По закоулкам памяти

По закоулкам памяти

Память выборочна. В ее бесконечном потоке есть вехи, отмечающие прожитую жизнь и прочувствованное. И одно из этих вех - Тувинский ТЕАТР. Большое белоснежное здание в центре Кызыла,  словно грациозный лебедь, плывущий с гордо изогнутой шеей. Это священный ХРАМ ИСКУССТВА. Он мне по-особенному дорог, потому что в его стенах произошло мое становление. Театр стал моей путеводной звездой. Здесь начались мои первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. С этого храма берет начало мой трудовой путь, который длится до сих пор.

1978 год. После пятилетнего обучения в Московском театральном училище имени Б.В.Щукина, вернулась домой группа девушек и юношей из Тувы. Как сейчас помню, это был как раз тот период, когда после очередного отпуска коллектив театра приступил к работе. Мы, вчерашние студенты, тоже вышли со всеми на работу. Это было удивительное время открытий. Нас приняли в творческий состав театра. Мы ходили счастливые в новом здании театра и не могли налюбоваться уютными гримуборными, чудесным зрительным залом, величественными фойе первого и второго этажей и даже рабочими помещениями театра. Но особенно привлекала и манила огромная сцена, временно закрытая, - сердце театра. Это ли не счастье - начинать творческую жизнь в новом храме!

Не знаю как другие, но я испытывал внутренний трепет и волнение. Актеры, восхищавшие меня еще со школы, стали моими коллегами и старшими наставниками! А ведь я знал их задолго до этой встречи.  Тувинский  театр часто приезжал с концертами и спектаклями в наше село. Со школы я знал знаменитых Максима и Кара-кыс Мунзуков, Николая Олзей-оола, Хургулек Конгар, Владимира Монгальбии, Бориса Бады-Сагаана, Дмитрия Дамба-Даржаа, Екатерину Кенденбиль, Александра Тавакая, Дадара Намчыла и других. И среди именитых звезд-ветеранов тувинского театра два молодых актера Люндуп Солун-оол и Хертек Шириин-оол - они представляли молодое поколение театра. От мысли, что с сегодняшнего дня  предстоит играть на одной сцене, работать плечом к плечу с этими легендарными актерами, дух захватывало, гордость переполняла: простой мальчишка из глубинки смог попасть в мир знаменитых, талантливых и красивых людей. Не переставал гордиться этим даже за порогом театра. Помню, от мысли, что и я теперь часть великого мира искусства, сами собой расправлялись плечи, поднималась выше голова. В то же время  ясно осознавал, что должен соответствовать высокой планке и быть достойным представителем актерской профессии даже в обычной жизни.

Да, театр был только что построен и в тот год открывал очередной 43-й театральный сезон. Это был для нас, щукинцев, первый театральный сезон. До сих пор помню этот удивительный вечер 6 октября. Мы готовились впервые предстать перед зрителями на родной сцене. Знакомство начиналось  дипломным спектаклем  по  пьесе французского драматурга Эжена Лабиша «Соломенная шляпка». Я в этом спектакле играл влюбленного офицера Эмиля Тавернье. Как же мы, вчерашние выпускники, волновались от важности момента – первого свидания с тувинским зрителем. Вопросы крутились в голове: “Как он нас примет? Как оценит? Понравимся ли мы ему? Полюбит ли он нас так же беззаветно как других артистов театра?”

Вечер только наступал, а у театра собралось много народу. Многие спрашивали лишние билетики. Такое мы видели только в московских театрах!

Перед спектаклем на сцену вышел главный режиссер театра Сиин-оол Лакпаевич Оюн. Он в первую очередь поблагодарил строителей, благодаря их труду театр получил такое красивое здание, также поздравил всех с началом нового театрального сезона и после приветственных слов начал приглашать нас на сцену. Каждого вызывали по имени, и мы выходили по одному с обеих кулис. Полный зал зрителей оглушительными аплодисментами встречал молодых актеров театра. Был проведен символический ритуал принятия новых актеров в творческий состав театра. Каждый из старшего поколения подходил к нам с коротким напутствием, поздравлял с тем, что с этой минуты мы вливаемся в дружную творческую семью тувинского театра. Зрители громогласно нас приветствовали. Они впервые видели наши лица, слышали имена, но уже теплотой улыбок, ласковой встречей заранее нас любили и авансом давали путевку в мир искусства, нисколько не сомневаясь в том, что мы оправдаем их ожидания и станем тоже любимыми их актерами. Так перед полным зрительным залом в 700 мест прошел волнующий вечер посвящения в актеры. А что же спектакль?  

Спектакль был принят очень тепло. То и дело раздавались аплодисменты, звучал искренний смех и возгласы одобрения. Зрители поддерживали нас в этом важном испытании. Мы с волнением и дрожью сдавали экзамен на знания и опыт, приобретенные за пять лет учебы, и справились. Первый спектакль  сдан на отлично!

Наш первый зритель, первый шаг на долгом пути служения театру, первая встреча с сокровенной сценой Тувинского театра! Это впечатывается в память на всю жизнь. Этот теплый прием, доброе участие зарядили на долгие годы своей энергетикой. До сих пор воспоминания об этом вечере вызывает в душе тепло от улыбок, от  чувства благодарности с которыми мы счастливо выходили тогда к вам на поклон. Наши зрители не хотели уходить,  вставали со своих мест и долго нам аплодировали. Это было как любовь с первого взгляда. Зрители нас полюбили с первой встречи, мы их - тоже. Незабываемое событие! Еще одна страничка истории Тувинского театрального искусства.  

Главное место в моей жизни – это малая родина. Село, где рос среди таких же сорванцов, как я. Место, которое осознается со временем не просто как земная твердь, по которой ты несешься вприпрыжку, оседлав  “лошадку-прутик”.  Это священная земля предков, в которой хранится твоя пуповина, где проросли твои корни – Берт-Даг.

Не раз в Берт-Даг приезжал с гастролями Тувинский  музыкально-драматический театр и показывал спектакли, а  любимые актеры удивляли неповторимыми образами и на сцене творили магию перевоплощения у нас на глазах. И весь этот яркий мир хороводом проносился в череде лет перед восхищенным взором  мальчугана, впервые соприкоснувшегося с искусством. Вырастая от малышового безоговорочного обожания до осознанного восприятия в юности. Могу с полным правом утверждать, что вырос на спектаклях Тувинского театра вместе с односельчанами: детьми и взрослыми. 

Центр культурной жизни села – местный храм искусства, где оживали истории разных времен и эпох, и волшебная «тарелка» - радио, говорившая и поющая голосами артистов театра с детства заложили в душу первую неопределенную мечту, робкую тягу к прекрасному, породили размышления о загадочной сути театрального искусства и его влияния на умы и чаяния людей. Думаю, это повлияло на мое дальнейшее становление и определило жизненный путь. Удивительное притяжение магии лицедейства высек в душе крохотную искорку и оставил его тлеть до поры и времени. Вот ты каков, театр!

После окончания школы отправился в Кызыл со своими сверстниками прокладывать дальнейший путь к знаниям. На носу были вступительные экзамены.  По заранее задуманному плану сдал  документы в приемную комиссию Томского медицинского института. Первый экзамен был сдан на «хорошо». Казалось, ничто не должно  мне помешать свернуть с намеченного пути. Но не тут-то было. 

В один прекрасный день друзья-одноклассники  Александр Уржанай и Николай Дондувай сообщили, что поступают в Московское театральное училище имени Б.В.Щукина и позвали присоединиться к ним.  Что тут началось в моем воображении! Я представил, как вместе с ними буду учиться в столице страны в одном учебном заведении. Это же так здорово! Я сразу принял решение. На следующий день с большим трудом забрал документы. Все! Буду теперь учиться с друзьями в Москве. Это было восхитительное  чувство.

Начались экзамены. Желающих поступать в Щукинское училище оказалось очень много. Ходили разговоры, что среди нас есть выпускники Кызылского училища искусств. Главное испытание – творческий экзамен на актерское мастерство. Экзамен сложный, проходит в три этапа. Читать выразительно стихотворение, исполнить отрывок, басню и монолог. Также предупредили, что преподаватели могут в ходе испытания дать дополнительное задание на этюды. 

По итогам первого этапа творческого конкурса некоторые  автоматически перепрыгнули на третий этап. Мои друзья оказались в числе таких счастливчиков, мне же пришлось пройти все три. Испытание отсеяло многих. У нас же была большая радость – всем троим удалось пройти главный экзамен без потерь. Но радоваться было рано, что и показала вскоре суровая действительность.

Дальше предстояли экзамены по школьным предметам. Увы, на этом этапе мои друзья отсеялись. Осталось 18 человек. Так что только мне из нас троих выпало счастье постигать театральное искусство в заветной  Москве.

Я всё еще мчусь по дорогам памяти. Совсем скоро, деревенский непоседливый мальчишка, будет учиться в далекой столице большой страны - Москве, откроет для себя тайны необъятного океана театрального искусства. Скорее бы учиться! 

Конец августа 1973 года. Автовокзал города Кызыла. Вечер. Скоро  автобус в Абакан. Моя мама Быдыкпан Байыровна Эртине вместе с дядей Самбылом Чоодуевичем  Эртине дают мне напутствия, просят моих однокурсников присмотреть за мной. В Абакане сели в поезд и через четверо суток пути были в Москве.

Столица великого многонационального Союза Советских Социалистических Республик. Священная Москва! Огромное количество народа снует как в большом муравейнике, неумолчный уличный шум оглушает с непривычки, тысячи машин разных марок проносятся перед глазами, непрекращающаяся и днем, и ночью кипучая жизнь  Для паренька из маленького села гигантский мегаполис, как невиданный сказочный мир. В центре Москвы на проспекте Калинина три небоскреба из стекла как огромные раскрытые книги. Рядом пятиэтажное здание - наш храм знаний, где предстоит пять лет учебы.

Впервые переступив порог училища, почувствовали особенное к нам  отношение. Нас пригласили в многолюдный зал, провели на специально выделенные для нас в первом ряду места, торжественно поздравили с поступлением на первый курс и подарили гвоздики. Но самое главное – под аплодисменты зала мы получили студенческие билеты из рук самого прославленного полководца Кутузова –  ректора училища, Народного артиста СССР, исполнителя роли Кутузова в фильме “Война и мир”, доктора искусствоведения, профессора  Бориса Евгеньевича Захавы.  Поистине историческое событие!

В первые же дни учебы удивило особое отношение преподавателей к студентам из Тувы. Когда прибыли в Москву на вокзале нас встретил преподаватель училища Юрий Андреевич Стромов и проводил в общежитие училища. Устроившись на месте, мы отправились в училище. После торжественного приема Юрий Андреевич проводил до общежития, объясняя по пути дорогу. На следующее утро он опять нас встречал, чтобы отвезти к месту учебу. Так вместе мы проходили дорогу от общежития до училища два дня, чтобы хорошенько запомнить.

А какой сердечной и заботливой, как мама, была наш куратор Татьяна Кирилловна Коптева! С первых дней нам наказала: «В Москве есть много хорошего, но есть и плохое. Вы, мои дорогие, выбирайте, пожалуйста, только хорошее, прошу вас». Она просила нас вести ежедневник, чтобы   записывать когда, что делать, одним словом планировать свой день. Самое главное добиться того, чтобы обязательно выполнить поставленные задачи. Она уверяла, что впоследствии ежедневник научит нас правильно организовывать свой рабочий день. Мы очень старались следовать ее советам. У всех были блокноты, в которых  мы вели записи. И действительно, ежедневник помогал, особенно в учебе. 

В первый год незабываемым стало посещение исторических мест: панорамы «Бородинское сражение», подвига 28 панфиловцев, героически  погибших у деревни Крюкова, солдат Великой Отечественной. Экскурсии преподавателей истории  не только давали знания, но и воспитывали, наполняли содержанием внутренний мир. Прошло много лет, но те уроки истории в памяти до сих пор.

Студенческие билеты, полученные из рук Кутузова, стали золотым ключиком к главному предмету актерского мастерства. Пять лет этот «ключик» открывал для нас двери всех театров Москвы. Каждый вечер рядом с ними толпились те, кто надеялся купить лишний билетик.  А мы напрямую проходили к администратору и показывали заветный студенческий билет. Сразу выдавалось разрешение, и перед спектаклем нам выносили стулья в зал и усаживали. Думаю, что такое отношение вызвано авторитетом училища перед театральным сообществом Москвы. Так, за пять лет помимо учебной программы мы пересмотрели все спектакли, что были в репертуаре театров. Заветный пропуск не работал только в Большом театре СССР и Кремлевском дворце съездов. Но, благодаря  авторитету наших преподавателей,  мы всё-таки не раз имели возможность смотреть спектакли, как в Большом, так и в Кремлевском. Все эти спектакли и концерты еще больше воодушевляли, наполняя наши юные сердца гордостью принадлежности к актерской  профессии, сопричастности к великому искусству.

Преподаватели, хоть известные и титулованные – все народные и заслуженные артисты СССР, на самом деле были очень скромными людьми. К студентам  относились с тактом,  пониманием, уважительным отношением. Это вызывало у нас восхищение. Многие уроки проходили в исторических местах Москвы, в музеях, выставках и театрах. Задействованы были для восприятия все чувства. 

В училище занятия по актерскому мастерству проходили на тувинском языке. Мы придумывали этюды и по просьбе преподавателей играли на родном языке. Сами переводили произведения с русского языка.  Удивительно, но стоило на тувинском языке ошибиться, как преподаватель сразу это замечал. Мы очень гордились тем, как   уважают и ценят наш язык.  А чтобы мы в совершенстве знали  свой родной язык, была приглашена из партийной школы в Москве Наталья Борисовна Тыртык-Кара для работы в этом направлении. Затем с нами занимался по тувинскому языку Монгуш Сендажыевич Байыр-оол. С четвертого курса у нас преподавал Болат-оол Кыргысович Будуп. Кроме работы с нами, он с помощью наших преподавателей написал книгу об особенностях сценической речи в тувинском языке. В результате в свет вышла его работа «Тыва сцена чугаазы» («Тувинская сценическая речь»). 

Столько лет прошло, но незабываемы лица наших наставников, которые не только щедро делились знаниями, но и делили с нами пять лет радости и печали, наставляли на путь истинный, советовали,  воспитывали, переживали за нас, гордились и благословили на актерский путь.  Их имена впечатаны в память как сокровенные скрижали. Кто они?

Самый главный предмет по актерскому мастерству преподавали: Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Татьяна Кирилловна Коптева, режиссер Татьяна Леонтьевна Асейкина, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Вера Константиновна Львова, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Владимир Георгиевич Шлезингер, Народный артист РСФСР, лауреат Госпремии Лариса Алексеевна Пашкова, Заслуженный артист РСФСР Елена Михайловна Коровина, Народный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии 2-й степени, профессор Виктор Григорьевич Кольцов, режиссер, доцент Наталия Борисовна Захава, актриса театра имени Вахтангова Надежда Константиновна  Генералова.

Но одного актерского мастерства мало, без знаний в других областях  актер как без рук и ног. Пять лет нам преподавал уроки танца хореограф и балетмейстер Яков Давидович Ицхоки. Занятия по музыкальной ритмике вела Заслуженный работник культуры РСФСР Елена Дмитриевна Кара-Дмитриева, сценическое движение - Отличник физической культуры  РСФСР Всеволод Борисович Южаков, занятия по гриму - ветеран театра имени Вахтангова Екатерина Львововна Синельникова, сценическую речь  - отличник театрального искусства Светлана Владимировна Владимирова. Все наши преподаватели открывали тайны искусства, щедро делились знаниями и стали проводниками в профессию. Нас, детей природы родом из страны голубых гор, бурных речных потоков, они приняли в свои добрые руки, окружили заботой и вниманием и с любовью передали свои знания.  Также в нас вложили душу и преподаватели общих дисциплин. Дорогие наши преподаватели! Тувинская национальная студия, которую вы бережно растили и пестовали, может с полным правом заявить, что оправдала ваши ожидания и оставила яркий след в истории театрального искусства не только родной Тувы и России, но и  мира. И в этом есть огромная ваша заслуга и труд, терпение и талант.

Вот и пролетели пять лет обучения.  Мы сдаем государственный экзамен дипломными спектаклями «В ночь лунного затмения» М. Карима,  «Самоубийство влюбленных» М.Тикомацу, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера и «Соломенная шляпка» Э.Лабиша. Экзаменационную комиссию возглавляет Народная артистка СССР,  лауреат госпремии РСФСР Людмила Ивановна Касаткина. Людмила Ивановна, несмотря на загруженность, была  на всех спектаклях до конца и в наших дипломах поставила свою аккуратную подпись.

1978 год. Выпускной вечер в ресторане Центрального Дома Актера.  С теплыми пожеланиями и словами напутствия выступили наши преподаватели  и представители театральных сообществ.

Возвращение домой. В такси по дороге в Домодедово однокурсницы Мария Сандак, Галина Мунзук и моя девушка Зоя Донмут не сдержали слез: «Вот и все. Так незаметно пролетели пять лет. До свидания, Москва! Когда мы с тобой еще увидимся?»

Шумный людской поток аэропорта Домодедово. Самолеты один за другим взлетают и приземляются. Конца этому заданному движению нет. Пришел и наш черед. Самолет оторвался от взлетной полосы и взял курс  на нашу любимую Туву. До свидания, дорогая Москва! Низкий земной поклон за то, что окрылила нас знаниями и открыла новую дорогу в жизнь.

Тувинский театр! А ведь моя дорога к тебе не случайна. Неспроста в моем далеком детстве знаменитый артист театра Максим Мунзук зашел в наш дом. Говорят, материнское сердце - вещун.

Однажды с друзьями я отмечал свой день рождения. У нас гостила моя мама, приехавшая в город по своим делам. Поздравить меня пришла и однокурница Галина Мунзук. Супруга Зоя Кок-ооловна подвела ее к матери: “Познакомьтесь, это дочь артиста Максима Монгужуковича Мунзука, Сашина однокурсница Галина Максимовна Мунзук. Пришла к нам поздравить его”.

Утром мама рассказала историю: “Тогда, сынок, ты был маленьким. В  село приехали артисты Тувинского театра. Сидим мы с отцом дома, и раздается стук. Заходит сам Мунзук. Я почетного гостя тут же пригласила пройти, поднесла горячий чай с молоком. Он в это время увидел в окно, как вы с братом играете во дворе:

 - У нас тоже такие же непоседы дома. Приходится их оставлять и на гастроли ездить, - сказал он с улыбкой.  Я обычно снимаю на фотоаппарат наши гастроли. А сейчас пленка закончилась. Спросил первого попавшегося на улице к кому я могу обратиться за помощью, он указал на ваш дом.

Тогда в селе только у двоих были фотоаппараты. Отец дал фотопленку, Мунзук артист тепло поблагодарил и ушел. Вот и думаю иногда, может тот визит знаменитого артиста к нам стал знаковым в твоей судьбе, сынок”.

Я думаю, в этих ее словах есть особенная суть. Случайностей не бывает, говорят. Наверно, поэтому в мое запланированное будущее, где я видел себя врачом, властно вмешалась такая закономерность и повернула мою дорогу в совершенно другую сторону. И это не случайность, думаю. Вот такой удивительной силой притяжения ты обладаешь, тувинский театр.

В первый год работы в твоем белоснежном храме мы, щукинцы, не раз играли на сцене дипломные спектакли «В ночь лунного затмения» башкирского драматурга Мустая Карима,  «Самоубийство влюбленных» японского писателя МагоэмоТикомацу,  «Коварство и любовь» немецкого драматурга Фридриха Шиллера,  «Соломенная шляпка» французского драматурга Эжена Лабиша. Но удивительное дело, каждый раз зрительный зал был полон, а у входа в театр все время спрашивали лишний билетик. 

Первый год в театре выдался для нас очень урожайным. Кроме работы на главной сцене, мы с “Соломенной шляпкой” все время выезжали на гастроли. Нас одинаково тепло встречали зрители во всех селах, чабаны и механизаторы на полевых станах. По итогам работы мы перевыполнили план театра и даже получили премии. Одного  жаль. Наши другие дипломные спектакли «В ночь лунного затмения», «Самоубийство влюбленных», «Коварство и любовь» из-за  технических особенностей не могли покинуть сцену нашего театра. Их зритель мог видеть только в Кызыле.

А самой большой радостью было то, что в следующем театральном сезоне представили труженикам села спектакль по пьесе болгарского драматурга Панчо Панчева “Четверо близнецов”. Постановщиком был преподаватель по актерскому мастерству, доцент Наталья Борисовна Захава, а перевод на тувинский язык сделал я. В пьесе четыре роли играли Борис Монгуш, Галина Мунзук, Мария Сандак и я.

Это была моя первая проба пера. До сих пор испытываю чувство благодарности к тувинскому театру, благодаря ему, мой первый опыт на литературном поприще дошел до зрителя, а  однокурсники воплотили его в жизнь. И в том, что пьеса дарила радость, было мое маленькое участие. Теперь мой театр  напутствовал своего сына в путь писательства, окрылил успехом и вдохновил. Вот он такой щедрый на добро, мой тувинский театр!

Словно солнце ты даришь лучи тепла, зажигаешь радостью души и греешь. Тувинский театр – твои корни берут начало из устного народного творчества наших предков. Оно,  прорастая сквозь века, бережно передается от одного поколения другому. Могучий пласт народной мудрости, передающийся из уст в уста, сплав народного творчества и искусства аккумулированный многими поколениями, когда пришло время, вылился в Тувинский музыкально-драматический театр. Потому что пришло время создания и созидания новой формы. В январе 1936 года на базе Кызылского учебного комбината была открыта  национальная театральная студия. После отбора 10 лучших и талантливых сыновей и дочерей тувинского народа начали постигать азы новой невиданной для тувинцев-аратов профессии артиста. 

Исторический день 25 марта 1936 года. В этот день в самом большом официальном учреждении города, на самой большой  площадке – в клубе профсоюзов имени Шагдыр-Сюрюна студийцы представили зрителям  свой первый концерт. В тот день на сцене было посажено 10 саженцев священного сандалового дерева. Это были О.Кара-кыс, О.Монгалбии, О.Белекей, Д.Кок-кыс, М.Комбу, О.Комбу, С.Сорукту, О.Кара-оол, О.Лагба, А.Лаптан. Саженцы выросли, пустив глубоко корни, из которых вырос тувинский театр. Это день стал считаться официальным днем рождения тувинского театра.

Постепенно к самым первым добавились Мунзук, Кок-оол, Олзей-оол, Севильбаа, Окан, Намдараа, Базыр-Сат, Самба-Сюрюн, Дунзенмаа и другие. Со временем те деревца, что дали крепкие корни, выросли в могучее дерево, которое до сих пор тянется ввысь, наливается мощью, дает новые всходы и рацветает. С годами из необъятного ствола тянутся все больше новых побегов, раскрываются почки, еще больше расправляется крона, продолжая  извечный круговорот  жизни и священный театр продолжает путь во времени. Театр моего народа – ты верно служишь ему много лет! Твоя незримая связь со зрителем прочна и бесконечна.  

В настоящее время ты, мой тувинский театр, по праву гордишься  своими актерами, которые имеют на руках дипломы ведущих театральных школ страны, и вооружены передовыми знаниями. Ты преисполнен гордости по праву, все поколения актеров являются лучшими в своей профессии.

За плечами тувинских актеров престижные учебные заведения страны: Ленинградский государственный театральный институт имени А.Островского, Ленинградский государственный театральный иститут музыки и кинематографии, Санкт-Петербургская академия театрального искусства, Кызылское театрально-музыкальное училище, Кызылское училище искусств, Московское высшее театральное училище имени Б.В.Щукина, Московское музыкальное училище имени Гнесиных, Московский специализированный институт театрального искусства, Московский театральный институт имени С.М.Щепкина, Ярославский театральный институт, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств и др. Двенадцать выпусков тувинской национальной студии дружно, плечом к плечу работают в одном коллективе и служат своему народу на ниве искусства.

Я счастлив, наблюдать как от корней, которые когда-то пустили побеги со временем выросло могучее дерево театрального искуссва Тувы! И этот рост не стоит на месте, продолжают проклевываться маленькие ростки, которые со временем тоже вырастут, расправят свои ветви и дадут рост следующим поколениям! Оо, Театр народа Тувы с вековыми корнями, идущий белой дорогой судьбы! Тувинский народ и театр срослись одной пуповиной! Как братья, как друзья. Своим зрителям, своему народу ты приносишь щедрые дары – свои спектакли, мой театр! Удивительные спектакли! За их великолепием стоит дружный и вдохновенный совместный труд режиссеров, художников, композиторов, актеров и невидимых работников закулисья.

Какие только спектакли не оживали на сцене тувинского театра! Они как золотой запас хранятся в сундуках духовного хранилища. Этот запас время от времени пополняется дипломными спектаклями национальных студий разных лет. Они как звенья одной цепи, составляют вместе одно целое наполняя театральное искусство Тувы своими знаниями, талантом, вдохновением, творческими идеями, взглядом устремленным в будущее.

Удивительный мой тувинский театр! Ты смело вступил на театральную арену мира бессмертными пьесами В.Кок-оола “Кара и Седип” (“Хайыраан бот”) и Э.Мижита “Кто ты, Сүбедей маадыр” и встал в один ряд с лучшими театрами России. То, что талант тувинского народа, его природная суть близка театральному искусству, глубоко в его крови, доказывается в жизни его молодыми поколениями – детьми актеров театра.

Ты удивителен, мой тувинский театр! Незримым током, загадочными путями воздействуя на душу, ты умеешь вовлекать в орбиту своего притяжения не только преданных тебе беззаветных служителей театрального искусства, но и завораживаешь даже самых маленьких. Особенно тех, кто с раннего детства рос за кулисами, наблюдая репетиции родителей,  знает театр как свой второй дом и любит его. За волшебным театральным занавесом хранятся судьбы тех, кто вслед за родителями, или  родными, пошел по проторенному ими пути дальше, служа его величество театру.  И таких немало!

Это сестры Светлана и Галина Мунзуки, которые выбрали путь своих знаменитых родителей – первых основателей тувинского театра.

Галина Максимовна Мунзук - вылитая мать Кара-кыс Номзатовна Мунзук. Когда она играет на сцене роль Кара в спектакле Виктора Кок-оола “Хайыраан бот” память рисует образ ее матери, актрисы Кара-кыс Номзатовны Мунзук: та же стать, тот же характер и походка...

Галина не только последовала по пути актерства как мать, но и унаследовала ее активную гражанскую позицию, интерес к общественной работе, сердечность и готовность помочь людям. Она  член правления регионального отделения СТД РФ, с 2002-2008 гг была ответственным секретарем, с 2011-2014 гг - член Федерального собрания Совета Федерации РФ. 

       Ее отец Максим Монгужукович Мунзук первым проторил путь в кино. И дочь Галина Мунзук тоже пошла по этому следу, сыграв в фильмах “Костер в белой ночи” режиссера Б.Бунеева и “Тайна Чингисхана” режиссера А. Борисова.

Еще одна последовательница пути матери-актрисы Надежда Орус-ооловна Ооржак, дочь выпускницы Ленинградского института театра, музыки и кино 1968 года, Народной артистки РТ Дадар Норбуевны Барынмаа. Она окончила тот же институт, что и ее мать, но тогда в 2003 году институт поменял название на Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Все годы учебы Надежда шла по тем местам, где ходила ее мама, шла по ее следам, жила в том же общежитии, где и она, читала те же книги, наизусть учила те же роли в дипломных спектаклях, что и ее мама Дадар Норбуевна. 

Тувинский театр, ты удивителен!  Это невероятно, но судьбы разных поколений повторяются в тебе. Надя, идя след в след за матерью, и на сцене продолжила играть одну из ее главных ролей роль Кара из спектакля “Хайыраан бот” В.Кок-оола.  Но внесла в образ героини свои неповторимые нотки. Кара, сыгранная Надеждой, имеет свою индивидуальность и вошла в историю Тувинского театра. Стала лучшей актрисой 79-го театрального сезона. В вокальном конкурсе  дуэтов  “Ак куштуң ырылары” – “Песни белой птицы” стала лауреатом. 

Тувинский театр – в орбиту своего притяжения ты вовлек  и детей выпускников Московского театрального училища им Б.В.Щукина. Кто они, те которые пошли по следу, проторенному своими отцами в мир театрального искусства Тувы? Это дочери щукинцев Алексея Кара-ооловича Ооржака – Сюзанна, Бориса Санчай-ооловича и Елизаветы Санчатовны Монгушей  – Чечек и мои, Александра Сан-ооловича Шоюна,  – Кулчаана и Шенне.

Сюзанна Ооржак, Чечек Монгуш, Шенне Шоюн – выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства 2003 года.  А Кулчаана Шоюн – Новосибирского отделения  Московского университета дизайна и технологии. Она художник и дизайнер театральных костюмов. 

Сюзанна Алексеевна Ооржак – полностью повторила путь отца, который стал и актером, и талантливым режиссером. Вторую профессию режиссера она получила в Якутии и на тувинской сцене ставила дипломный спектакль “Сон в летнюю ночь” У.Шекспира. Ее работы “Люби меня, люби” по пьесе В. Красногорова, “Мать Альба”  Ф.Лорки получили высокую оценку зрителей и вошли в репертуарную копилку театра.

Ее отец Алексей Кара-оолович Ооржак сыграл и в нескольких кинофильмах. Сюзанна и в этом последовала за отцом, сыграв в фильме А.Борисова  “Тайна Чингис Хаана”. Пробовала себя и в кинорежиссуре. Ее фильм  “Покидая благоухающую гавань” стал лучшим игровым фильмом 6-го международного кинофестиваля в Монако. Сюзанна – Заслуженный деятель искусств РТ, неоднократный лауреат международных театральных фестивалей. 

Шенне Александровна Шоюн последовательница отца-актера. В мир театра она вошла смело, уверено, с самого начала запомнившись  интересными и творческими работами. Шенне отличает четкая дикция, умение хорошо говорить и запоминать текст. Ее роли разные по характеру: Джулия “В трех днях любви” В.Быкова, Елена “В сне в летнюю ночь”  У.Шекспира, Виргилия в “Кориолане” , Маша в “Беде от нежного сердца” Ф.Соллогуба, Уран  в “Хайыраан бот” В.Кок-оола, Марии Лукьяновны в “Самоубийце”  Р.Эрдмана,  Сылдыс-Шокар в “Вернись, мой друг, вернись” А.Ооржака и Х.Шириин-оола, Мышонок  в “Смышленном мышонке” Э.Мижита, Бичен в  “Журавлях” С.Монгуша,  Жилка “Я останусь” Т.Муллер,  Магдалена в “Матери Альбе” Ф.Лорка, Роза и Марта в “Пьяных”  И.Вырыпаева, Марта, Лиза Бричкина в “А зори здесь тихие” Б.Васильева и другие ее образы не повторяют друг друга и отличаются пластикой и характером.  

Шенне награждена дипломом “Лучшая женская роль второго плана” IV международного театрального фестиваля тюркоязычных театров и “Лучшая актриса 71-го театрального сезона”, а также она стала “Лучшей ведущей” республиканского конкурса ведущих правительственных мероприятий за 2019 год.  Сейчас она Заслуженная артистка РТ.

Кулчаана Александровна Шоюн - художник по костюмам. Она талантливо и с присущей ей яркой индивидуальностью придумывает эскизы, работает над концертными и театральными костюмами актеров. Ее художественное решение костюмов к спектаклям “Ромео и  Джульетта” У.Шекспира,  “Каң-кыс” В.Серен-оола придает каждому из них колорит, делает их выразительнее, удачно сочетаясь с задумкой режиссера, осветителя, звукорежиссера доставляет зрителю эстетическое наслаждение.

Чечек Борисовна Монгуш – дочь  Бориса Санчай-ооловича и  Елизаветы Санчатовны Монгушей тоже пошла по стопам своих родителей.  Она уверено идет по проторенному ими в театре пути.  В Чечек проявляются черты ролей, сыгранных отцом, а к ролям, которые сыграла и продолжает играть ее мать, она пока готовится, повторяя их про себя. 

Чечек Монгуш талантливо воплотила и заслужила любовь зрителей  разными ролями: Каң-кыс в “Каң-кыс” В.Серен-оола, Подруги в “Люби меня, люби” В.Красногорова, Бо-бо в “Останусь” Т.Муллер, Джульетты в “Ромео и  Джульетте” У.Шекспира, Дочери охотника, Жены Хана в “Чадагане” А.Даржая, Оюмы в “В Объятиях искушения” Н.Серенот, Албанчы в “Выйдя из чума...” Э.Мижита и ролями в других спектаклях. Чечек – заслуженная артистка РТ,  дипломант конкурса исполнителей народного пения среди профессиональных артистов, посвященного 95-летию Народной артистки РСФСР и Тувинской АССР Кара-кыс Номзатовны Мунзук, инициированного региональным отделением СТД РФ, а также вокального конкурса  “Песни белой птицы”, посвященного 80-летию Тувинского Национального музыкально-драматического театра. 

Группа в щукинцев в конце 1980 годов отделилась из театра и создала свой молодежный театр “Кузел”. В то время уйти из своего театра в независимость это очень смелый шаг. В новых спектаклях той поры играли их же дети-школьники Кулчаана, Шеңне, Сюзанна и Чечек. Тот первый выход детей на сцену в дальнейшем определил их путь. Особенную роль в этом сыграла работа в  спектакле по пьесе японского драматурга Д.Киносита “Журавлиные перья”. Можно смело утверждать, что он стал для детей щукинцев судьбоносным и впервые пробудил их интерес к театру. Маленькие актеры с ним побывали в Улан-Удэ и Москве. А в 1990 году на первом театральном фестивале автономных республик “Федерация – 90” в Москве “Журавлиные перья” получили высокую оценку жюри. Видеозапись этого спектакля хранится в архиве Центрального телевидения Советского Союза. Кулчаана, Шенне, Сюзанна, Чечек участвовали в театрализованном концерте “Празднование Майтрейи” молодежного театра “Кузел”. Им выпало счастье принять участие в фестивале уличных театров в Варшаве и Зелена-Гуре. 

Аржаана Алексеевна Стал-оол (Куулар) – дочь заслуженной артистки РФ и РТ Анзат Шожал-Доржуевны Куулар.  Анзат Шожал-Доржуевна  окончила в 1977 году Кызылское училище искусств и начала первые шаги в Тувинском музыкально-драматическом театре. Сейчас ее дочь продолжает в театре путь матери. Они с супругом - выпускники ВСГАКИ. От матери Аржаана унаследовала певческий талант. Зрители любят ее голос.

Аржаана Стал-оол (Куулар) воплотила незабываемые образы Кара и Уран в “Хайыраан боте” В.Кок-оола, Джульетты в “Ромео и Джульетте” У. Шекспира,  Сицинии в “Кориолане”, Идегел в “Челээш и Идегел”  А.Ооржака, Нади в “Неугасшей любви” Н.Серенот, Часкал в “Журавлях” С.Монгуша, Валентины  в “Это было давно, это было недавно...” Вампилова и других спектаклях.

         Аржаана – Заслуженная артистка РТ, обладатель диплома “Лучшая актриса 79 театрального сезона” Тувинского музыкально-драматического театра, в 2015 году в дуэте с Саяной Сат получила Гран-при вокального конкурса среди актеров театра “Песни белой птицы”, является победителем многих вокальных конкурсов. Аржаана с  супругом уверено идут по тропе, проторенной ее матерью.

Волшебный занавес моего театра! В этих складках ты хранишь удивительную тайну! Там скрываются образы сыгранные актерами молодого и среднего поколений театра. Эти образы живут в волшебных складках театрального занавеса.  

Вот открывается первая  складка. Она скрывает забавного мальчика с озорной улыбкой. Это Дагба-Доржу -  сын театральной семьи актеров среднего поколения Саяны и Олега Сатов. Они выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Их сын  сыграл маленького Кок-оола в пьесе “Сын голубого неба”, Культегина в “Культегине”, друга сына Субедея в спектакле “Кто ты, Субедей маадыр” Э. Мижита. Дагба-Доржу идет по творческому пути своего отца, талантливого актера, воплотившего яркие образы на тувинской сцене.

Кроме  таланта перевоплощения  Дагба-Доржу как и отец играет на гитаре и поет. В этом он тоже его повторяет. Когда Дагба-Доржу  начинает петь вместе с отцом, хочется слушать и слушать их чудесное пение. В настоящее время Дагба-Доржу Сат учится в Кызылской школе № 1.

А чей образ скрывает эта складка? Это сам Субедей маадыр! Субедей Бады-Сагаан! Он родился в Санкт-Петербурге, когда город праздновал 300-летие. Малышу, родившемуся в знаменательный для северной столицы день  основания, был вручен памятный подарок. Его родители - молодое поколение театра Шенне Шоюн и Айдын Бады-Сагаан окончили Санкт-Петербургскую государственную театральную академию. Их сын Субедей играл роль Седипа в детстве в “Хайыраан бот” В.Кок-оола в Якутске, а в “Кто ты, Субедей Маадыр” Э. Мижита  он воплотил образ Субедея в детстве и играл его в Москве. Роль маленького Культегина в спектакле по пьесе Э.Мижита “Культегин” он сыграл  на сцене нашего театра. 

Также Субедей идет по пути отца в кино, который проторил Айдын Олегович Бады-Сагаан, сыграв в фильмах “Письмо Эльзе”, “Тимур и его команда”, “Конвой – РО-17”, “Орда” и других. В фильме якутского режиссера А.Борисова Субедей играл детство Чингисхана, в фильме тувинского кинорежиссера в фильме “Только ради тебя-2”, “Вернись, друг” – успешно сыграл сына телохранителя Чайыса.

В еще одной складке хранится образ другого мальчугана. Кто это? Это же Лопсан-Цепел. Он внук актерской семьи  Айдына Чылбак-ооловича и Луизы Сентябровны Мортай-оолов, сын Чаяна. Они окончили Московское музыкальное училище имени Гнесиных в 1986 году. Родители Айдына, талантливые ветераны тувинского театра -  Чылбак-оол Салчакович, выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино и Валентина Оюновна Мортай-оолы. Айдын тоже последовал по пути своих родителей-актеров. К сожалению, его отец Чылбак-оол Салчакович, как и сам Айдын Чылбак-оолович ушли из жизни в самом расцвете своего таланта. Но этот путь продолжает их внук и сын Лопсан-Цепел. А пока он подрастает окруженный вниманием и заботой бабушки Луизы Сентябровны Мортай-оол и носит ее девичью фамилию  Бирилей.  У его пути в театре славная долгая история бабушки, дедушки, а также прадедушки и прабабушки. Он - последователь славной династии.

Маленький Лопсан-Цепел на сцене успешно воплощает образы сына Субедея в спектакле “Кто ты, Субедей маадыр”, маленького Славика в спектакле  А.Ооржака и Э.Донгака “Вы чье, старичье”, маленького Кая Марция в “Кориолане”  У.Шекспира. В настоящее время Лопсан-Цепел Бирилей учащийся начальной школы Кызылского лицея № 5. 

В середине занавеса улыбается маленькая Аялга Чамбал. Она уверено сыграла роль маленькой Кара в спектакле В.Кок-оола “Хайыраан бот”. Она и должна была так сыграть, потому что ее мать одна из талантливых молодых актрис театра, выпускница Ярославского театрального института  Айзаана  Артемьевна Чылбак-оол. Достаточно вспомнить талантливо сыгранные ею роли Сылдыс-Шокара и Валентины в спектаклях “Вернись, мой друг, верись”, “Это было недавно, это было давно”.  У талантливой матери  талантливый ребенок. Последовательница маминого пути, проторенного в Тувинском театре, Аялга унаследовала звонкий голос, волю и характер мамы. В настоящее время Аялга окончила первый курс Красноярского колледжа радиоэлектроники и информатизации.

Вот такое маленькое поколение растет в твоих стенах, мой театр! И, несмотря на то, что они выбрали иной путь и получают специальность в других областях жизни, их души и сердца связаны с тобой, мой театр! В твоем вечном пути, мой тувинский театр, никогда не останавливается непрерывный творческий процесс расцвета талантов! 

Театр делают театром слаженная работа людей самых разных профессий. Одними из таких невидимых зрителю работников  являются монтировщики сцены. Они - главные люди сцены, приходят на работу раньше всех и уходят позже всех. Они отвечают за волшебство, происходящее на сцене, от их профессионализма зависит своевременная смена декораций от действия к действию.  Во время спектакля это они в мгновение ока меняют декорации в  короткий миг, когда гаснет свет. Их руками создается волшебство. Кто они,  те люди, которые как иллюзионисты в цирке делают волшебство? Это сын одной из первых профессиональных актрис театра, первого диктора радио, заслуженной артистки РТ Галины Темир-ооловны Дугержаа – Михаил Алексеевич Дугержаа, сыновья заслуженного артиста РТ, одного из первых профессиональных актеров Тувы с высшим образованием Владимира Владимировича Монгалбии – Саян и Байлак.

С 1970—2000 годы на тувинской сцене дружно в одной связке работали преданные своему делу, надежные монтировщики сцены  Михаил Дугержаа, братья Саян, Байлак Монгальбии, Олег Бады-Сагаан, Борис Саая, Шолбан Монгуш. 

Каких только людей ты не вовлекаешь в орбиту своего притяжения, мой Тувинский театр! Ты – зеркало жизни!  

Ты мне открыл белую дорогу во взрослую жизнь, где я состоялся, создал семью, достиг своих жизненных высот! Благодаря тебе, я живу вместе со своим народом, живу его чаяниями, не теряю с ним своей глубинной связи! Добро, творимое тобой неизмеримо, мой священный театр!

Я счастлив тем, что моя судьба неразрывно связана с тобой, мой великий судьбоносный театр! Время, когда был твоим сыном, служил твоей священной сцене, был обласкан вниманием и теплым участием зрителей, взрослел - самое счастливое время моей жизни. В складках своего волшебного занавеса ты хранишь и мои роли, которые я воплотил здесь, на твоей сцене, мой любимый театр! Мне недолго довелось проработать здесь, но как ты был прозорлив, когда тепло проводил меня, чтобы я приносил пользу в другой сфере жизни!  А ведь это случилось внезапно!

1983 год, 11 мая, первый рабочий день после празднования Великой Победы. Меня  вызывает первый секретарь Тувинского  обкома ВЛКСМ Олег Хопуя. Приняв меня радушно, он ознакомил тут же со своим решением вручить мне комсомольскую путевку в республиканскую газету “Тыванын аныяктары”. В газете не хватало кадров, а у меня был опыт публикации в газетах. Он посоветовал идти с путевкой к директору театра. Это было очень неожиданно.  Но что поделать, раз в верхах так решили. Тогда директором театра была известная писательница Екатерина Дуктуг-ооловна Танова. Она поддержала: “Это твое настоящее место, Саш. Ты там многое сделаешь”. Сразу распорядилась в трудовую книжку внести запись “С переводом” и вручила мне в руки.

С этого дня начал работать корреспондентом агитационно-пропагандистского отдела газеты “Тыванын аныяктары”. Прошел путь от корреспондента до заместителя главного редактора республиканской газеты.  “Тыванын аныяктары”. 

Работая в газете, поступил на заочное отделение Московского Литературного института имени А.М.Горького и окончил его в 1989 году. В тот год было принято решение возродить республиканскую детскую газету  “Сылдысчыгаш”. Приняв участие в конкурсе на должность  главного редактора газеты, стал редактором возрожденного детского издания.   

 ... Когда в конце рабочего дня иду уставший домой, меня по дороге встречает величественный белоснежный храм, который, как говорится в тувинской сказке, и девяноста лошадям не обойти. Ты величав, свободен, внушителен,  любимый театр народа. Увидев твои очертания, я забываю о своей усталости. Где бы я ни работал, ты останешься для меня моей главной святыней. Ты для меня судьба и  высший дар. До сих пор учусь у тебя самой жизни, с ее умением различать добро и зло, ценить радость и понимать природу печали.

А.Шоюн. Перевод С.Ондур

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020