«Театр – родной дом». Монолог А.Куулар

«Театр – родной дом». Монолог А.Куулар

Театр – удивительная, манящая своей притягательностью сила. Тот, кем она овладела, не сможет от неё избавиться. Быть может, когда-нибудь он отдалится от театра, но где бы он ни был, какой бы другой деятельностью не занимался, всё равно театр будет занимать его мысли. Стены театра, пропитавшие в себя реплики ушедших актёров. Конфликты борющихся за жизнь многочисленных героев, их горячие и обжигающие монологи. Устланный сотнями серых досок и прибитый тысячами гвоздями пол сцены, его, местами бережно залатанный, занавес. Все они будут волновать его душу, наполнять своими запахами. Для меня тоже ТЕАТР стал вторым родным домом, его притягательная сила овладела и мной.

Как себя помню, я всегда хотела быть актрисой. Как возникло это желание, откуда появилась эта мечта?

Родители мои родом из Сут-Хольского района. Как и все другие араты, они разводили скот и кочевали из одного места в другое. Тем летом мы переехали со стойбища на Холчуктуге раньше, чем обычно, т.к. у мамы был большой живот. Мой старший брат потом рассказывал мне, что я родилась между Бора-Тайга и Ак-Дашом, на осенней стоянке возле Улуг-Хову, тогда была пора небывалого богатого урожая. Уважаемый в тех местах шаман Саарылга дал мне жизнь, дал мне имя. Дело в том, что у нас в аале детей было много, но девочки рано умирали, поэтому этот приглашённый шаман совершил обряд, после которого девочки перестали умирать.

В детстве я всегда ходила за сестрой Борбаанай, слезами добиваясь, чтобы она меня брала с собой. Был даже случай, когда она несла меня на спине - я укусила ее за спину. Не помню почему…Она очень любила читать, петь, не пропускала спектакли, концерты. Из киноактрис обожала Любовь Орлову, очень любила Кара-Кыс Мунзук, её пение и игру на сцене. Сестра всегда знала, когда будет очередной показ. Из нашего аала на Оршээ-Даге она добиралась до села Хорум-Даг, чтобы посмотреть на артистов, и домой тоже возвращалась пешком. Ну а я, как всегда, была с ней рядом. Перебравшись через реку Чыргакы, она оставила меня на другом берегу. Думала, что я вернусь домой, испугавшись брода. Она уверенно шла вперёд. А я решила не отставать от неё и зашла в реку, даже смогла добраться до её середины! Сестра обернулась - ну не оставлять же сестренку, такую настойчивую, ревущую! Помогла… умыла моё заплаканное лицо… и взяла с собой.

Артисты тогда казались невиданными мною ранее волшебниками. Я думала, что они не похожи на обычных людей, а живут в больших высоких, стеклянных домах, а там только и делают, что дни и ночи поют, танцуют и играют спектакли. Как в фильмах о Гарри Поттере. Из их уст звучали совсем другие мелодии, их глаза светились, а лица излучали нежный бело-розовый цвет.

Когда артисты на гастролях приезжали к нам, то в нашем Хорум-Даге это был большой праздник. Играли в нашем сумонном клубе всегда по два раза: в семь вечера – детям, в девять – взрослым. В маленьком, тесном клубе от дыхания большого количества зрителей становилось душно и жарко, пот начинал стекать по телу, но вдруг открывался занавес, и волна свежего ветерка накрывала нас, а сладкий запах пудр начинал ласкать обоняние и начиналось чудо действие. Какие только спектакли мы не смотрели в маленьком сумонном клубе нашего Хорум-Дага!

В среднем классе я посмотрела спектакль «Ынакшыл болгаш ожээн» («Любовь и месть») Алексея Хуурака. Помню, как молодая девушка, не желая замуж за сына злого бая, убежала с возлюбленным в горы, а после того как она умерла, парень нёс её тело на своих руках и горько плакал. До сих пор вижу, как влюблённых играют Екатерина Кенденбиль и Суртаал-оол (Сергей) Монгуш.

Ещё один спектакль, который я посмотрела с восхищением – это «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Тогда я впервые увидела Раису Сундуй. Была очарована её тонкой талией, чёткой речью и мелькавшими огоньками в её выразительных глазах. Сейчас, проходя мимо фотографий ис кадрами из этого спектакля, висящих в фойе театра, вспоминаю, как я вместе со сверстниками, сидя на полу с разинутыми ртами, смотрели на игру Хургулек Конгар, Тамары Сат и Чылбак-оола Мортай-оола. А уже в старших классах восторгалась игрой Чылбак-оола Салчаковича в роли Арапая в «Красном потоке» С.Пюрбю. Высокий, статный, с кудрявыми волосами, одетый по-революционному в короткой сафьяновой куртке, с пистолетом в кожаной кобуре. Он всегда произносил речи быстро и всегда уверенно, вставляя фразы на русском языке (например, «ненавижу байских выродышей, над простым народом глумиться любят, паразиты»), а как красиво он ступал своими блестящими черными кожаными сапогами!

Еще помню театр приехал к нам в село ещё с одним спектаклем – «Именем революции» М.Шатрова. Покорил моё сердце Владимир Монгалбии, он играл беспризорника Яшку, который еще и писал стихи революционные. Играл так лихо, а как он танцевал! Тогда этот артист понравился всем, не было таких, кому бы он был равнодушен. Моя подруга, зная мою любовь и увлечённость артистами, видимо, хотела меня обрадовать, и, глядя мне в глаза, быстро сказала - сегодня артисты будут ночевать у нас в интернате! Мы тотчас же помчались туда. Из большой черной цистерны набрали воды и тщательно промыли полы, не раз меняя воду в ведре – мы ведь знали, что артистов поместят в самые чистые комнаты. Представьте себе, как это здорово – в твоей комнате будут спать твои любимые артисты! Хотя бы краешком глаза можно будет на них посмотреть.

Но после спектакля, наш воспитатель - учитель Грачёв, велел нам всем живо умыться, тихо лечь и быстрее уснуть, т.к. артистам нужно было отдыхать. Я не смогла заснуть. Слышала, как артисты, перешёптываясь между собой, на цыпочках выходили в коридор, чтобы умыться перед сном. Как же я хотела хоть разок взглянуть на них! Назавтра, когда мы пришли с уроков, оказалось, что артисты уехали. Увидела лишь, как автобус плетётся в горном перешейке. Мне ничего не оставалось, как вздыхая, взглядом проводить его и вернуться в свою комнату. Девочки тогда мне сказали, что на моей кровати спал артист Монгалбии! Смотрю, в постели остались 4 – 5 семечек подсолнуха. Сложила на уголок платка и завязала их в узелок, как будто мне их дал сам Монгальби. Я очень долго хранила их как бесценное сокровище.

Спустя годы, разнёсся слух, что приедет спектакль молодых выпускников города Ленинграда, хотя афиши не были развешены. Незнакомых красивых артистов окружала ребятня, они следовали за ними всюду. До сих пор помню какими красивыми были их светлые лица, словно светящиеся стёкла! И вот начался их дипломный спектакль «Тартюф» Мольера. Я заметила, что их игра была несколько иной, своеобразной, чем в тех спектаклях, которые я ранее видела. Мне чудилось, что я смотрю кино, даже артистов перед выступлением объявляли по-другому. Запомнила артиста Хертека Шириин-оола. Казалось, что он говорит со сцены только тебе. Также обратила внимание на Ирину Даваа (Лопсан) и Люндупа Солун-оола. Как они играли! Озорная, с большими чёрными глазами Дарый Монгуш, и такая подвижная, как будто говорила всем телом. И я помню, как она, стуча каблуками, прибежала и одним махом ноги опрокинула воду в деревянном корытце.

После этого спектакля, мои одноклассницы купили такие же блестящие, короткие сапожки, а потом нас учителя ругали за то, что мы, маленькие ученицы и носим высокие каблуки! И даже осуждали нас на школьных собраниях.

После этого, при участии тех же молодых артистов, начали друг за другом приезжать спектакли «Нева хемнин  эриинде» («На берегу Невы») К.Тренева, «Хорагай идиктер» («Башмачки») Т.Гиззата, Ж.Файзи по одноименной пьесе Х.Ибрагимова «Башмачки». Последний спектакль — это, наверное, первый увиденный мною музыкальный спектакль – красота Л.Солун-оола и Д.Барынмаа, их пение и игра показались мне невиданной ранее сказкой. Запомнилась и игра повзрослевшего, с красивым голосом и высоким станом Алексея Тугур-оола, игравшего на пару с Л.Солун-оолом роль Галимжана. Все сельчане и мы, школьники смотрели эти спектакли с большим удовольствием.

Л.Солун-оол и Д.Барынмаа пели менестрелями в музыкальных спектаклях, а Х.Конгар, К.Мунзук, Е.Кенденбиль, О.Болдукпан, М.Мунзук, Б.Бады-Сагаан часто наведывались к нам с концертами и спектаклями, а зрителей всё также был полный клуб. Ребята постарше с радостью помогали разгружать театральный груз, даже пианино, которое артисты привезли с собой.

Еще один спектакль, который мне запал в душу – «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова. Не только я, но все жители нашего села посмотрели с большим душевным подъемом и переживанием. В этом спектакле я хорошо узнала Раису Сундуй (Сапык-оол). Не забуду, как любовь молодых и красивых героев -Ильяса и Асель, не сумела преодолеть сложную жизненную ситуацию, и семья была разрушена.  А их маленького сына – Самата, играла дочь Оюна Монгалбии. Мы все его в театре называли Аянчик – сын Владимира Шаравиевича Монгалбии. Помню сцену, когда маленький Самат после встречи со своим настоящим отцом - Ильясом, падая и радуясь, кричал «Папа! Папа!» другому человеку, второму мужу Асель. Тогда мое юное сердце сжалось, я обливалась слезами сострадания, их всех было так жалко.

Чылбак-оол Мортай-оол и Куулар Сапык-оол – родственники, оба из Бай-Тайги. Во время гастролей всегда присматривали друг за другом, поддерживали друг друга, делились всем что есть, а когда один засыпал у другого на плече, то второй, чтобы не разбудить его, медленно гладил его волосы. Позже, вспоминая, всегда умилялась их близостью не только в жизни, но и на сцене. Например, в «Хорагай идиктер» они сыграли двух следователей:

«Дурум-хоойлу озээ бис.

Дуржок хортан оорларны

Дурген тудуп хоругдаар.

Ындыг кончуг ишчи бис,

Ылап эрес эрлер бис».

«Мы – законности охрана.

Тут же вычислим, схватим

Негодяев и воров.

Мы свою работу любим,

Молодцы и удальцы» - пели они, и двигались как один, а зрители любовались этими смышлеными следователями и вместе пели.

Ну, а позднее были просмотрены спектакли «Дружба» В.Кок-оола и С.Пюрбю, «Певцы дня», Р.Кенденбиля, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Барабанщица» А.Салынского, «Проделки Долумы» К-Э.Кудажи, «Дремучий лес» Н.Карамзина, «Хитрый Чечен-Сенгээ» Ц.Шагжина, «Мадемуазель Нитуш» Ф.Эрве и другие спектакли в исполнении выпускников ЛГИТМиКа Кадр-оола Сагды, Владимира Серен-оола, Розы Серен-оол, Анны Шириин-оол, Дарый Монгуш, Чадамба Монгуш, Дадар Монгуш,  Ивана Комбу, Марии Солун-оол и других, а также других, более старших артистов. Тогда я училась в Кызыльском училище искусств на актерско-режиссерском отделении, смотрела их с друзьями, даже имели счастье выступать с артистами в общих массовых сценах того или иного спектакля. Но об этом позже…

  • Анзат Куулар, Засл.арт.РФ, Нар.арт.РТ
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020