">

«Даруй тепло и свет!». Монолог Л.Солун-оола

«Даруй тепло и свет!». Монолог Л.Солун-оола

Моя школьная жизнь началась в 1949 году в Кара-Хольской начальной школе Бай-Тайгинского района. Меня сначала приняли  в подготовительный класс, в то время назывался "полупервый", а в начальной школе в основном учились ребята старше меня.

Центральное село Кара-Холя по меркам того времени довольно быстро развивалось. Уже были построены школа, больница, большой магазин, пекарня, почта и несколько жилых домов. А вокруг села все так же, как старину, белели юрты. Был также свой природный аэродром, где самолет мог без всяких трудностей приземлиться и взлететь. Первый в своей жизни самолет я увидел там, это было во время занятий  - послышался такой страшный гул, как будто все небо загрохотало, мы все выбежали из школы. Над селом кружилась огромная железная птица с расправленными крыльями. Вскоре она не спеша приземлилась на открытой поляне возле села. Мы все побежали к ней. Впереди нас бежал учитель Шыырап. Как только мы приблизились, лопасти самолета остановились. Первым из груди этой птицы вышел коренастый парень в военной форме с золотистыми погонами - это был летчик Ензак.

А вот приезжали ли в то время в Кара-Холь профессиональные артисты - точно не могу припомнить. Но помню –  несмотря на время года, будь то зима или лето, киномеханик Билчит всегда привозил фильмы из Кызыл-Мажалыка. Первым фильмом, который посмотрел, был фильм "Как закалялась сталь?" по Н.Островскому.

После смерти отца, наша мама, у которой на руках были малолетние детки, решила переехать поближе к своим родственникам на Хемчике. Это был конец июля, перед кочующим аалом ехали загонщики скота. Помню, как наша корова-метиска Калчан-Кара, что давала больше всех молока, не хотела переезжать и все время рвалась назад. Загонщики скота намучались с ней. Прибыв на Хемчик, мать на время остановилась возле местечка Шарлан у места Ооруг. Вскоре из Тээли приехали мои дяди Эрес-оол и Декабрь, они и увезли нас к себе.

Осенью 1950 года я начал учиться в Тээлинской средней школе. Сейчас очень интересно вспоминать о событиях тех времен. Помню, как в классах висели фотографии известных писателей и чиновников. У нас в классе над письменной доской висел большой портрет Берии. Когда умер Сталин, в школе освободили самый большой класс. Там повесили фотографию Сталина, окаймленную черной траурной лентой, а под ней разложили множество бумажных цветов. Мы тогда поочередно дежурили, вернее стояли на посту с красно-черными лентами на рукавах по обеим сторонам портрета.

Мой учитель, давший первые знания и проводивший нас из начальной школы – это Салчак Бадыргы. До сих пор я кланяюсь своему первому учителю. Начальную школу я закончил "отличником", среднюю - "ударником", а в старших классах я стал заметно отставать в успеваемости, и всё же аттестат об окончании десятого класса я получил, правда только осенью, после пересдачи экзамена по физике.

Искусством начал увлекаться еще в 5-6 классах. Тогда я выступал перед школьниками, читал выразительно стихи на родительских собраниях, а также участвовал в инсценировках, это были отрывки из разных драматических произведений. До сих пор считаю, что мой творческий путь в искусстве началось с выразительного чтения.

В 1957 году в Кызыле проходил фестиваль искусств среди школьников. Мы тогда со своим другом Будаакай Дановым неплохо выступили, показав отрывок из "Сына полка" Валентина Катаева.

Весной 1960 года я заканчивал Тээлинскую среднюю школу. Однажды в школьном дворе я нашел два оторванных листка их какого-то журнала. Там был смешной отрывок про деда Щукаря Михаила Шолохова, переведенный на тувинский язык. Тут же мне в голову пришла мысль прочесть его на сцене. Одно дело – желание, а вот сам процесс подготовки для начинающего исполнителя художественного чтения - для меня, был настоящим  большим испытанием. С уже готовым номером я принял участие в концертной программе  районного уровня, и зрители очень хорошо приняли мой отрывок. Затем меня стали приглашать на другие концертные программы. В итоге этот отрывок вошел в число лучших исполнений и завоевал право участвовать в смотре самодеятельных коллективов Бай-Тайги в Кызыле. Сейчас я не могу назвать всех участников кожууна, принявших участие  в смотре,  помню только пять самодеятельных композиторов. Вот их имена: Алексей Анай-оол, Донгак Шактар, Базыр-оол Чүлдүм-Сүрүң, Салчак Тойлу и Хертек Чыган.

Стояли жаркие июньские дни. Город обрел праздничный вид. Кызылчане устремились в парк имени Гастелло. Мы должны были выступать перед обедом. Зеленый театр был полон людей. Среди зрителей был и Салчак Калбакхөрекович Тока.

Я очень волновался тогда. Казалось, сердце вот-вот выпрыгнет из груди! За закрытым занавесом мы выстроились для исполнения хора. Прямо перед началом нашего выступления, из-за кулис к нам вышел высокий мужчина в коричневом костюме, с аккуратно расчесанными назад волосами. Поздравив нас, он сказал: "Публика готова, жюри ждет! Не волнуйтесь удачного выступления" и спустился в зал. От композитора Чулдум-Суруна я узнал, что это был член жюри, директор Тувинского музыкально-драматического театра Александр Молчанов. Тогда среди членов жюри я впервые увидел Сергея Бакизовича Пюрбю, Леонида Борандаевича Чадамба, Ивана Степановича Забродина. Все они сидели под палящим солнцем в бумажных панамках.

Каждый участник нашего коллектива очень серьезно отнесся к выступлениям, и в итоге мы оказались среди лучших. Первое место занял Дзун-Хемчикский район под управлением Семена Бухтуева, а второе и третье места разделили Бай-Тайгинский и Барун-Хемчикский районы. В программу итогового концерта вошли несколько номеров из нашего кожууна и среди них мой "Дед Щукарь", уже успевший завоевать зрительский интерес. За его исполнение я был награжден дипломом первой степени и ценным призом.

Самое радостное – я стал студентом первой трехгодичной театральной студии при театре. О принятии  в студию мне сообщили главный режиссер Иван Забродин и директор театра Александр Молчанов. Студия, как и другие учебные заведения, открылась в сентябре. Когда я пришел в театр, там уже висел приказ дирекции о студии. Изучали очень много предметов, о которых я раньше вообще не слышал: "Мастерство актера", "Сценическое движение", «Ритмика», «Грим», а по теории - «История литературы», «История театра», «Изобразительное искусство», «История партии» и т.д.

К нашему счастью, нашими учителями тогда были сильнейшие специалисты театрального искусства. "Актерское мастерство" вел Сергей Петрович Майер. Руководителем студии был главный режиссер театра Иван Степанович Забродин. Тогда в театре были две труппы - русская и тувинская. Наши артисты-основоположники Виктор Кок-оол, Кара-Кыс и Максим Мунзуки, Монгуш Севильбаа, Николай Олзей-оол, Хургулек Конгар, Олег Намдараа и другие находились тогда в зените славы. Они составляли костяк труппы и играли в таких классических тувинских спектаклях как «Хайыраан бот», «Тонгур-оол», «Пробуждение» и др.

В то же время первые выпускники Ленинградского театрального института им. А.Островского начали свою творческую жизнь в театре. В репертуаре русской труппы в то время были спектакли "Власть тьмы" Л.Тостого, «Именем революции», «Цыганский табор» М.Шатрова и другие. До сих пор отчетливо помню образы, созданные русскими артистами В.Москаленко, Г.Сваровской, Н.Новокшенова, О.Бакировой и Л.Маркова. И первым режиссером, который работал с этими артистами, прибывшими из разных уголков России, был мой первый театральный педагог Сергей Майер.

1961 год, октябрь. Я уже немного освоил актерское ремесло, багаж знаний по театру тоже прибавился. Главный режиссер театра Иван Забродин начал ставить "Иркутскую историю" Алексея Арбузова. Сценографией занялся Сергей Ланзы. Тогда этот спектакль имел большую популярность в театрах СССР. Главные роли в спектакле сыграли артисты В.Кок-оол, М.Севильбаа, Н.Кысыгбай, В.Монгалбии, Б.Бады-Сагаан, Е.Кенденбиль. А всем студийцам достались незначительные, но очень ответственные роли. Роль мальчика в этом спектакле стала моей первой ролью. Тогда эту новую поставноку посмотрели критики, прибывшие их Москвы. Роль начальника экипажа Сердюка в исполнении В.Кок-оола они отметили словами: «По всей России мы много видели Сердюков, но Кок-ооловский Сердюк по-особенному интересен среди них".

«Иркутская история» осталась в моей биографии, как часть большой истории. Потому что в этом спектакле первую свою роль в жизни я сыграл с такими корифеями тувинского театра во главе с Виктором Шогжаповичем Кок-оолом. Хочу здесь также отметить своих друзей по студии, которые также сыграли свои первые роли: Кара Кара-Сал, Мария Капчик, Роза Чооду, Моңге Дамба и Эрес-оол Ховалыг.

На втором году работы студии художественный совет театра начал искать для нас спектакль. Совет остановился на известной сказке русского писателя Аксакова "Аленький цветочек", т.к. в то время было мало сказок для тувинских детей, а это произведение как раз давало возможность развить жанр сказки в Туве. Пьесу очень быстро перевел Олег Намдараа, а режиссером была назначена Марьям Рамазанова.

В этом спектакле я играл роль оставившего свою семью и детей, путешествующего по миру и попадающего в страшные приключения русского купца Гончара. Эта роль дала мне возможность впервые самостоятельно встать на ноги как артисту. Со спектаклем «Аленький цветочек» мы объездили всю Туву, показывали и взрослым и детям. Куратором молодого коллектива был сам Виктор Шогжапович Кок-оол.

Время не ждет. Наступил последний, третий год студии. Думаю, неслучайно наш художественный руководитель Иван Забродин выбрал для нас в качестве выпускного спектакля "Женитьбу Бальзаминова" А.Островского, поскольку в этой классической пьесе было очень правдиво изображены русские нравы и характеры. А во-вторых, число действующих лиц совпало с количеством учащихся в студии. К тому же Иван Степанович в 1936 году основал ойротский театр, обучив актерскому мастерству 25 алтайских парней и девушек. У него был большой опыт работы с национальными студиями.

Главную роль в этом спектакле – Бальзаминова,  доверили мне. Была создана специальная комиссия, в состав которой входили не только педагоги и кураторы студии, но и приглашенные в Туву преподаватели Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Лидия Гаврилова и Алексей Баранов.  2 июня 1963 года мы, студийцы, представили представительной комиссии свою выпускную работу. Были высоко отмечены образы, которые создали Роза Чооду (Бальзаминова), Кара Кара-Сал (Красавина), Каадыр-оол Ооржак (Чебаков), Дыдый Куулар (Белотелова) и Мария Капчик (Химка).

У педагогов ЛГИТМиКа Лидии Гаврилова и Алексея Баранова была и другая миссия. Они приехали в Туву с целью набора способных и талантливых ребят для обучения в  институте актерскому мастерству.  В то время министром культуры был Матпа Сумбуевич Хомушку, он объездил вместе с ними все районы республики. Большую помощь, прибывшим с берегов Невы преподавателям, оказали режиссеры С.Майер, И.Забродин и драматург, артист  В.Кок-оол. Лидия Григорьевна Гаврилова очень строго проводила вступительные экзамены. Ведь как-никак, но она сама себе набирала абитуриентов, сама должна была учить нас.

Наконец, 17 тувинских студентов открыли двери знаменитого российского института театра, музыки и кино  на Моховой, 34. Нас также ждала встреча с Заслуженным артистом России, одним из основоположников театра юного зрителя СССР, профессором, драматургом Леонидом Федоровичом Макарьевым. Тогда я впервые выехал за пределы Тувы, за Саяны.

Моховая, дом 34 – это одна из старинных улиц Ленинграда, до  революции в здании института находилось Германское посольство. В 1918 году известные в России театральные деятели В.Мейерхольд и Л.Вивьен создали в нем театральное учебное заведение. Позднее, в 1948 году институту было присвоено имя А.Н.Островского, а за год до нашего поступления в 1962 году он поменял свой статус, стал называться Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.

Приехав в героический город на Неве, мы не сразу приступили к учебе. В первую очередь нас ознакомили с достопримечательностями легендарного города. Где мы только ни были: Петергоф, Эрмитаж, дом-музей Пушкина, Аврора, ленинские места  и др.

Наш педагог Леонид Федорович Макарьев в институте работал с 1936 года, сначала был заведующим кафедрой, а затем стал профессором. До нашего курса Макарьев выпустил 11 поколений студентов по актерской  и режиссерской специальности.  Среди них были и национальные студии, в том числе и тувинская.  Профессор Макарьев на протяжении многих лет мечтал создать программу обучения театральному искусству на основе медицины,  физиологии, психологии и биологии.  Он наблюдал за творчеством драматических актеров с точки зрения ученого, о чем свидетельствуют его многочисленные публикации на эту тему, в том числе его книга «Театрально-педагогический дневник». Многому научил нас Леонид Федорович и я благодарен ему.

Наши педагоги - руководители курса, Макарьев и Лидия Гаврилова применяли в воспитательной работе нашего курса самые разные методы. Мы были на различных заводах, посещали музеи, и даже бывали в обсерватории Пулкова, где с большим удовольствием разглядывали и изучали звезды на небе.

Из всех экскурсий я большее внимание уделял и больше интересовался Ленинградскими театрами. В годы учебы в основном ходил в два - это Академический театр им.Пушкина и БДТ (Большой драматический театр). В Пушкинском в то время работали известные мастера театра и кино Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Николай Симонов, Василий Меркурьев и Александр Борисов. А в БДТ только имя Г.Товстоногова уже будоражило воображение, театр под его руководством в то время гремело не только у нас в стране, но и мире. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Лебедев, Татьяна Доронина, Олег Борисов, Кирилл Лавров, Сергей Юрский, Олег Басилашвили – Актеры с большой буквы!  Я видел много спектаклей, поставленных Товстоноговым и с участием выше названных великих актеров. Это были незабываемые встречи!

Есть еще одно место в Ленинграде, где я знакомился с театральным искусством других стран – Греции, Франции, Англии и др., это различные культурные центры. Очень полезными для меня были встречи с такими мастерами художественного и литературного чтения, как Аркадий Райкин, Игорь Ильинский, Дмитрий Журавлев и Вячеслав Сомов.

Почему об этом вспоминаю? Очень надеюсь, что молодые будущие актеры возьмут на вооружение – всем интересоваться, много читать и смотреть. Всё в профессии начинается с малого. До сих пор помню первый курс обучения – этюды. Это поистие первые шаги, первые радости в познании актерского мастерства, первые удачи. До сих пор перед глазами этюды Кадр-оола Сагды «Рыбалка», Чадамба Монгуш «Охота», Кара Анчымаа и Кадр-оол Сагды «У колодца»  и др. Пусть они даже получились простыми и неуклюжими, но вель всему есть начало!

На начальном этапе обучения  были большие трудности и с русским языком - как мучили нас на занятиях «сценической речи»!  Сначала в основу взяли «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» сказка А. С. Пушкина и педагог заставляла произносить правильно слова, затем перешли к инсценировке, готовили этюды по этой теме. Позднее уже осваивали тексты произведений советских авторов и во второй половине второго курса перешли к пьесам В.Розова, А.Гераскина, К.Симонова, Н.Островского и т.д. 

Выбирали отрывки из пьес и самостоятельно работали над образами. Состоялся просмотр подготовленных отрывков, который был очень важным для дальнейшего обучения. Во-первых, педагоги хотели увидеть в самостоятельных работах творческий потенциал каждого, определить его амплуа. Второе – данный просмотр должен был оказать помощь педагогам в выборе пьесы, которую они возьмут для дальнейшей постановки с нашим курсом в качестве дипломного спектакля.  Проанализировав наши выступления, комиссия решила взять в учебный репертуар пьесу К.Симонова «Парень из нашего города» и создать главный образ героя пьесы,  Сергея Луконина, посчастливилось мне. 

Как-то раз подошел ко мне наш башкы профессор Макарьев и говорит: «Вы же мыслите по тувински, и вам трудно играть на русском, правда?  Сначала в уме вы же переводите на свой родной язык, затем только озвучиваете на другом… Так что надо пьесу перевести на тувинский язык и будете играть на родном».  И ребята во главе с Владимиром Серен-оолом быстренько сделали перевод пьесы «Парень из нашего города». После этого  началась активная подготовка к постановке учебного спектакля с тремя актами и 9 картинами. В процессе работы мы чувствовали прилив творческих сил, появилась вера в себя.

На третьем курсе перед нашим курсом встал вопрос о включении в репертуар национальной пьесы. Наш педагог Лидия Гаврилова взялась изучать тувинские сказки, сказания и другую литературу. И в итоге  родилась сказка «Анчы-Кара и Ангыр-Чечек». В пьесе рассказывается о любви двух молодых людей – красивой слепой Ангыр-Чечек, дочери хана Дарынза и бедного юноши по имени Анчы-Кара. Перевод осуществил Иван Комбу. Во время работы над постановкой этой пьесы мы старались превносить тувинские традиции и обычаи, включать элементы тувинских игрищ, как борьба хуреш и др.

То, что касается сценографии и музыкального оформления – их решение было очень удачным, особенно мне понравилось оформление юрты художником Коршиковой. Она очень четко схватила истинно тувинский колорит. Также удачно и грамотно подошел к музыкальному оформлению пьесы-сказки «Анчы-Кара и Ангыр-Чечек» молодой эстонский композитор Р.Лаул. Он изучил музыкальное построение тувинских мелодий, прослушивал записи песен наших композиторов и в итоге, в спектакле, его музыка звучала по тувински. 

По окончании 3 курса мы приехали в Туву и всё лето гастролировали по республике с двумя учебными спектаклями – это «Парень из нашего города» К.Симонова и «Анчы-Кара и Ангыр-Чечек» Л.Гавриловой. Но перед гастролями наши спектакли принимала специальная комиссия.  Если в цифрах – то за этот период сельским зрителям мы показали более 40 спектаклей и проехали 2000 километров. Присутствовал большой интерес к  молодым артистам и порой, если не хватало места в клубе, нам приходилось играть в открытой местности, даже под палящими лучами солнца.

Последний курс обучения в институте – это в основном была практика. Мы все работали в театре.  Наши учебные спектакли, их уже в репертуаре было три, посмотрели зрители всей республики. Где мы только ни были! А педагогам своим мы писали письма с отчетами: были там-то, зрителей столько-то и такая-то выручка. Гастроли на пятом курсе оказались для нас хорошей школой, мы научились многому, а главное – на гастролях вырос наш профессиональный уровень.

Но между гастролями появлялись периоды свободног времени и тут сразу в наших головах стали вертеться разные вопросы: без педагогов, что будем делать? Может быть, сделаем какую-нибудь самостоятельную работу?

Подошло время приступать к режиссерской дипломной работе нашего старшего друга Ивана Тоолаевича Комбу. Он выбрал для постановки известную пьесу С.Тока «Тонгур-оол». И мы с большим воодушевлением приступили к работе, при этом чувствовали большую ответственность перед первыми исполнителями ролей в спектакле «Тонгур-оол».  Премьера состоялась в старом театре 10 февраля 1968 года.  Это была достойная, удачная постановка молодого режиссера И.Т.Комбу. Соответственно, Иван Толаевич на «отлично» защитил свой диплом режиссера

Никогда не забуду своих талантливых однокурсников, которые играли в этом спектакле:  Кара Анчымаа - Калбак-Кадай, Мария Солун-оол -Сержинмаа, Кадр-оол Сагды - Сандак, Владимир Серен-оол - Семис-Лама, Ирина Даваа - Ойнаар-оол, Хертек Шириин-оол - Бедик-Кара и Монгуш Чадамба – Чонук.

Приехали как-то на гастроли со спектаклем «Тонгур-оол» в Бай-Тайгу. Первое выступление в с.Тээли. Нам сообщили, что в кожуун приехал сам  большой Дарга – Тока. Он тоже будет смотреть ваш спектакль. Мы разволновались. Перед началом, чуть раздвинув занавес, увидели - на первом ряду сидит  Тока Салчак Калбакхорекович, автор пьесы и рядом с ним Герой Социалистического труда Турген-оол. Смотрели с большим вниманием  весь спектакль, а в конце Тока вышел на сцену и поблагодарил молодых артистов: «Хорошо сыграли, ребята! Но, кое-что… лучше поговорим в Кызыле». К сожалению, этой встрече не суждено было осуществиться.

Июнь, начало лета 1968 года. Кызыл весь в «зеленом одеянии», небо чистое и прозрачное. Заканчивается практика и скоро государственные экзамены.

6 июня из Ленинграда первыми прилетели  педагоги Л.Г.Гаврилова и 3.В.Савкова. И в этот же вечер для них, в качестве подарка, мы сыграли «Тонгур-оола» С.Тока. Зрители и наши педагоги спектакль приняли бурными аплодисментами. На следующий день, 7 июня, приступили к репетициям дипломных спектаклей, которые должны показать  с 11 по 13 июня. Лидия Григорьевна Гаврилова ежедневно нескольку часов в день отрабатывала и шлифовала каждую деталь всех образов, а Зинаида Васильевна Савкова  отрабатывала «сценическую речь».

Председателем дипломной экзаменационной комиссии была Народная артистка РФ Елена Петровна Карякина. Она и вместе с ней ректор института, доктор исторических наук, доцент Виталий Федорович Шишкин прилетели в Кызыл накануне экзаменов. И как же не волноваться! Наши сердца трепетали, как ленточка на ветру! Мы на пороге пятилетнего итога учебы в Ленинграде!

И вот испытания позади, достойно показали свои дипломные спектакли. Зрители тоже остались довольны показом. 14 сентября 1968 года после спектакля «Тонгур-оол» нашему курсу в торжественной обстановке вручили дипломы об окончании  Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. На сцене не только мы -13 красивых молодых артистов с горящими глазами от счастья, поднялись и члены экзаменационной комиссии, представители ОК КПССС, заслуженные и народные артисты Тувы. Раздавались искренние поздравительные речи и всюду цветы, цветы, цветы…

В этот праздничный вечер принимали поздравления и наши педагоги, профессору Л.Ф. Макарьеву и доценту 3.В.Савковой были вручены Почетные грамоты Президиума Верховного Совета Тув.АССР, а Лидия Григорьевна Гаврилова была удостоена высокого звания – Заслуженная артистка Тув.АССР.

"Национальный театр есть признак совершеннолетия нации" – так говорил великий русский драматург А.Н.Островский. Его это выражение можно применить и к нашей нации и тувинскому театру.  Не легким был путь становления и развития нашего театра, начиная с 1936 года и до сегодняшнего дня. Но ответственность свою перед народом и миссию свою он с плеч своих не снимал, не смотря на все перемены, произошедшие за эти годы. Даже не смотря на то, что зритель «отравлен» сегодня массовой культурой, тувинский театр продолжает творить в национальном духе.

Более пяти десятков лет работаю в родном театре, начиная с Виктора Шогжаповича Кок-оол. И за это время видел не одно поколение молодых артистов – могу сказать, тувинский театр богат профессиональными кадрами актерской профессии, а вот с техническими кадрами – надо поискать, работать в этом направлении целенаправленно и плодотворно. Однако надо сказать и о театроведческой профессии - нет профессиональных статей с анализом спектаклей, работы режиссера, актера… Учить надо!

Годы идут.  Пришла осенняя пора жизни, не за горами и зима…  Пока грядет «моё время» - я всегда буду благословить своих родителей, подаривших мне жизнь, учителей и свой родной любимый тувинский театр, на сцене которого сыграл много десятков образов. Я вместе с ними мучился, страдал, любил, смеялся и плакал.

Благодатный мой театр имени Виктора Кок-оола! Даруй и даруй еще моему народу и тепло и свет! Да будет так!

  • Люндуп Солун-оол
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020