и держали у открытой двери. Рядом возжигали можжевельник. На сбрую и повод коня вешали красные ритуальные ленточки или нити. В других случаях красные шнуры на животных не вешали. Затем повод коня пропускали в юрту через верхний косяк двери. Больной в это время должен был сидеть или лежать лицом к лошади. После молитвы или камлания (в зависимости от того, кто проводил обряд), производились те же действа – омывание животного смесью воды и молока, окуривание дымом можжевельника и т.д. О последующих действиях Л.П. Потапов писал так: «Когда ыдык был вымыт, … к нему подходил больной хозяин или его подносили на кошме к лошади – ыдыку если он не мог ходить, и он прикладывался ртом к груди (сердцу) лошади. Больной должен был вдыхать в себя дыхание ыдыка. … Когда лошадь отпускали, с нее снимали уздечку и отвязывали с удил красную ленточку (или нитки), которые клали потом на грудь больному».

По сообщению Бердана Каа-Хооевича Сояна, затем на гриву коня вешали ритуальные ленточки белого, желтого, зеленого, синего, в том числе и черного цветов, что в других случаях исключалось. По коню, имеющему на гриве черные ленточки, посторонние люди понимали, по какому поводу животное было освящено. Такой конь становился семейным охранителем.

Посвящения в различных районах были неодинаковыми. Наиболее раннее посвящение ыдыка делается для всего рода (кости) в целом. После оккупации Тувы Цинской империей, когда разделение на хошуны и сумоны стало вытеснять из реальной жизни тувинцев значение рода, посвящение ыдыка устраивали в целом для хошуна или сумона. На этой стадии ыдык посвящался, либо священным родовым горам, либо высшим духам-божествам, почитаемым всей родоплеменной группой или сумоном. У тувинцев наблюдалась следующая особенность: та или иная масть лошади-ыдык предназначалась определённому духу или божеству. Чубарых лошадей посвящали в ыдыки в честь божества Джетыгана, а сивых – в честь Кайракана-Кудая. Ранняя стадия обряда была связана с общей родовой или родоплеменной собственностью на территорию ыдыков, посвящавшихся тем или иным горам (или хозяевам гор), и отражала почитание священных мест родоплеменной территории. Второй, более поздней, стадией обряда посвящения ыдыка считалось посвящение животных индивидуальными хозяевами, ведущими своё частное хозяйство, своему стаду, своим домашним пенатам – огню или какому-либо ээрену.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
1. Чистик, Ж. К. Культ домашних животных / Ж. К. Чистик // Экологическая культура тувинского этноса – Кызыл: Тув.кн.изд-во, 2010 – С. 142-146. 2. Донгак, С. Ч. Освящение скота для буддийских защитников / С. Ч. Донгак // Мал ыдыктаар тыва ёзулалдар. Тувинские обряды освящения скота. – Кызыл, 2018 – С. 45-46.