Подаренные крылья. Монолог актрисы

Подаренные крылья. Монолог актрисы

Театр - мой второй дом с самого детства благодаря моей маме – Заслуженной артистке Тув. АССР, Народной артистке РТ - Барынмаа Дадар Норбуевне.

Первое детское яркое впечатление.

-Сынок, это я твоя мама. Сынок, это же я - твоя мама!

Человек в странной шапке из шкуры, лохмотьях, с луком и стрелой в руках толкает мою маму, а она падает и не перестает повторять "Это я, твоя мама!" Тут я вскакиваю со стула и кричу "Не трогайте мою маму!". Все присутствующие оборачиваются на меня и начинают смеяться. Я не понимаю - что происходит? Злюсь и чуть ли не плачу. Вот такое у меня яркое воспоминание о репетиции сцены из спектакля "И дольше века длится день" Ч.Айтматова в репетиционной комнате на четвертом этаже нашего театра.

Второе яркое впечатление - рабочий день мамы начинался с кабинета №9 на первом этаже, где занимались вокалом. Серафима Андреевна Калинина сидела за столом вместе с аккомпаниатором,  её имя Евгения, и о чем-то беседовали. Меня усаживали и давали ручку или карандаш, а также листок бумаги. Начиналась распевка - Серафима Андреевна кивала головой, и Женечка воспроизводила первые ноты на фортепиано. Это были упражнения, на высоких нотах голос мамы звучал как колокольчик, и мне приходилось закрывать уши. В какой-то момент начинали дрожать стекла на окне, а стол, на котором я рисовала, будто вибрировал.

Во время длительных репетиций я бродила по большому, волшебному зданию театра. Я побывала везде: на самом верху, откуда сцена казалась игрушечной; в самом низу сцены, где странная грохочущая машина крутила круг и кольцо сцены. А во время спектаклей я обычно сидела в правой кулисе на высоком кресле и смотрела, смотрела и смотрела. Со временем я знала все реплики и слова песен наизусть.

Все мое детство связано с театром! В те редкие выходные, когда мама была дома и занималась домашними делами, я надоедала ей своими расспросами о том, когда же мы пойдем в театр. А мама говорила: "Вот приготовим обед... Вот постираем...  Вот помоем... и пойдем". Так и проходил этот бесконечный день.

Комната Президиума (сегодня там находится наш театральный Музей) была недосягаемой для нас – детей актеров, туда не пускали. Но дважды мне удалось туда попасть. Это была шикарная комната с бордовыми коврами на полу, такими же бордовыми тяжелыми портьерами. Стены обиты темно-коричневыми деревянными панелями, длинный стол со стульями в мягкой обивке, и незаметной комнатой с умывальниками и плитами, на которых стояли большие кастрюли и сковородки. Вероятно, актеры и дирекция театра, чаевничали в этой комнате после премьер, проводили хуралы в будни. Вот бы сейчас такую комнату!

Гастроли! Это отдельная моя любовь и по сей день! Раньше на гастроли по кожуунам театральная труппа выезжала на несколько месяцев: уезжали в шубе, а приезжали в летней одежде. Дети артистов обычно располагались на костюмерных и реквизиторских ящиках в проходе салона автобуса. Стелили одеяла, куртки, чтобы было мягче. В дороге мы спали там же на ящиках. У мамы в сумке всегда была плитка, кострюлька, крупа, картошка и все это только для меня. До сих пор артисты старшего поколения припоминают, что мама готовила исключительно для меня.

Во время гастролей, в самых дальних уголках нашей республики, в сельмагах, артисты находили товары, которых не найти в столице. Поэтому, как только автобус останавливался в районном центре того или иного кожууна - артисты шли в этот самый сельмаг. Как-то мама привезла мне леопардовую или гепардовую искусственную шубку, от которой я была в восторге. А привычка первым делом идти в местный магазин, осталась до сих пор, своеобразный ритуал.

Очень хорошо помню тех, благодаря которым театр стал ТЕАТРОМ. Это Борис Филиппович Бады-Сагаан, Кара-кыс и Максим Мунзуки, Екатерина Кенденбиль, дядя Намчыл, Хургулек  Байыскылановна, однокурсники мамы - Хертек Олбезекович Шириин-оол, Владимир и Роза Серен-оолы, Дарый и Чадамба Монгуши, Ирина Лопсан, Сагды Кадр-оол и многие другие. Их сейчас с нами нет, но не забываем и всегда благодарны им.

Мама с высоты своего величия до конца не верила, что из меня выйдет что-то путевое. А после премьеры спектакля "Хайыраан бот" В.Кок-оола, в котором мне посчастливилось играть заветную роль главной героини, мама призналась Кара-ооловичу в том, что он сделал из меня актрису. Это была наивысшая похвала. И я благодарна Алексею Кара-ооловичу и Анзат Шожал-Доржуевне за веру в меня, за подаренные крылья! И я счастлива от того, что СЛУЖУ ТЕАТРУ! 

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020