Верю – мы это сможем! Монолог актрисы

Верю – мы это сможем! Монолог актрисы

О, я была полна прекрасных впечатлений о театре, и о его творческом составе. Это было незабываемое лето 2005 года.  После окончания Ярославского государственного театрального института, в августе, начала работать в Национальном театре им. В. Кок-оола. Я пришла в удивительно дружный, сплоченный и талантливый коллектив! Каждый актер со своей изюминкой, уникальностью и необычайно богатым внутренним миром. Это были Небожители.

В то время главным режиссером был Алексей Кара-оолович Ооржак, который  удивительно тонко чувствует каждого актера, и бережно относился к нему. Старшие коллеги тоже были таковыми.

Месяца не было, как я только начала работать, неожиданно меня вызывают к главному режиссеру. К моему неожиданному удивлению, сообщили, что я ввожусь на роль Гермии в спектакле «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира в постановке режиссера Сюзанны Ооржак. Театр на международном фестивале тюркоязычных народов «Туфанлык» в г.Уфа должен представить именно этот спектакль.

Переписала роль, и за одну ночь просто выучила её наизусть. На следующий день состоялся прогон спектакля… Отправились в Уфу, всю дорогу переживала, как бы не подвести своих коллег. До сих пор помню эти ощущения, как будто это было вчера. Но опытные партнеры помогли мне. Мы отыграли спектакль, даже были награждены сразу по нескольким номинациям.

В тот же год к Новому году приступаем к постановке детского спектакля «Смышленый мышонок, и северное сияние» Э.Мижита, режиссер А.Ооржак. Были очень интересными застольные читки, обсуждения каждого персонажа сказочного действа. Мне понравился такой детальный и скрупулезный подход. В этом спектакле я играла Тюлененка, а мой партнер - Олимпиада Чывырал, играла Моржа. Все персонажи были выпуклыми, яркими, у всех свои песни и танцевальные движения. Спектакль получился ярким, зажигательным, с красивой музыкой, песнями, танцами и в новогодние каникулы мы играли порой в день по три, четыре раза, радуя любимых наших юных зрителей.

Есть сценка в спектакле, где Морж-Олимпиада кружит меня – Тюленёнка, отбирая льдинку, сделанную из надувной камеры. Но во время кружения у меня вдруг шапка сползла и закрыла глаза. Ничего не видно… Помню, сначала ударилась об «лягушку» — это световое оборудование на полу, возле рампы. Продолжаю падать…, можно сказать – «лечу»! Бах! Казалось, что я приземлилась на сцене. Поднимаю шапку… и вижу детские ножки в сапожках! Оказывается, «летела» по диагонали со сцены в зрительный зал! А действие-то продолжается, и надо было дальше играть, сразу поднимаюсь и на сцену – вроде «так и должно было быть»!

С этим же спектаклем мы ездили на гастроли в Республику Саха-Якутия, так там якутские дети принимали наше театральное представление как настоящее спортивное состязание! Они были настоящими болельщиками! Это было зрелище! Играть в такой атмосфере тоже было легко и радостно! Во время сцены, где у нас та же история со льдинкой, дети вставали, начинали кричать, топать ногами: «Жадина, Морж!», «Плохой морж!», «Отдай льдину!». Казалось, если бы у них в руках были помидоры - закидали бы ими. Мне стало даже жалко, стоящего посредине сцены, удивленного большого Моржа.

Вся жизнь актера — это репетиции и гастроли. С некоторыми спектаклями мы объездили почти всю республику. Например, со спектаклем «Анаа эвес, а нано келин» Н.Серенот в постановке Анзат Куулар сначала выехали в западные кожууны - Бай-Тайга, Барун- Хемчик, а по возвращении на завтра едем в другую сторону, но уже с другим спектаклем. Так что гастроли – неотъемлемая часть нашей театральной деятельности.

В тувинской классике «Хайыраан бот» В.Кок-оола в постановке опять же режиссера Анзат Куулар, я играю Салбакай. Кстати, в моей артистической истории на самые первые гастроли по Туве я ездила именно с этим  спектаклем.

В 2010 году А.Ооржак ставит историческую драму Э.Мижита «Культегин». Я играла Ак-Сылдыс, невесту, впоследствии жену Култегина. В спектакле была занята вся мужская часть труппы, а женских ролей всего несколько. Премьера была назначена в конец января, на целую неделю! И каждый день – аншлаг! Это было незабываемо! С этим спектаклем поехали на международный фестиваль в Турцию, в г.Адана – куда прилетели ночью 24 марта, в канун дня рождения тувинского театра. Месяц март в Турции – это лето по-тувински! Было жарко, но, тем не менее, отыграли спектакль достойно. Актеры в тяжелых воинских костюмах, которые шиты из натуральной кожи. А поверх еще жилеты с доспехами. Всё сшито и изготовлено нашими мастерами настолько качественно и достоверно, что постоянно были под оком внимания журналистов и корреспондентов, брали интервью и в обязательном порядке просили показать реквизиты и костюмы для телевидения. Один из организаторов фестиваля господин Сабанчы, специально встретился с нами. Говорят, он прилетел на своем вертолете. Спектакль «Култегин» в этот же год представили на фестивале тюркоязычных театров «Науруз», который проходит в Казани. Играли в театре «Тинчурина».

Легендарный спектакль, который вошел в золотой фонд тувинского театра «Эгил, эжим, эгил!» Х.Шириин-оола, А.Ооржака. В главных ролях играли замечательные актеры Галина Мунзук и Станислав Ириль. Восхищалась их игрой еще в детстве. И вот режиссер-постановщик Алексей Кара-оолович Ооржак доверяет мне роль Сылдыс-Шокара. Это было неожиданно, а главное – большая ответственность!

В 2018 году я впервые играю моноспектакль. На сцене одна со зрителем! Было очень интересно работать и одновременно сложно. Спектакль называется «Инстадрама», режиссер - Сюзанна Ооржак и я благодарна ей за доверие, а главное - за приобретенный и очень полезный для актрисы опыт. Осенью этого же года со спектаклем приняли участие в международном театральном фестивале малых форм «Парад победителей», который состоялся в Монголии г.Улан-Батор. Посмотрела другие моноспектакли из разныз стран, получила возможность увидеть себя как бы со стороны и сравнить профессиональный уровень подготовки.

Еще один полезный опыт для актрисы – это участие в V Научно-театральном форуме-лаборатории в Татарстане. Нас было 13 актрис из разных республик и театров. У каждого свой монолог, своя линия в действии. Вместо сцены мы в зрительном зале, он полностью обсыпан песком. Предоставлен реквизит: бамбук, ветки, камни… Свой монолог построила из восточных мудр, вокализа и движения. А также использовала национальный инструмент хомус. Участие в этом форуме и уроки режиссера, профессора Юрия Альщица, который является автором методик, дало мне многое, и, кажется, даже перевернуло мое мировоззрение!!! Мастер всего за несколько дней, приобщил нас к такому творчеству, где правили новые понятия, новые способы существования. Это были открытия!

 А напоследок признание – я люблю свой театр, люблю своих коллег, люблю свою профессию. И желаю ТЕАТРУ дальнейшего процветания, сохраняя свою самобытность и традиции. Желаю не просто новых постановок, а таких, чтобы потрясли зрителей не только Тувы-Сибири-России, а всё мировое сообщество! Верю – мы это сможем!

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020