Новый "Дон Жуан"

Новый "Дон Жуан"

В Тувинском драматическом театре русской труппой была поставлена комедия в трех действиях «Дон Жуан» («Тогда в Севилье»), постановщик заслуженный артист РСФСР, народный артист Тувинской АССР И.С.Забродин. В роли Дон Жуана выступила артистка Зоя Кипко. Роль Флористино исполнил артист Петр Коновалов.

Это спектакль о любви. А его герой Дон-Жуан — тот самый дерзкий нарушитель морали, слава о поединках которого и победах над женщинами бежит впереди его самого. Это не тот одиночка-бунтарь, вольнодумец, искатель вечной молодости и женственности, которого воспели Мольер, Мюссе, Байрон и Пушкин.  Пьеса советского драматурга С.Алешина весьма своеобразно трактует образ покорителя женских сердец.  Удача спектакля часто зависит от верной расстановки актеров. Постановщик, И.С.Забродин, попал, что называется, в точку. Все актеры играют с неподдельным увлечением и заразительностью.

Дон-Жуан — артистка Зоя Кипко. Да, та самая, хорошо известная кызыльскому  зрителю исполнительница многих интересных ролей, но в новом амплуа. Она несет на себе идею спектакля. Стройная, юношески дерзкая, отчаянная. Глядя на нее, испытываешь нарастающее восхищение женщиной, умеющей покорить других и беспомощно робкой, когда она сама влюбляется. Робкий Дон-Жуан — это нечто новое, сбивающее зрителя с толку, но в этом вся соль иронической шутки С.Алешина Нелегко быть кумиром женщин, которые состязаются, пуская в ход все женские чары, каждой хочется добиться победы у прославленного сердцееда.

Дон-Жуан пытается скрыть свое имя, хочет отдохнуть в Севилье от женщин и дуэлей. Это ему не удается. Вездесущий «дидир-дидир» - (людская молва) выдает его тайну. Как изысканно он делает комплимент увядающей женщине о том, что яркое, прекрасное всеми любимое лето сочетает в себе зрелость и прелесть,— и неуязвимость матроны поколеблена. Она пытается обольстить его. Как искусно рассказывает он о мадридских модах и, наконец, как великолепно владеет рапирой, сражаясь одновременно с двумя противниками.

Другой удачей спектакля являются сестры-соперницы Лючия (арт. Л.Коновалова) и Розитта (арт. А.Назарова). Каждая хороша в своем роде, особенно Лючия с ее нежным голоском, невинным жеманством и жаждой понравиться. Каждая считает, что именно ей принадлежит сердце этого красавца. У актрисы Л.Коноваловой отличное чувство стиля и меры.

А как смешны две зрелые матроны, решившие  принять удар на себя, чтобы уберечь девочек. Донья Лаура, Заслуженная артистка Тув.АССР Зоя Голубева — яркое подтверждение пушкинского афоризма «любви все возрасты покорны». Она еще полна огня, готова «испепелить» каждого мужчину", который приблизится к ней. И как чисто по-испански ей, хочется очаровать этого юношу. И здесь она в своей стихии: искусно играет веер в ее руках, то как-согласие, то, как отказ.

Похвальна творческая смелость заслуженной артистки Тувинской АССР Людмилы Сысоевой. Она берется за роли разного плана, ищет. И на этот раз тоже находит.

Все самые яркие краски отданы женщинам. Мужчины блекнут рядом с Дон-Жуаном, хотя каждый имеет свое лицо. Из толпы поклонников выделяются дон Пабло, Заслуженный артист Тув.АССР  Георгий Черников со своей неподражаемой песенкой и ужимками, дон Родриго - артист В.Чуйков с резким «лошадиным» смехом, томный дон Диего - артист  С.Лифанов, заика дон Клавдио - артист Е.Вороненко, резвый дон Карлос - артист И.Поздеев, изящный дон Антонио  - артист В.Гончар.

Представителен хозяин дома дон Оттавио – Заслуженный артист Тув. АССР  Леонид Котов. Неплохо играет командора артист Г.Тюрин, только где-то ускользает у него начало любви к Дон-Жуану, и поэтому сама любовь кажется неожиданной. Зритель оказался неподготовленным к этому. Но уже влюбленный он хорош, видно, что действительно потерял голову. Обаятельна здесь и 3оя Кипко — робкая девушка, сраженная любовью. Комичен Флорестино - артист П.Коновалов, в нем не испанская, а фламандская сочность — смешны его остроты и речевая путаница. Этот слуга своего господина — простак себе на уме. Повариха, Заслуженная артистка Тув.АССР Марьям Рамазанова, и служанка - Фаина Дубовская, дают почувствовать зрителю, где и как рождаются слухи, и не прочь побаловать своей любовью хотя бы слугу Дон-Жуана. Мила смуглянка Катерина — юная артистка В.Матюхова. Актеры уютно обжились в спектакле, умело и со вкусом носят сложные яркие костюмы, здесь необходимо отметить большую работу костюмеров. Колоритны декорации в стиле той эпохи художника С.Лиховида.

Нужно назвать и артистов второго состава, занятого в спектакле и успешно создающего единство ансамбля: командор - В.Гончар, донья Лаура - Л Березко, Розитта - Г.Бобровская, дон Клавдио - А.Чигунеков. Мелкие просчеты не заметны. Зритель принимает спектакль весело. Смех здесь частый гость, а «смеясь, человечество расстается со своими недостатками». Спектакль адресован молодежи и учит не быть ханжами и лицемерами. Очень хотелось бы, чтобы опыт изучения эпохи был использован в другом плане: уже давно в репертуаре театра не было сильной драмы страстей — нужна высокая, классическая трагедия. А впрочем, все жанры хороши, кроме скучного.  Думается, что театр, идя к своему 35- летию, серьезно задумается о новых этапных крупных постановках.

М.Хадаханэ «Тувинская правда» от 04 декабря 1969 года

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020