Алексей Ооржак - проводник нового восприятия мира и новых условий творчества

Алексей Ооржак - проводник нового восприятия мира и новых условий творчества

Алексей  Ооржак – это целая эпоха Национального музыкально-драматического театра РТ им. В.Кок-оола. На стыке нового летоисчисления, смешения времен А.Ооржак сумел уловить вибрации нового мира и стал  проводником нового восприятия  мира, нового мышления и новых условий творчества. Его спектакли  заставили зрителей иначе мыслить и раскрывать в себе силу духа. Все громкие успехи, достигнутые театром, связаны с именем Алексея Кара-ооловича Ооржака.

Еще в годы студенчества в Московском театральном училище им. Щукина А.К.Ооржак был под чутким оком педагогов. До 1976 года ректором учебного заведения был Бори́с Евге́ньевич Заха́ва, и при нем существовала такая практика – одаренным студентам актерского отделения позволяли посещать лекции и практические занятия режиссерского курса, особенно тем у кого проявлялись задатки в этом направлении. От тувинской студии сначала предложили Александру Салчаку, как самому старшему из них. Но увидев, что Салчак – это от природы артист, предложили Алексею Ооржаку посещать уроки по режиссуре. И не ошиблись.

В библиотеке Тувинского отделения СТД РФ есть очень интересная книга «Вахтанговская школа. Летопись» 2004 года издания, в протоколе 1975 года от 4 июня есть запись: «Тувинская национальная студия сдает экзамен по мастерству актера. Худрук Т.К. Коптева. Из протокола обсуждения экзамена:

Катин-Ярцев: Курс - подготовленный и проработанный. Взаимоотношения с характерностью еще предстоят. Они свободны, сосредоточены и последовательны в выполнении задач. Хорошо выявляются многие ребята. Очень интересен будет Алексей Ооржак. [...] Татьяна Кирилловна хорошо их воспитывает и держит, хотя с ними не так просто. Они внутренне серьезны и обстоятельны. Курс производит впечатление одаренных людей.

Кольцов: Хорошее впечатление от всего показа и по линии актерской, и по творческой атмосфере всего показа.»

Алексей Кара-оолович действительно был интересен и как актер,  находясь в этой ипостаси, его приглашают в качестве ассистента режиссера поработать над вводами  актеров в спектаклях «Соломенная шляпа» Э.Лабиша, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. И здесь молодого специалиста заметили, привлекли хорошее знание материала и умение вести репетиционные работы.

По окончании Высших театральных режиссерских курсов по специальности «режиссер-постановщик» при ГИТИСе им.Луначарского в 1984 году Алексей Кара-оолович занимается только режиссурой. Желание работать самостоятельно и свободно создает экспериментальный молодежный театр, который в дальнейшем был преобразован в государственный театр «Кузел». Как режиссер А.Ооржак в нем осуществил постановки театрального концерта «Чаштанчынын чалбыраажы», спектакли «Сеть сатаны», «Дамдын лама» Эрдынеева, «Праздник бога Майдыра» и другие, одновременно разрешая проблемы организационного характера.

А в 1992 году Алексей Кара-оолович назначается главным режиссером Государственного музыкально-драматического театра им.В.Кок-оола. Им поставлены «Игроки» Н.Гоголя, «Масляный ад» М.Тикамацу, «Хостуг Тыва» Х.Шириин-оола. Спектакли по решению сложные, симфоничны по партитуре. Постановка А.Ооржака «Хайыраан бот» в июне 1996 года была отмечена специальным призом диплома лауреата «За движение к новому театральному времени» на фестивале в Уфе. На  международном театральном фестивале тюркоязычных народов спектакль «Вернись, мой друг, вернись!» А.Ооржака и Х.Шириин-оола был высоко оценен ведущими критиками страны. Жюри отметили многоплановость, психологизм и глубинную народность спектакля. Алексей Кара-оолович осуществил постановки «Кто ты, Субедей?» 1995, «Миражи» и «Смерч Кара-Дага» и «Смышленый мышонок»  Э.Мижита, «Сес ынак херээжен» Р.Тома, «Лошадиная фамилия» по расскзам А.Чехова, «Колесо истории», «Долина печальной любви», «Свидетель – темная ночь» Ч.Ондара, «Верую!..» по рассказам В.Шукшина и другие.

Театральный сезон 2004-2005 года увенчался еще одной новой постановкой А.Ооржака. Это постановка спектакля «Три дня любви» по повести В.Быкова «Альпийская баллада». Причем инсценировку повести и перевод на тувинский язык осуществил сам режиссер-постановщик.

Благодаря творческим и организаторским усилиям А.Ооржака Тувинский музыкально-драматический театр им.В.Кок-оола с огромным успехом участвует в театральных фестивалях всех уровней, от регионального до международного. Об этом красноречиво свидетельствуют Гран-при международного фестиваля тюркоязычных народов мира «Туганлык», завоеванный нашим театром в 2000 году, награждение дипломом «Лауреат конкурса среди провинциальных учреждений культуры на соискание премии газеты «Культура» ОКНО в РОССИЮ» в номинации «Театр года» в 2001 г., а также многочисленные премии и призы театральных фестивалей всех уровней.

Это лишь небольшая часть его работ. Одни из последних его постановок «Алые паруса» по рассказу Г.Грина и трагедия «Король Лир» В.Шекспира имели большой резонанс не только в республике, но и за ее пределами. Режиссер А.Ооржак ставит в своих спектаклях извечные философские, общечеловеческие вопросы без нажима, без идеологии и готового ответа, предоставляя зрителю сделать свой выбор, что говорит об огромном творческом мастерстве режиссера.

А.Ооржак не только талантливый режиссер,  он хороший организатор театрального дела. При его руководстве тувинский театр получил развитие по новому пути – по пути интересных художественно-исследовательских работ, основанных на стыке исторического и мифологического прошлого с современным миропониманием. А.Ооржак, претворяя этот стык народного эпического начала и сегодняшнего внутреннего мира современного тувинца, находит в своих постановках неожиданные решения и приемы, полные символики и философского смысла.

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020