Художник от бога

Художник от бога

Декорации, сделанные по его эскизам, художественное оформление государственных праздников и творческих вечеров являются настоящим украшением спектаклей и государственных мероприятий самых разных площадок России и Тувы. Иллюстрации книг Тувинского книжного издательства и других издательств, разные логотипы, нагрудные знаки, эмблемы, придуманные и сделанные им,  отличаются глубоким смыслом и содержанием. Не просто с одного взгляда разгадать главную идею всех его произведений, которую хочет донести до нас автор. Потому что она всегда скрывает в себе глубокий философский смысл. Одним словом, ОН - художник от бога, редкий мастер, волшебный шаман сцены.  

Его внутренний мир - бездонная кладезь мудрости и тайны, цели и помыслы полны глубинного смысла и загадок. Он скромен и прост, речь его спокойна и нетороплива, пристальный взгляд вдумчив, кто ОН?

Это Народный художник РТ, член Союза дизайнеров Тувы, обладатель медали “Почетный работник культуры Монголии” Начын Кара-оолович Шалык. 

...В Туве самый пик политических репрессий с их непримиримостью и жестокостью. После того, как отца маленького Кара-оола репрессировали, сын “врага народа” вынужден был оставить родное место. Он скитался по разным углам, бывая сегодня здесь, а завтра там, как перекати-поле, да так и вырос. Когда он, приехав из отдаленного сумона О-Шынаа в райцентр Самагалдай, устроился в доме родственника и посещал школу, мальчика и тут не оставили в покое. Забрали его из школы и отправили в Чербинский детдом. А после он оказался в Ак-Дуругском детском доме. 

Пришло время и Кара-оола Шалыка отправили служить в армию. Там он окончил курсы поваров и после службы вернулся в село Ак-Дуруг. Любознательному юноше удалось выучиться в школе киномехаников в городе Черногорске. Он вернулся в село и начал работать киномехаником. Здесь он и познакомился с молодой учительницей Норжунмой (Надеждой) Ховалыговной Ховалыг.

Симпатия между молодыми людьми переросла в любовь. Кара-оол по совету своей любимой девушки поступил заочно в Кызылский пединститут. Когда он окончил вуз, семейную пару педагогов направили работать в село Арыг-Бажы Улуг-Хемского района. Там они создали молодую семью. Вскоре у них родился сын, и они назвали его Начыном. Родившихся после него сыновей супруги назвали Назын и Кадр. 

Для тувинца нет ничего роднее и дороже отчей земли, где жили его предки и родители. Так и Кара-оол Дулбааевич в летнее время с супругой Надеждой Ховалыговной навещал вместе с детьми родные места, приезжал в село О-Шынаа, любил бывать у родных, не забывал землю предков. Однажды летом Кара-оол Дулбааевич показал маленькому Начыну место разрушенного буддийского храма Шалыков и поделился с ним тем, что сохранил в памяти о их роде Шалыков, которые жили когда-то на своей земле и построили для себя хурээ Шалыков. От того, что рассказал отец, остался только смутный образ в памяти маленького Начына, но намоленное место, где много лет стоял старинный  храм, сила сутр, которые читались там ламами, оставили в душе мальчика волшебное ощущение сопричастности к этому месту.

Начын Кара-оолович Шалык родился 28 июля 1966 года в селе Арыг-Бажы Улуг-Хемского района. Родители оба учителя и поэтому уделяли большое внимание воспитанию сына. Детские годы Начына прошли в селе Арыг-Бажы. В средних классах родителей перевели работать в село Торгалыг. Там же Начын окончил восемь классов средней Торгалыгской школы. Чтобы сын продолжил учебу, родители отправили Начына в Кызыл-Мажалыкскую школу Барун-Хемчикского района. Там он жил у тети, учительницы тувинского языка и литературы Раисы Кыргысовны Чудак. Параллельно со школой Начын учился в детской школе искусств. В этой школе раскрылся его интерес к рисованию. Это заметил учитель ИЗО Биче-оол Салчакович Майны и всячески поощрял его. Начына за два года освоил учебную программу по изобразительному искусству, рассчитанную на четыре года и оправдал надежды учителя. Воодушевленный этим, с таким багажом знаний Начын Шалык в 1982 году стал студентом Кызылского училища искусств (ныне Кызылский колледж искусств им .А.Б.Чыргал-оола). В 1986 году он его успешно окончил.      

Редкий дар, предопределенный ему свыше, начал исподволь вести его по белой дороге жизни. Он начал работать в Кызылском ДСК – домостроительном комбинате, в то время Начын создал семью, и молодой чете необходима была квартира. Он начал чертить схемы, делать эскизы номеров квартир, рисовать плакаты по технике безопасности необходимые для комбината. За проделанную работу его не раз поощряли, со временем он получил квартиру, и семья переехала в свое первое жилье.

Однажды отец привез повестку военкомата. Учитель военного дела Кара-оол Дулбааевич проводил сына в Казахстан на службу в воинской части Байконура.  Там Начын тоже стал лучшим в своей области, сделав оформление Ленинской комнаты своей части. В его руках работа спорилась сама по себе, кисти и цветные карандаши, краски, словно волшебным образом, помогали воплотить задуманное. Так за творческим процессом рисования и оформления незаметно подошла к концу его служба.  В это время в молодой семье родился сын. Вскоре Начын отправился домой.

У Начына были планы продолжать учебу после армии. Но начались трудные 1990 годы, надо было растить детей, зарабатывать денег на содержание молодой семьи. И в это время сама судьба привела его в Храм искусства – театр. Он начал работать бутафором в творческих мастерских Тувинского музыкально-драматического театра имени В.Кок-оола. Эту работу ему посоветовал макетчик мастерских Эрес Максимович Мунзук. И  не ошибся. Начын попал в настоящий бескрайний мир творчества, наверняка это место, где должен был расцвести нереализованный волшебный запас его таланта.

Вскоре его университетами стал главный художник театра, Заслуженный художник РТ Валерий Павлович Шульга. Он сразу приметил способности, старательность и трудолюбие Начына, стал оказывать ему помощь и поддержку во всем.  Однажды Начын работал над оформлением спектакля В.Серен-оола “Амыдыралдын хээлери” (“Узоры жизни”) под руководством режиссера  Ирины Лопсан. Тогда ему Валерий Шульга сказал: “Вспомни свое детство – там ты найдешь ответ на вопрос - каким делать эскиз”.

В 1996 году Начын Шалык сделал сценографию спектакля главного режиссера театра, Заслуженного артиста РФ и Народного артиста Республики Тыва Алексея Ооржака по пьесе Народного писателя Тувы Эдуарда Мижита “Кто ты, Субедей маадыр?” Этот спектакль удостоился Гран-При международного театрального фестиваля тюркоязычных народов. С тех пор его волшебный дар,  хранившийся в душе много лет, начал выходить наружу. Время пришло!

Из творческих работ Начына Шалыка можно составить внушительный список, он является автором сценографии многих спектаклей.  Его работы отличаются необычными, философскими решениями и новаторскими мыслями. У него собственный особенный взгляд на происходящее. Что очень ценится коллегами. Среди множества работ лучшими являются оформление спектаклей «Кара-Дагның казыргызы», «Кым сен, Субудей-Маадыр?», «Ревизор», «Культегин», «Сын синего неба», «Журавли».

Начын Шалык начав работать простым рабочим, прошел все ступени роста до директора театра. Под руководством Начына Кара-ооловича творческие мастерские театра стали театральной экспериментальной площадкой «Тет-а-тет». Он внес большой вклад в создание театра кукол и стал одним из его основателей.  В настоящее время Начын Кара-оолович Шалык – главный художник Национального музыкально-драматического театра РТ имени Виктора Кок-оола и государственного театра кукол. 

Начын Кара-оолович Шалык время от времени получает приглашения от зарубежных и российских театров. Оформленные им спектакли пользуются успехом. Среди них коллектив Санкт-Петербургского музыкального театра “Зазеркалье”. Начын Шалык сделал оформление мюзикла по произведению известного английского писателя Джека Лондона “Белый клык”. В сценографию мюзикла он вложил свое видение и мысли, которые пробудили в его душе произведение известного автора. Режиссер-постановщик мюзикла Ольга Фурман, автор инсценировки Лев Яковлев,  хореограф Ольга Красных и другие участники постановки отмечают “энергию, бьющую фонтаном, умение вслушиваться, бережное отношение к материалу” художника.

“Художник-постановщик спектакля Начын Шалык – это шаман сцены и удивительный человек. Он художник от бога. Он очень внимательный. У него свое отличающееся  от других видение. В процессе работы над спектаклем, когда  у нас появились новые идеи, мы всего лишь высказались о том, как было бы хорошо их воплотить, и через некоторое время Начын принес нам готовые эскизы. Мы так рады, что работа свела нас с таким замечательным человеком. И мы его очень ценим”.  

Начын действительно удивительный и особенный человек. В любом общении он невольно становится центром притяжения. Его речь нетороплива, отчетлива, вдумчива. У него огромный кругозор, глубокие познания, нет темы, которой бы он не знал, и еще он очень общителен.  Начын умеет слушать собеседника, никогда не хвалится.

Из разговора с Начыном Кара-ооловичем можно почерпнуть многое. Особенно интересны его предположения о том, что некоторые слова в других языках имеют тувинские корни. Про таких как Начын Шалык говорят, нет мест, где он не побывал, нет людей, с кем бы он ни был знаком.

Мы общаемся с Начыном Кара-ооловичем в его доме. Пока супруга Лариса Шалык готовит угощение, интерес гостей вызывают куклы и фигурки на стене. Начын рассказал о каждой из них. Это не сувениры, привезенные на память. Каждая кукла имеет свою историю, у каждой был владелец или даритель и все фигурки связаны с историей Начына и его встречами. В этом кукольном мире тоже есть частица Вселенной Начына, где каждая волшебным образом впитала часть его души.

У Начына Кара-ооловича Шалыка историческая родословная. Он старший сын Кара-оола Дулбааевича Шалыка. А тот является прямым наследником 8-го Камбы ламы буддийского храма Шалыков Ак-Камбы (Дулбаа Шалык ). Об этом написано в книге Тараачы Чамыяновича Ликтана  “История рода Шалык – история народа”.  Вдумчивость, прозорливость, глубокий ум и волевой стержень - наверняка Начын унаследовал от мудрого прадеда, что вкупе нашло отражение в тувинском искусстве в наше время. Он истинный художник от бога.

                                                                            Александр ШОЮН, перевод С.Ондур

Работы художника-постановщика Шалыка Н.К.:

  1. В. Евграфов “Тайна лесного колдуна”, реж. Евграфов, г. Ленинград.
  2. В. Серен-оол “Амыдыралдын хээлери”, реж. И. Лопсан, 1993-1994
  3. К-Э. Кудажы “Хостуг Тыва”, реж. Х. Ширин-оол, 1994-1995
  4. Х. Ширин-оол “Аргада чыыш”, реж. Х. Ширин-оол, 1997
  5. Э. Мижит “Чиргилчиннер”, реж. А. Ооржак, 1996
  6. Э. Мижит “Кым сен, Субедей маадыр?”, реж. А. Ооржак, 1997
  7. И. Рацер “Божий одуванчик”, реж. Наргиз, Республика Кыргызтан
  8. Р. Киплинг “Чоруун чогузун кижи толу”, реж. М. Сарыг, 1996
  9. В. Гуркин “Прибайкальская кадриль”, реж. А. Хомушку, 1999
  10. С. Козлов “Трям здравствуйте”, реж. М. Сарыг, 1999
  11. Э. Бобров “Светлячок”, реж. М. Сарыг, 1998
  12. О. Журавлева “Заюшкина избушка”, реж. А. Хомушку, 1999
  13. А. Пушкин “И жизнь, и слезы, и любовь”, реж. А.Ооржак, М.Сарыг
  14. К. Гольдони “Трактирщица”, реж. А. Хомушку, 2000
  15. М. Идам “Соломенный бычок”, реж. А. Кокорин, 2001
  16. Ч. Ондар “Сонгулда”, реж. А. Хомушку
  17. Э. Акопов “Странная ночь”, реж. М. Сарыг, 2000
  18. М. Кожелдей “Мальчик с тремя знаниями”, реж. А. Хомушку
  19. И. Ольшанский “День рождение принцессы”, реж. М. Сарыг, 2001
  20. К. Манье “Блез”, реж. М. Сарыг, 2001
  21. Ч. Ондар “Кударанчыг ынакшылдын шынаазы”, реж. А. Ооржак, 2002
  22. Э. Мижит “Кара дагнын казыргазы”, реж. А. Ооржак, 2001
  23. Э. Мижит “Оргул”, реж. А. Хомушку
  24. Э. Мижит “Рождение героя ” (балет), реж. А. Мандан-Хорлуу, 2003
  25. Ч. Санчай “Ол-ле ыяшты хараача дээш” (балет), реж. Ч. Санчай, 2003
  26. О. Уайлд “Кентервильское привидение”, реж. С. Белова, 2003
  27. Э. Мижит “Смышленный мышонок”, реж. А. Ооржак
  28. К-Э. Кудажы “Долуманын хуулгаазыны”, реж. Н. Ооржак, 2002
  29. Ф. Бульяков “Выходили девки замуж”, реж. М. Идам, 1999
  30. К. Паустовский “Ленинградская ночь”, реж. А. Чадамба, 2005
  31. Э. Мижит “Ада чуртун кыйгызы”, реж. А. Ооржак
  32. Н. Серенот “Дулгээзиннин аспаа”, реж. А. Куулар, 2005
  33. И. Крылов “Пирог”, реж. А. Чадамба, 2006
  34. Н. Гоголь “Ревизор”, реж. Н. Ооржак, 2007
  35. И. Эрдман “Самоубийца”, реж. М. Сарыг, 2005
  36. Э. Мижит “Смышленный мышонок на севере”, реж. А. Ооржак
  37. А. Ооржак “Кайда сен, ачай?”, реж. А. Ооржак, 2018
  38. Э. Мижит “Уттуг хая”, реж. А. Ооржак
  39. Ч. Ондар “Уш ок”, реж. Н. Ооржак, 2007
  40. Э. Мижит “Култегин”, реж. А. Ооржак, 2008
  41. С. Сурун-оол “Кара дашка харыылыг”, реж. Н. Ооржак, 2008
  42. Э. Мижит “Тос чадырдан унгеш”, реж. А. Ооржак, 2014
  43. Б. Колаев “Забытые боги”, реж. Б. Колаев, г. Абакан
  44. Перевод А. Котожекова “Легенда о Бейреке”, реж. А. Бенально, Италия, 2014.
  45. “Золушка”, реж. С. Ондар, 2013
  46. Э. Жалцанов “Четыре непрожитые жизни Пор-бажын”, реж. Э. Жалцанов, Республика Калмыкия, 2014
  47. Б. Рацер, В. Константинов “Ханума”, реж. А. Ооржак, 2016
  48. Л. Кан-оол “Шаг шаанда”, реж. С. Ондар, 2014
  49. Э. Мижит “Как летучая мышь”, реж. С. Ондар, 2014
  50. По мотивам сказок А. Пушкина “Сказки нянюшки”, реж. С. Ондар 51.     Ю. Ионушайте “Я солдат, мама”, реж. С. Ондар, 2015
  51. Д. Урбан “Все мыши любят сыр”, реж. М. Сарыг, 2014
  52. А. Вампилов “Прошлым летом в Чулимске”, реж. Б. Колаев, 2015
  53. М. Монгуш “Дуруялар”, реж. М. Сарыг, 2014
  54. Л. Чарская “Шепот леса”, реж. С. Белова, 2017 .
  55. Ч. Ондар “Бодарал”, реж. А. Хомушку, 2015
  56. А. Пушкин “Моцарт и Сальери”, реж. Л. Кан-оол, 2015
  57. К. Паустовский “Похождение жука носорога”, реж. С Ондар, 2015
  58. Э. Мижит “Кок дээрнин оглу”, реж. А. Ооржак, 2016
  59. К. Шойгу “Перо черного грифа”, реж. А. Чадамба, 2016
  60. С. Сарыг-оол “Белек”, реж. А. Чадамба, 2015
  61. А. Пушкин “Золотой петушок”, реж. С. Ондар, 2016
  62. А. Чадамба “Алышкылар аразынче суг акпас”, реж. А.Чадамба, 2017 
  63. Т. Муллер “Останусь”, реж. М. Идам, 2017
  64. А. Даржай “Чадаган”, реж. С. Монгуш, 2017
  65. Л. Соловьев, В. Виткович “Ходжа Насреддин”, реж. Л. Кан-оол, 2017
  66. А. Чадамба “Кезер”, реж. А. Чадамба, 2017
  67. Э. Мижит “Дуруялыг туруг”, реж. К. Семенов, 2017
  68. Э. Воронов “Эксперимент”, реж. М. Идам, 2017
  69. Г. Лорка “Дом Бернарды Альбы”, реж. С. Ооржак, 2017
  70. К-Э. Кудажы “Дирде Макто”, реж. А. Ооржак.
  71. Б. Донгак “Ошпээн ынакшыл”, реж. А. Куулар, 2018
  72. В. Серен-оол “Камгалакчы Кан-Болат кыс”, реж. А. Оюн, 2018
  73. П. Морозов “Алые паруса”, реж. А. Ооржак, 2018
  74. Ч. Ондар “Уя”, реж. Л. Кан-оол, 2018
  75. Ч. Ондар “Шурави”, реж. А. Хомушку, 2018
  76. К-Э. Кудажы “Идегелдиг инчеегим”, реж. Д. Чойгана, 2018, Монгун-Тайгинский кожуун.
  77. В. Серен-оол “Алдагдал”, реж. О. Монгуш,. 2018, Барыын-Хемчикский кожуун.
  78. Х. Саая “Кызыл-Мажалык”, реж. Л. Кан-оол, 2018
  79. Л. Яковлев “Белый клык”, реж. О. Фурман, 2019, Санкт-Петербург.
  80. У. Шекспир “Кориолан”, реж. М. Идам, 2019
  81. Либретто и постановка С. Константин “Среди вечных Саян”, 2019
  82. «Сыгырга» («Иволга») по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Соловей», реж. С.Монгуш, 2021
  83. "Кайгал" рок-опера Б-М.ТУлуша, реж. С.Монгуш и другие

 

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020