30 лет ковали славу Тувы

30 лет ковали славу Тувы

У фольклорно-этнографического ансамбля «Тыва» очень скромное начало - надо было не дать пропасть нескольким хорошим парням, талантливым музыкантам. И задача поначалу была скромной: сохранение исполнительских традиций. Тогда никто еще не знал, какое он может дать ускорение, что из него, как искры из фейерверка, будут взлетать звезды. Состав ансамбля часто менялся: это вместо уже взлетевших звезд приходили новые музыканты, которые получали то же ускорение. И тоже взлетали ввысь.

✨ Все наоборот: создание

Ансамбль «Тыва» давно стал неотъемлемой частью культуры Тувы. Привычным и обычным, почти как пейзаж. Может быть, поэтому мы и не замечаем, как «неправильно» он был создан, как «неправильно» функционирует. (Если слово «функционирует» вообще можно отнести к творческому коллективу.)

Как обычно появляются известные коллективы? Ну, например, несколько парней в Ливерпуле (или в любом другом городе) собрались вместе, порепетировали и ринулись покорять мир своим творчеством. Кому-то удается, кому-то нет. Но это – их собственная инициатива.

Когда говорят об истории появления ансамбля «Тыва», традиционно употребляют фразы, типа: «создан в 1988 году ученым Зоей Кыргыс и народным хоомейжи Республики Тыва Геннадием Туматом». Или «Конгар-оол Ондар стоял у истоков…». В этом, конечно, есть часть правды, но только часть.

В 1988 году Геннадий Тумат не был народным хоомейжи Республики Тыва. Да и Республики Тыва еще не было. Геннадию было всего 24 года, все награды и звания – впереди. А позади только опыт нескольких лет работы в ансамбле «Саяны».

Конгар-оолу Ондару – немного больше – 26 лет. И как он сам говорил в своих интервью: «Весной 1988 года вышел на «химию» – освобожден условно. Отрабатывал срок там, где было предписано, – на кирпичном заводе. А чтобы осуществить мечту, пошел в Кызыльское училище искусств, и его директор Виктор Нагорный поддержал меня и принял в училище на полставки концертмейстера, дав возможность репетировать там с ансамблем».

????Что же правда в той традиционной формуле: «создан в 1988 году…»?

Зоя Кыргыс, тогда еще не доктор искусствоведения, а скромный сотрудник ТНИИЯЛИ, обратилась к директору Кызыльского училища искусств Виктору Нагорному. Проблема проста: есть несколько хороших ребят, у которых природный дар музыкантов. Но некоторые из них не имеют даже специального образования. И было бы неплохо их как-то объединить, чтобы не пропал их талант.

Виктор Нагорный (не знаю как!) эту проблему прочувствовал. И… пошел против закона. Он их оформил, как будто они работают в хоре училища. В хоре они, конечно, и не пели, но у них появилась возможность собираться вместе, и появились небольшие для начала деньги.

????Все наоборот: история

А вот когда начал работать этот коллектив, тут тоже возникли странности. Поначалу он был как «приют», чтобы дать возможность заниматься творчеством самым разным людям.

Геннадий Тумат, Дамба-Доржу Сат, Откун Достай – артисты ансамбля «Саяны». Сергей Ондар - электрик в ресторане «Улуг-Хем». Иван Сарыглар – водитель автобуса Пассажирского АТП. Борис Херлии выступал с дрессированными медведями в кооперативе, созданном им и его другом Василием Саая. Анатолий Куулар – учащийся автодорожного техникума. Кайгал-оол Ховалыг – артист вокально-инструментального ансамбля «Аян». Радомир Куулар и Алим Кунчун – студенты училища искусств.

Но вот в этом «приюте» музыканты особо не задерживались. Очень скоро, достигнув определенного уровня популярности, «вылетали из гнезда» и начинали самостоятельную звездную карьеру. Это ведь обычно тоже не поощряется. Говорят, что, когда артисты начинают «звездить», творческие группы распадаются. А ансамбль «Тыва» работает. Он неизменно остается одним из самых популярных коллективов. На VII Международном этномузыкальном симпозиуме «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» фольклорный ансамбль завоевывает Гран-при, и это никого не удивляет, все понимают, что у них, если честно, нет и равных соперников.

То есть, «звезды» начинают свою отдельную карьеру, а уровень исполнительского мастерства коллектива остается прежним. Да и бывших членов коллектива никто не осуждает за «дезертирство». Вся республика восхищается, например, творчеством Кайгал-оола Ховалыга. И, кто знает, может быть, без опыта работы в этом ансамбле у Конгар-оола Ондара и не появилась бы идея создания Центра тувинской культуры?

А ансамбль «Тыва», таким образом, превращается в своеобразный «космодром» - в стартовую площадку. Как это могло получиться?

????Достояние республики

Виктор Нагорный сыграл свою роль – он дал возможность появиться творческому коллективу. А вот дальше началась непрерывная тридцатилетняя работа Зои Кыргысовны.

Зоя Кыргыс – основатель и бессменный руководитель Международного научного центра «Хоомей». В своей монографии «Тувинское горловое пение» она представляет структурную типологию горлового пения, ареалы распространения и впервые непосредственный процесс звукообразования при исполнении хоомея.

Сейчас у многих известных хоомейжи есть своя типология, своя классификация, свое видение того, как развивается древнее искусство. Но, никому не в обиду, они – лишь ученики Зои Кыргысовны. Без наработок, без трудов и монографий известного ученого не было бы никакой теоретической базы горлового пения.

А неофициально, в кулуарах, говорили, что Зоя Кыргысовна – настоящее достояние республики, и что «когда-нибудь будут говорить, что мы жили во времена Зои Кыргыс». И в этом нет преувеличения. Ничего ведь на свете не происходит само по себе. Много зависит от личности, от человека, который возьмет на себя ответственность и будет работать. Много работать. Учить, объяснять, творить, создавать.

Хоомей – древнее искусство, но и оно нуждается в заботе. И этот почти «неправильный» коллектив, который создала Зоя Кыргысовна, на деле оказался самым жизнеспособным, самым популярным и самым востребованным.

????Больше того, именно этот ансамбль дал возможность нашим самым знаменитым хоомейжи выезжать за границу, чтобы горловым пением восхищался весь мир. То, что раньше звучало так органично в степях Тувы, теперь поражает, взрывает, потрясает концертные залы Европы и Азии.

  • Центр тувинской культуры
Ирина Качан, газета "Плюс Информ", 2018 г.