"Странная миссис Сэвидж" - спектакль русской труппы

"Странная миссис Сэвидж" - спектакль русской труппы

Для небольшого города хороший спектакль — событие немаловажное. Нужно сказать прямо — удачный выбор пьесы определил успех нового спектакля, поставленного Оюном Сиин-оолом. Точное идеологическое попадание весьма важно в наши дни.

Джон Патрик написал, остроумнейшую трагикомедию. Действие ее развертывается в сумасшедшем доме с милым названием «Тихая обитель». Здесь нашли свое успокоение выдумщица Фэри, которой ужасно хочется, чтобы все ее любили; элегантная Флоренс с неосуществленной мечтой о материнстве; молодой Ганнибал, бывший статистик, выгнанный с работы и замененный электронно-счетной машиной; летчик Джеффи, потерпевший крушение; мисс Пэдди, переставшая разговаривать. Милые, чуть странные люди. 

Появляется миссис Сэвидж в исполнении заслуженной артистки Тувинской АССР Людмилы Сысоевой — моложавая, общительная дама с голубой сединой, с нелепым медвежонком в руках. И сразу события разворачиваются стремительно. Одинокая женщина после смерти мужа стала обладательницей наследства в десять миллионов долларов. Она позволяет себе пожить в свое удовольствие: ставит спектакля, играет в них сама, пишет комедию и, наконец, покончив с собственными желаниями, учреждает «фонд счастья», готовая помочь разным чудакам осуществить мечты. Тогда дети решили спрятать ее в «Тихую обитель», поскольку она «сорит деньгами и разорит их!».

Так кто же безумен и странен — чудаки из «Тихой обители» или эта волчья стая, готовая растерзать свою мать? — как бы спрашивает героиня Л.Сысоевой. Умственное и нравственное превосходство «умалишенных» явно преобладает. И даже старый доктор Эмметт (артист Л. Насонов) вынужден признаться: «Мне с каждым днем все труднее установить, где кончается рассудок и начинается безумие».

Мать, выведенная из себя домогательствами детей, решила посмеяться над ними: она заставляет копаться под старым камином, вспороть чучело ихтиозавра в зоологическом музее, изрыть клумбу цветов в оранжерее Белого дома в поисках якобы спрятанных ею миллионов. Все эти сцены, пронизанные сарказмом, актриса показывает с большим мастерством. Она как бы выворачивает наизнанку гнилое мещанское нутро своих домочадцев, выросших в обществе, где человек человеку — волк. «А я думала, вы — люди нормальные», — гневно бросает она детям.

К сожалению, такого напора борьбы актрисе не хватает в некоторых других сценах. Но это не снижает высокого накала игры. Образ, созданный Л. Сысоевой, убедителен.

В роли дочери Сэвидж Лили Бэлл выступает артистка Зоя Кипко. Если можно так выразиться, Кипко стремительно ввинчивается в ход спектакля, неся, пожалуй, главную нагрузку в психологической характеристике «волчьей стаи». О, она действительно прошла огонь, воду, медные трубы и шесть бракоразводных процессов. Веришь тому, что эта фурия кусается и спит в диадеме, с которой не может расстаться даже ночью. Приятно отметить, что за проведенные вне Тувы годы Зоя Кипко обрела черты уверенного мастерства.

Несколько слов о других людях, содержащихся в «Тихой обители». Фэри (Г.Акулова) мечтательна, ей скучно, и она выдумывает различные похищения цыганами, пожары, огромных мышей. Она добра и деликатна. Флоренс (Б. Рахлина) трогательна и правдива в своем материнском чувстве. Сергей Лифанов, на мой взгляд, тоже верно трактует роль Ганнибала. Джеффи (А. Подольский) травмирован не физически, а душевно, его драма в сознательном отказе от искусства, хотя он настоящий пианист. Роль мисс Пэдди (арт М.Рамазанова) трудна, хотя бы потому, что она почти бессловесна, не считая ее внезапных каскадов: «Терпеть не могу - базары, бани, мочалки, мышей, блох, лягушек, пьяниц, драки, полицейских и политических деятелей». В этом наборе есть свой смысл. Молчание для нее — лучшее средство общения. Игра ведется мимикой жестами: застывший взгляд, нелепая походка долгое сидение за мольбертом. Актрисе надо чуть меньше нажима и наигрыша. Мисс Вилли (арт. Ф.Дубовская) в меру сдержанна, суховата, неожиданно раскрывается своем признании: летчик Джеффи — ее муж, и она хочет быть рядом с ним в добровольном заточении.

Все они ходят по краю жизни, укрывшись от житейских бурь в «Тихой обители», каждый наедине со своим мирком. Но в сложившейся ситуации они объединились, сочувствуя, жалея, щадя, оберегая, понимая друг друга. Особенно динамично идут четвертая и пятая картины. Неплохо сделан финал: за дымкой флера встают люди-символы, талантливые каждый в своем роде, в своем истинном, подлинном облике.

Сцена расставания драматична. Миссис Сэвидж не хочется уходить отсюда, потому что здесь она нашла понимание, обрела друзей, научила их простой фразой сказать многое: «Возьмите зонтик, на улице может быть дождь», «Будьте осторожны», «Возвращайтесь поскорее», «Вы хорошо держитесь в седле». Она никому не нужна, никто ее не ждет за стенами этого дома. Но в ней есть силы бороться, умение видеть настоящее, несмотря на усталость и одиночество.

Зритель не видит, как уходят артисты со сцены — с чувством усталости, выложенных сил с не угасшим нервным ознобом. И они заслужили сполна аплодисменты своих зрителей.

М.Хадаханэ, «Тувинская правда» от 31 января 1968 года

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020