Передовики Тувы. Дунзенмаа Оскал-оол

Передовики Тувы. Дунзенмаа Оскал-оол

Данная статья из биобиблиографического указателя «Вековая иСТОрия ТНР: ровесники ТНР», изданного ТРДБ им. К.И.Чуковского в 2021 году, г. Кызыл. В указателе содержатся материалы об исторических, наиболее ярких личностях нашей республики, рожденных в 1921 году, — год основания Тувинской Народной Республики. Их судьбы тесно связаны с историей становления и развития образования, науки, культуры, а также различных отраслей народного хозяйства ТНР.

ОСКАЛ-ООЛ  ДУНЗЕНМАА  СУВАНОВНА

(1921 -?)

Одна из первых профессиональных

актрис театра, артистка цирка

Дунзенмаа Сувановна

            К концу 1960-х годов из старого  состава в группе осталась только Дунзенмаа  Сувановна,  супруга Оскал-оола. С 24 апреля 1948 года она была постоянным и неизменным партнёром по номеру до ухода супругов на пенсию, участвовала во всех групповых мизансценах  номера. Она была опытной актрисой и наставницей молодёжи. Среди артистов тувинской группы и коллективах разных сборных программ цирковых представлений Дунзенмаа Сувановна пользовалась авторитетом и уважением.  Она не только своим детям, но и всем молодым цирковым артистам была матерью, воспитывала, ругала за нарушение дисциплины, на всех готовила, всех кормила, следила за их костюмами: гладила, развешивала и перед поездками укладывала в дорогу. Дунзенмаа Сувановна была весёлым, открытым и общительным человеком. В 1950 годы, когда артисты жили в общежитиях или в вагончиках рядом с цирками, некоторые дети, родители которых были заняты на работе, частенько прибегали к костру Дунзенмы Сувановны. Надо отдельно сказать о том, что дети цирковых артистов росли в особых условиях, без конца переезжая из города в город со своими родителями, постоянно меняя школы. Гастроли в каждом городе СССР  продолжались обычно около двух месяцев. По приезду артистов в какой-нибудь город их дети на следующий же день брали справки в цирке и шли в ближайшую школу. Так и учились – месяца два в одной школе, месяц –  полтора в другой. По подсчётам семьи Оскал-оол, например, их дочери Валентина и Майя в общей сложности сменили около 60 школ, но при этом Валентина всегда была отличницей. Юра сменил больше 100 школ…

«Когда мы были маленькими, то ели вкусно в основном только по понедельникам, потому что у родителей это был единственный выходной – вспоминает Валентина Владимировна. А значит, обязательно были пельмени, которые лепили всей семьёй.  Вообще-то культа еды у нас в семье не было. Мама строго следила, чтобы никто не переедал. Сами понимаете, артистам цирка надо было сохранять форму. Да и свободного времени особого не было, чтобы заниматься кулинарными изысками. А позже вот внукам крепко доставалось от бабушки, потому что они были любители поесть. Мама их ограничивала строго.

Цирк – это большая единая семья, где люди не делят друг друга ни по национальным признакам, ни по гражданству. Исторически так сложилось, что в многонациональной цирковой семье существовала не декларируемая и не демонстрируемая, но очень крепкая внутрицеховая солидарность. Дети росли в такой среде и с малых лет находились в самой гуще репетиционно-тренировочной работы родителей. В цирке никто не ругает детей, считая, что они путаются под ногами.  Постепенно дети также начинают обучаться цирковым премудростям и со временем включаются в номера родителей.

По воспоминаниям дочери Майи Владимировны, у Дунзенмы Сувановны был один ритуал, который она совершала с неизменной регулярностью. Почти в каждом городе, куда  приезжали на гастроли, в один из  выходных дней Дунзенмаа Сувановна покупала охапку красных гвоздик, собирала всех цирковых детей, приводила их к  памятнику Неизвестному солдату, давала каждому ребёнку по цветочку и организовывала возложение цветов к памятнику.  При этом она объясняла  детям, что только благодаря мужеству и героизму советских солдат они живут в мирной стране, а это большое счастье. «Поэтому, – говорила она, – мы никогда не должны забывать погибших на войне солдат и всегда должны чтить их память».

По воспоминаниям внуков Маадыра и Володи, Дунзенмаа Сувановна была «командиром»  в семье. Если дедуля,  Владимир Базыр-оолович,  никогда не ругал детей, то именно бабушка могла их приструнить, когда они, расшалившись, что-нибудь ломали или разбивали. Однако телесное наказание ограничивалось тем, что она могла замахнуться на них лишь кухонным полотенцем, которое дома всегда было у неё на плече. Как бабушка и дедушка Дунзенмаа Сувановна и Владимир Базыр-оолович очень любили своих внуков и внучек и во многом заботу об их воспитании брали на себя.

Когда родился первый внук Маадыр (сын Майи) бабушка и дедушка были безмерно счастливы. Юрий Владимирович рассказывает: «Это была какая-то безумная любовь, которую я даже ощущал. Помню, когды мы работали в Ярославле, папа каждую неделю ездил в Москву и покупал внуку апельсины и яблоки. Тогда фрукты были остродефицитными товарами. Однажды приходим мы после работы в гостиницу и видим, что вокруг валяются апельсины и яблоки, а Маадыр ходит и радостно их пинает. Так он начал ходить. А папа каждое утро вставал в шесть и занимал очередь к молоковозу, терпеливо отстаивал её среди бабушек, чтобы купить внуку свежее деревенское молоко». Внуки всегда были с ними во время гастролей по городам СССР…

В один из дней рождения Дунзенмы Сувановны её муж и дети  сообща решили преподнести ей в подарок машину. Это было во время гастролей по Голландии в 1979 году. Владимир Базыр-оолович купил «Волгу-ГАЗ 24»,  которая стоила тогда 15 156 рублей.

Вспоминает внук Владимир:

«Для нас дедуля и бабуля были целой вселенной. Раньше мне всегда казалось, что дедушка – это вечно. Мы же у них выросли, и потом все вместе работали. Когда ещё были живы, дедушка с бабушкой раз в месяц обязательно собирали всех детей с мужьями, женами и детьми у себя дома. Это было только при них. Кто в это время был в Москве, а не на гастролях где-то далеко, тот обязательно приезжал. И как-то так получилось, что во время этих встреч незаметно решались в семье чьи-то проблемы,  налаживались отношения. В семье же всякое бывает, бывали и раздоры. Но после этих встреч какие-то проблемы улетучивались. В этом тоже проявлялись любовь и мудрость дедушки. Собираться семьей – это одна из особенностей традиционного образа тувинцев. Сейчас, в условиях современного образа жизни, мы очень редко видимся, в основном только созваниваемся.

  • Сузукей, В. Дунзенмаа Сувановна: [о ней]/ В. Сузукей. – Текст: непосредственный. ‒
О ней Рамазанова, М.Артист болгаш ие: [Дунзенмаа Сувановна Оскал-оолдуӊ дугайында] / М. Рамазанова. – Сөзүглел: дорт // Шын. – 1967.  – Авг. 7. Чараш-оол,  А. Семья Оскал-оола / А. Чараш-оол. – Текст: непосредственный // Тувинская правда. – 1971. – 31 июля. Чараш-оол, А. Москва, Дербеневская Набережная, бажыӊ 1/2: [ Оскал-оолдарныӊ өг-бүлезиниӊ дугайында] / А. Чараш-оол. – Сөзүглел: дорт // Шын. – 1974. – Янв. 4. Россия Федерациязыныӊ Коммунистиг партиязыныӊ Тыва республика салбырыныӊ комитединден: [ Д. С. Оскал-оолдуӊ дугайында]. – Сөзүглел: дорт // Араттыӊ сөзү. – 2003. – Июль 11. Хадаханэ, М.Артист цирка: [о семье Оскал-оол] / М. Хадаханэ. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2006. – 48 с.: ил. – Текст: непосредственный. Сузукей, В. Дунзенмаа Сувановна: [о ней] / В. Сузукей // Владимир Оскал-оол. – Текст: непосредственный. ‒  Москва, 2014. ‒ С. 259-265. – (Жизнь замечательных людей)