Творение загадочного и сказочного художника. Монолог актрисы

Творение загадочного и сказочного художника. Монолог актрисы

Можно сказать, что мой творческий путь, вообще,  начался с песни. Да, именно с неё! Природа Кызыл-Чыраа, где я жила, неописуемой красоты! На север посмотришь - великие горы Кызыл-Тайга, на юг взглянешь - леса и могучая тайга. А на западе - увидишь поля и горы, на востоке расположена необыкновенная река «Чадан» и, конечно же, гора с песками - «Элезин-Даа». Когда я пасла овец, эта живописная, девственная и нетронутая красота природы невольно заставляла твою душу откликнуться,  и проявить восхищение через песню. В этот момент зрителями моими были вся природа: небо, солнце, горы, леса и поля, птицы и, конечно же, мои овцы. Было такое ощущение, что после моего пения они мне все аплодировали! Бывало и так, стоит пасмурная погода, а после пения моего вдруг мгновенно меняется погода: рассеиваются тучи, солнышко начинает светить! А мне казалось, что природа в знак благодарности  сделала мне такой подарок – красивый и волшебный закат! Словно это было творение загадочного и сказочного художника! На горизонте появились горы, они ожили! Обрели настолько яркие цвета, что казалось, будто они смеялись! Если природа пела, то я тоже продолжала петь во весь голос. В тот момент появлялось чувство удовлетворения  и гармонии. 

Именно в этой всепоглощающей гармонии с волшебной природой жили издревле наши предки, которые сумели сохранить и передать свое культурное наследие  будущим поколениям. Иногда мы задаём вопрос, почему хоомей сохранился до наших дней? У этого вопроса есть один ответ - наши предки были очень близки к природе и вся мелодия тувинцев связана с ней.

Школьные годы тоже проходили очень интересно, ходила  в музыкальную школу по классу вокал. Преподаватели заметили, что я пою, и начали отправлять на различные конкурсы, как кожуунного, так и республиканского уровня. Да и в целом наш класс был очень активным, не только в учебе, но и во всех школьных мероприятиях, где мы занимали всегда достойные места, в основном первые.

По окончании школы, я сразу же поступила в Кызылское училище искусств им. А.Б.Чыргал-оола на отделение «Народное пение». Когда я впервые зашла в здание Кызылского училища искусств, было такое ощущение, что я зашла в сказочный мир звуков: кто-то играл на игиле, кто-то на саксафоне, кто-то пел… Эта творческая атмосфера мне очень понравилась, и не задумываясь сделала свой выбор.

Годы учебы в КУИ проходили очень насыщенно, даже после пар оставались и занимались до семи до восьми часов вечера. На нашем отделении работали тогда четыре преподавателя – А.Кан-оол, Р.Тараачы, А.Маликова, и Т.Евтушенко-Намай. По специальности «народное пение» преподавала Тараачы Регина Нимановна, она мне раскрыла голосовые, тембральные возможности моего голоса. Я благодарна за её профессионализм и считаю, что желание быть актрисой вспыхнуло именно здесь в стенах родного училища. Мои преподаватели Айланмаа Хомушкуевна и Татьяна Николаевна вместе с преподавателями отделения тувинских национальных инструментов Сергеем Ивановичем Бадыраа и Сайлык Балчыровной Ондар организовали большой проект поставить музыкальную драму «Буян-Бадыргы» по известному одноимённому роману Монгуша Кенин-Лопсана. Композитором музыкальной драмы был Сергей  Бадыраа, а режиссёром - Татьяна Намай-Евтушенко. Музыкальная драма была поставлена с участием двух отделений КУИ - народного пения и национальных инструментов. Я играла в постановке роль Агана, моим партнёром был Айбек Ондар, мой однокурсник. С уверенностью могу сказать, что участие в музыкальной драме во мне пробудили вкус к актёрской игре! Можно не только петь песни, но и создавать разные образы на сцене!

По окончании училища в 2008 году объявили набор абитуриентов на актёра. Стала усердно готовиться к вступительным экзаменам. Но вдруг услышала плохую для меня весть, что набирают русскую труппу! Принимают абитуриентов только со славянской внешностью! Что делать? Где-то внутри на уровне подсознания подсказывало – ты поступишь! Решила не сдаваться и не отступать назад. Никого не слушала,  до конца ходила на все туры отбора и проходила.         

После озвучки итоговых оценок  посадили нас в творческий полукруг, только тогда я начала всматриваться в лица педагогов - увидела добрые глаза, тёплые улыбки наших преподавателей. Они нам, абитуриентам, предложили высказать вслух свои пожелания, но я как всегда ни с того, ни с сего, вернее от радости сказала громким голосом:  «Всегда вперёд, только вперёд!», и все засмеялись.

Получив диплом  Кызылского училища искусств, я отправилась учиться вместе с однокурсниками   в Солнечную Бурятию. Вскоре приехали добором Наталья Сарыг, Айдыс Даржай и Олча Куулар.

Мастером курса была Джемма Николаевна Баторова, она у нас преподавала основной предмет по актерскому мастерству. Проводила как групповые, так и индивидуальные занятия. Учила нас сценическому движению Герасимова Евгения Викторовна, а по вокалу - Швецова Людмила Николаевна. Каждый раз мы делали творческие показы по специальным предметам.

Процесс подготовки к творческим показам по специальным предметам. был очень интересным. Проходили тему «Наблюдение за людьми»,  педагог дала мне задание – понаблюдать за бомжами. И я отправилась в поиски объектов для моей домашней работы. Попадали в поле моего зрения разные люди, которые по разным причинам опустились на самое «дно» жизни.  Но образ одной женщины мне запомнился больше всех. После этого наблюдения у меня сработали двойные чувства, с одной стороны мне действительно, чисто человечески, было жалко этих людей, а с другой - была на них зла. А этюд я показала на оценку «отлично».

Каждый показ нашего курса проходил на «Ура». Это, конечно же, заслуга, наших педагогов. Они своим самоотверженным трудом доносили до наших голов все секреты актерского мастерства.

Наши дипломные работы: пластический спектакль по роману В.В Набокова «Приглашение на казнь», «Власть тьмы» по пьесе Л.Н. Толстого и музыкальная сказка по мотивам тувинского произведения «Сен дээрге мен». А также был приготовлен большой выпускной концерт.

В Улан-Удэ сдавали все спектакли и концерт, кроме сказки. А вот в Туве, когда мы закончили академию, мы показали всю дипломную программу. И в Бурятии и на родной земле наш курс получил очень хорошие отзывы. Я очень благодарна жизни, судьбе за возможность учиться, бесконечно благодарна любимым, уважаемым  нашим преподавателям. Преклоняюсь перед их трудом, они были с нами все годы учебы и давали нам свои бесценные знания.

Восточно-Сибирская Академия культуры и искусств позади, мы – уже артисты нашего любимого театра, который встретил нас с распростертыми объятиями. Безболезненно влились в коллектив, ставший для нас большой дружной семьёй. И вместе с однокурсниками окунулись в творческий процесс театра - тренажи, новые роли, новые образы, репетиции…

В театре первую главную роль – Мышонка, получила в детском спектакле «Смышленый мышонок в Австралии», режиссёр - Сюзанна Алексеевна Ооржак. Один из значимых для меня ролей является образ санитарки Багбуужап в спектакле «Журавли» режиссёра Марины Идам по одноимённой пьесе драматурга Салима Монгуша, написанной к семидесятой годовщине Победы о тувинских добровольцах. А ещё посчастливилось играть роль Кары  в легенде «Кара и Седип», режиссёр этого спектакля Алексей Ооржак. Это совершенно особая история. Очень волновалась, приступая к репетициям. Тувинская классика!  Чувствовала большую ответственность. А в другой постановке «Хайыраан бота»  режиссера Анзат Куулар я сыграла роль Ураны, сестренки Кара. Ещё очень важная для меня роль – образ богатырки Кан-Кыс в музыкальной сказке «Камгалакчы Кан-Болат кыс» по мотивам героического сказания В.Серен-оола, режиссёр Аяна Оюн. Это был её дипломный спектакль, и я старалась не подвести начинающего режиссера. Вообще мне нравится играть в сказках, особенно в музыкальных. Например,  в «Бременских музыкантах» в постановке режиссёра Сюзанны Ооржак я сыграла роль 1-го и 2-го охранника. Спектакль получился интересный, задорный, много песен и пластических решений. А в сказке «Конёк-горбунок» в  постановке Марины Идам я сыграла роль девушки.

С большой радостью вспоминаю работу в спектаклях «Кок дээрнин оглу», режиссёр - Алексей Ооржак, и «Ошпээн ынакшыл» режиссёра Анзат Куулар. В первом я сыграла роль больной девушки, а во втором – Мижит. Очень интересной была работа в спектакле «Эксперимент» режиссёра Марины Идам. Роль деревенской девушки Чай-Суу в этой постановке только на первый взгляд, кажется, простой, на самом деле потребовались огромные усилия для понимания внутренних мотивов героя. Вообще все герои со своими  историями и не только моему герою, но и всем остальным пришлось поработать в этом аспекте.         Другие образы – это Чолдаанай  в отрывке из повести Ондара Сегленмея «Тын дээш демисел» (Конкурс несыгранных ролей); Мама в спектакле «Хары черде опей ыры», режиссёр Марина Идам;  Пруденция в спектакле «Альба», режиссёр Сюзанна Ооржак. Все они вместе со мной дышали, плакали, смеялись. Спали, тревожились, влюблялись, злились и  стыдились. Они вошли в мой внутренний мир, тем самым пополнив мой актерский багаж.

Я благодарна всем моим коллегам и партнёрам, которые играли, творили вместе со мной. Спасибо режиссёрам, что доверили мне эти замечательные роли и поверили в меня. Спасибо жизнь, за то, что мы живём на этой прекрасной земле! И имеем возможность творить!!!

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020