">

Красный поток - постановка своего времени

Красный поток - постановка своего времени

Трудящиеся  республики знакомятся с новой пьесой Сергея Пюрбю — "Кызыл уер" («Красный поток») в постановке Тувинского драмтеатра. Автор, обладающий зрелым писательским талантом, сумел раскрыть в пьесе главную тему — тему революции — ярко и цельно, одинаково доступно для любого зрителя. С присущим ему умением проникает он во внутренний мир героев и в глубину сложных социальных и политических явлений жизни. Жизнеутверждающие и очень своеобразно звучащие темы любви и дружбы проносят через все действия лирику и поэзию жизни, обогащая тем самым художественную значимость темы. Поэтому вполне естественно, что драма успешно выдержала свое первое испытание — премьеру и по достоинству оценена публикой.

В «Красном потоке» ярко выражен авторский почерк Сергея Пюрбю. Зритель чувствует голос эпохи, сталкивается с людьми, вершившими революцию в Туве, видит, как революция превращается в необходимость, как, встретив ее, народ сразу узнал в ней и защиту свою, и будущее свое, и доверил ей свою судьбу.

Основой конфликта драмы является непримиримая классовая борьба, которая в первой картине воспринимается, как враждебная интрига между революционным аратом Кужеппеем, роль которого исполняет заслуженный артист Тувинской АССР О.Намдара, и сумонным чиновником Шаалаем (заслуженный артист Тувинской АССР А. Тавакай). 

Представитель угнетенного класса Кужеппей — главный герой. Его образ, образ бедняка-арата, выросшего до революции, типичен. Это гордый и непримиримый к врагам, добрый и ласковый с друзьями, приветливый, гостеприимный человек. Кужеппей умеет думать. Он любознателен и точен в выводах. Одно плохо — он безграмотен. И друзья у него такие же: вот обаятельный двадцатидвухлетний парень, немного легкомысленный, но свой — Араппай. Его образ воплотил на сцене артист Ч. Мортай-оол. Или вот Дарган-оол— немного суеверный, оттого и наивный старик. Нечто общее есть у них — честность, взаимное заступничество. И это очень хорошо показывают Мортай-оол и заслуженный артист РСФСР М. Мунзук.

Дружба тувинских аратов с русской беднотой и красногвардейцами основана на взаимном уважении, понимании друг друга, готовности помочь.

Автор и режиссер подчеркивают: время работает на революцию. Необходимость революции выдвигает сама жизнь. Даже девушки рассуждают о нетерпимости старых порядков.

Следующий ярко выраженный прием автора, плод его авторской самобытности — это всесторонний подход к раскрытию образов своих героев, к описанию исторических событий. Кужеппей сам понимает, что ему не хватает революционной закалки, политической грамотности. На помощь приходят его природные качества: прозорливость, любознательность, проницательность. Хорошо помогли ему и товарищи — красные партизаны. Конфликт усложняется с появлением теократа-ламы Калчан-Чотчу и его банды. Его провокационные действия, чудовищные злодеяния по отношению к мирным русским поселенцам с целью скомпрометировать доброе имя Кужеппея.

Новизне эпохи подчинена и вечно юная тема любви. Любовь Тумендея, байского сына, к дочери революционера Сюрюнме правдива, чиста, как родниковая вода. Тумендей ради своего чувства, настоящего, высокого, сильного, готов пожертвовать жизнью. Это имеет большое символическое значение. Нить революционного пафоса проходит через всю драму и ее постановку, ею пронизаны все действия и эпизоды спектакля — и в этом большая заслуга драматурга, актеров театра и режиссера, заслуженного артиста Тувинской АССР Оюна Син-оола, поставившего спектакль.

К.Доржу, «Тувинская правда», 1967 год, октябрь

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020