Режиссеры тувинского театра в советский период

Режиссеры тувинского театра в советский период

Работая с архивом, мечталось найти интересные материалы о режиссерах не только прошлого столетия тувинского театра, их дневники…Публикации есть в различных архивных фондах, но при внимательном чтении обращаешь внимание на то, что в них в основном речь идет уже о результате – премьере. Думаю, что не только мне, но и читателям было бы интересно узнать как режиссеры приступают к новой постановке, начиная с самых первых шагов – это их размышления, беседы, замыслы, идеи, наконец, решение, читка, репетиции… Но увы, таких материалов практически нет… Может быть, тем самым мы что-то в суете упускаем? Не замечаем? Например, допремьеровские мысли режиссера, когда он только собирается материализовать свой замысел.

Когда читаешь публикации о выдающихся режиссерах советского периода, находишь в них стенографические записи их репетиционных моментов, записи работы режиссеров в застольный период. Некоторые исследователи театроведы используют в своих работах дневники, записки, заметки  самого режиссера. Это очень интересный, любопытный и полезный материал во всех отношениях, потому что раскрывают режиссера, как личность, более многогранно, ярко и выпукло. 

В связи с отсутствием в архиве театра подобных материалов, связанных с наблюдением за работой не только режиссера, но и других специалистов, работающих с новой постановкой театра, может быть стоит начать хотя бы с малого – снимать и записывать всё и всех! Например, фиксировать на камеру работу художника, когда он реализовывает замысел спектакля в эскизах и макете. А как интересен режиссер во время репетиций или читки! При этом еще не забывать фиксировать рабочие моменты театральных цехов, ведь там тоже много интересного и важного! Кадры, грамотно схваченные во время творческого процесса, гораздо интереснее, чем просто портретный снимок. Думаю, что с новыми технологиями такая возможность имеется, ведь спектакль – главный продукт театрального дела!

МАКСИМ МУНЗУК

Народный артист РСФСР и Тувинской АССР, Лауреат Госпремии Тувы

Нет чинов и регалий у Ивана Яковлева Исполнева, но у него были ученики, их много. И один из них – Максим Монгужукович Мунзук. В 30-е годы прошлого столетия он сделал самые первые шаги в этой профессии. Его постановки трудно сегодня считать режиссерскими, но учитывая то время, можно сказать, что это было смело. А главное, приходил опыт.  В 1949 году, чтобы повысить квалификацию в этой театральной профессии, Мунзук поступил на полугодовые режиссерские курсы в Ленинградский театральный институт. На сцене родного театра он постановил более 30 спектаклей.

 ИВАН ЗАБРОДИН

Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Тув.АССР

Иван Степанович в 1929 году  окончил 1-ю театральную мастерскую Пролеткульта в Москве. С 1929 по 1936 год был актёром и режиссёром в театрах Западной Сибири. С 1936 по 1948 год руководил Горно-алтайским театром, созданным на базе основанной им студии. В 1950 году приехал в Туву, а с 1956 по 1968 год он главный режиссер Тувинского театра.

«Оживилась работа национального театра, особенно заметно с приездом в 1950 году заслуженного артиста РСФСР И.С. Забродина в качестве главного режиссера. Вместе с ним приехали и пополнили русскую труппу несколько опытных актеров. Забродину принадлежит честь организации в 1936 году Горно-Алтайского профессионального театра. За двенадцать лет работы с алтайской труппой режиссер накопил ценный опыт, который ему весьма пригодился в Туве. А поскольку в Кызыле под одной крышей и одной дирекцией работали два коллектива - тувинский и русский, то главному режиссеру необходимо было учитывать данное обстоятельство, руководить общей стратегией развития театра.

Для первой работы с тувинской труппой был взят "Ревизор" Гоголя (перевод осуществлен группой тувинских писателей во главе с ученым А.А.Пальмбахом). По воспоминания современников, премьера гоголевской комедии в марте 1951 г. прошла как праздник для актеров и зрителей. В этот успех были вложены несколько месяцев напряженного труда исполнителей и постановщика, поиск ими зерна каждой роли, сущности каждого персонажа, смысла каждой сцены, и в итоге смысла всей пьесы в ее сценическом воплощении.

Этапными постановками считаются такие крепкие спектакли как «Человек с ружьем» Н.Погодина, заложивший начало Ленинианы на тувинской сцене и «Васса Железнова» Горького. И.С.Забродин умел вести актеров за собой в понимании, интерпретации роли, в поисках актерских выразительных средств в раскрытии индивидуальности персонажей. Он и доверял актерам и вел их, добиваясь успеха. Педагогический дар в этом режиссере всегда жил.

Беспокоясь о пополнении труппы молодыми, Иван Степанович набрал в студию при театре в 1959-60 гг. юношей и девушек и подготовил их к приему в тувинскую студию при ЛГИТМиК.

И с русской труппой он осуществил значительные постановки, которые вызвали интерес у зрителя, подняли посещаемость спектаклей.

Возле Забродина выросли прекрасные мастера и те, кто получил профессию в училище-театре под руководством И Я.Исполнева, и те, кто возвращался в родной театр, окончив студию актерскую при ЛГИТМиК. Здесь явственно наблюдается преемственность традиций. Вклад И.С.Забродина в развитие тувинского театра был  значительным».                                                                                                                           В.Найдакова «Тувинский театр», Улан-Удэ, 1999 г.

СЕРГЕЙ МАЙЕР 

Заслуженный артист РСФСР

Сергей Петрович в 1919 году был принят в Ленинградский институт сценического искусства. Проходит школу у лучших мастеров русской сцены. После окончания института в 1923 году Майера зачисляют в творческий состав Ленинградского академического театра им. А.С.Пушкина. В 1930 году он оставляет актерскую деятельность и целиком переключается на режиссуру. Пригласили в Туву. И на сцене тувинского театра он осуществил постановки в русской и тувинской труппах более 40 спектаклей.

«Сергей Петрович пользовался большим уважением, как по возрасту, так и по творческому подходу. Я не ошибся, когда полагал, что он был самым интересным, таинственным человеком в театре. Именно он открыл мне врата в мир театра. Впервые увидел его во время репетиций в балетном зале театра.  Сергей Петрович был уже в солидном возрасте, по чуть сгорбленной осанке было видно – человек с богатым жизненным опытом и повидавший многое в этой жизни, седые волосы были причесаны назад до шеи, носил темные брюки, серый пиджак. По лицу учителя Майера были видны его глубокие мысли. Тогда тувинские артисты старших по возрасту называли "Кок башкы", "Мунзук башкы", "Забродин башкы» и «Майер башкы».

В первые годы студии режиссер-учитель проводил уроки по простым этюдам, заканчивая потом отрывками из спектаклей. По его совету прочел восьмитомник К.Станиславского, особенно полюбил и перечитывал первые три тома, т.к. мне кажется, что для артиста это золотые ключики к профессии.

Занятия по «Сценической речи и пению» проводил артист оперы Леонид Марков, а «Сценическое движение и танцы» вел балетмейстер Евгений Парилов. «Изобразительное искусство» преподавал Сергей Кончукович Ланзы – главный художник театра.

Я тогда даже и представить себе не мог, что учитель Майер прошел репрессию, что у него была очень тяжелая судьба. Когда он приехал в Туву, он был уже в солидном возрасте, у него не было семьи, жил совсем один. Об этом мне рассказал Заслуженный артист Республики Тыва Георгий Черников.  В каких только уголках Советcкого Союза он не работал! В конце концов, приехал в Туву. Учитель Майер остался в моей памяти как опытный педагог и режиссер, подготовивший и воспитавший много молодых тувинский драматических артистов».

Л.Солун-оол «Ойнаксанчыг овурларым»

Тувинское книжное издательство, 2001 год

СИИН-ООЛ ОЮН

Заслуженный артист РСФСР и Тувинской АССР

«В 1958 году Сиин-оол во второй раз стал студентом,  до этого в 1955 году он в группе тувинской студии окончил Ленинградский театральный институт им. Островского. Из восьмидесяти человек со всех концов страны только девять стали учениками Г. А. Товстоногова. В их числе был тувинец Оюн Сиин-оол. Три года он слушал мастера сцены, его размышления и раздумья, присутствовал при рождении интереснейших его спектаклей.

В послужном списке режиссера Оюна Сиин-оола десятки спектаклей: «Неравный бой» В. Розова, «Слуга двух господ» К.Гольдони, «Совесть» Д.Павловой, «Божественная комедия» И.Штока, «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова, «В ночь лунного затмения» М.Карима, «Черт в сундуке» Ц.Шагжина, "Башмачки" Л. Гизатта,  "Аршин мал-алан" У.Гаджибекова, "Маральи рога" В.Шулбаевой, "Дуэль" М.Байджиева и другие. Плодом сотрудничества с драматургами Тувы стали спектакли: "Красный поток" Сергея Пюрбю о событиях гражданской войны в Туве, его же "Любовью надо дорожить", а так же "Наше время пришло" Олега Сагаан-оола, "Феликс Кон"("Белек кыс эмчи"), «Проделки Долумы» Кызыл-Эника  Кудажи.

Постановка спектакля «Самбажык» В.Кок-оола стала дебютом первого профессионального режиссера Тувы Оюн Сиин-оола. Ожившая на сцене в лицах история героического восстания "Шестидесяти богатырей" ("Алдан Маадар") в интерпретации Оюна Сиин-оола, в сценографическом решении Сергея Ланзы и музыкой Алексея Чыргал-оола получила большой резонанс в республике. Критики оценили спектакль "Самбажык"  как этапную работу театра периода 60-х и 70-х годов.

В 1964 году к постановке спектакля «Коварство и любовь» Шиллера Оюн приступил с благословения своего педагога Г.Товстоногова. Именно он предложил своему ученику обратить внимание на эту пьесу Шиллера. Материал перевел на тувинский язык писатель Юрий Кюнзюгеш.

И снова высокая классика - первое обращение тувинского театра к драматургии Шекспира. Постановка спектакля "Ромео и Джульетта" в 1972 году была осуществлена С.Оюном по переводу С.Пюрбю».

       М.Хадаханэ из сборника «Люди тувинского театра»,

Тувинское книжное издательство, Кызыл, 1971 год.

В фокусе постоянных забот художественного руководства театра находился вопрос о пополнении труппы молодыми кадрами. В связи с решением этой проблемы Оюн Сиин-оол с 1970 г., не покидая театра, уходит в театральную педагогику. Вместе с опытными мастерами сцены он подготовил в Кызылском училище искусств два выпуска актеров, часть которых оказалась готовой к работе над ведущими ролями.

КАДР-ООЛ САГДЫ

Заслуженный артист Тув.АССР

Закончил ЛГИТМиК в 1968 году, позднее продолжил образование на высших режиссерских курсах ГИТИСа. После Оюна С.Л. он стал вторым профессиональным театральным режиссером коренной национальности.

Первой постановкой режиссера К. Сагды был спектакль «Легенда о любви» Назыма Хикмета, в котором постановщик играл и главную роль Фархада. За время работы на сцене театра поставил более 20 спектаклей. Это Д.Фонвизин «Недоросль», К.Сапык-оол «Ыглаар туруг», С.Сарыг-оол, АЧыргал-оол «Хуннун ыраажылары», Е.Танова «Илбилиг согун», А. Лауринчюкас «Цвет ненависти», М. Ворфоломеев «Занавески», Ш. Хусаинов «Белое платье матери», Мольер «Проделки Скапена», А. Дударев «Порог» и «Вечер», В.Серен-оол «Энесай-Мерген» и другие.

Как творческий режиссер постоянно был в поиске пьес и художественных номеров на тему дня, «копался» в библиотеках и в архивах. Усердно искал и изучал литературу об истории Тувы и тувинского народа. Увлеченно читал сказки народов и детскую литературу. Каждый найденный интересный материал находил свое место в его работах. Поддерживал творческий контакт с тувинскими писателями, драматургами, музыкантами, художниками. Принимая активное участие в обсуждении, внес свой вклад в совершенствовании их работ.

Свыше десяти пьес и кинофильмов были переведены им на тувинский язык. Все его переводы зарегистрированы во Всесоюзном управлении по охране авторских прав (ВУОАП). Был опытным переводчиком кинофильмов и талантливым артистом дублирования ролей.

Роль Кадр-оола Сагды в подготовке молодых кадров театра несомненно велика. Работал педагогом по актерскому мастерству в тувинской театральной студии и в Санкт-Петербургском институте театра, музыки и кинематографии.

Репертуар его поставленных концертов поистине огромен. Он являлся неизменным режиссером всех Правительственных концертов к знаменательным датам и событиям. Микрофонная папка по телевидению и радиовещанию К. Сагды богата как собственно исполненными ролями, так и его песнями и поставленными концертными программами и спектаклями.

Он является автором многочисленных песен, таких как  «Маадыр куштуг совет чон бис» на слова К.Сагды, «Черим болган чараш чуртум Ишкин»   на слова К.Сагды, «Авамга» на слова Ч.Куулара, «Эргим сарыым, амырагым» на слова В.Серен-оола, «Чурээм чалыы» на слова В.Серен-оола, «Тезим кызы» на слова Юндеш-оола, «Куску чагаа» и «Ырак чорааш»  на слова  В.Серен-оола, «Автобустап чоруп-ла ор мен» на слова К.Сагды и другие.

ИРИНА ЛОПСАН

Заслуженная артистка Тувинской АССР

Окончила ЛГИТМиК в 1968 году. Ирине Ивановне стало тесно в актерском амплуа. Все больше тянуло к режиссуре. Это заметил, будучи главным режиссером театра, еще С.П. Петренко, и дал ей возможность самостоятельно сделать эпизод в спектакле «...И дольше века длится день» по роману Ч. Айтматова. Эпизод с манкуртом в ее постановке один из сильнейших в той инсценировке романа, запомнившийся зрителям. А потом — самостоятельная постановка сказки «Анчы-Кара и Ангыр-Чечек», и еще несколько работ для детей – «Белоснежка и семь гномов», «Зайка-зазнайка», «Звездные мастера», «Кошкин дом» и другие. С большой ответственностью работала Ирина Ивановна с мастерами тувинской сцены: народными артистками РСФСР Х.Конгар и Е.Кенденбиль над спектаклем «Последний срок» по повести В.Распутина.

Окончены высшие режиссерские курсы в Москве. Руководителем курса был Юрий Яшин, ученик известного советского режиссера Андрея Гончарова. Очень много, по утверждению Ирины Ивановны, дало ей посещение репетиций в театре имени Пушкина другого ученика того же учителя — Юрия Еремина.

Потом — практика в Монголии, постановка в музыкально-драматическом театре города Улангома на монгольском языке детских спектаклей «Зайка-зазнайка» и «Кошкин дом». Преодолеть языковой барьер помог русский язык.        По возвращении в Туву  Ирина Лопсан ставит «Пиршество» Владимира Серен-оола и начало работы над любимым с юности Шекспиром - его комедией «Двенадцатая ночь, или Что вам угодно». Комедия сложная, невеселая, пожалуй, печальная. Многое в каждом новом ее сценическом осуществлении зависит как от режиссерской трактовки классического произведения, так и от актерских индивидуальностей. Спектакль постепенно выстраивается, становится стройнее, четче, он выверен «на зрителе», определен. О нем еще предстоит сказать свое слово специалистам-театроведам и критикам. Он живет, и вновь живет на тувинской сцене Шекспир, вдохновляя режиссера и актеров, радуя и заставляя задумываться зрителей.

Греют душу Ирины Ивановны Лопсан, будоражат ее фантазию новые пьесы, новые темы и имена драматургов. Она хочет работать с местными, тувинскими авторами. И с классикой, которую любит со студенческой ленинградской юности.

Интересны по режиссерскому решению её постановки - «Узоры жизни» и «Суд матерей» В.Серен-оола, «РАБ» Гильерми Фигейредо в переводе А.Даржаа, «Ханума» Б.Рацера и В.Константинова».

                                                         М.Рамазанова «Стала актриса режиссером», Тувинская правда, от 30 ноября  1989 года.

 

ЛЮДМИЛА БУЗИНА

Сначала работала в Польше в армейском театре (в 1960-е годы). К ней в студию пришли три солдата из Тувы — это Сергей Лифанов, Павел Коновалов и Вячеслав Сенчин. Ребята оказались самыми способными студийцами. А после службы в армии ребята сумели уговорить Людмилу Александровну приехать в Туву (1968). В Туве, она состоялась как режиссёр. Людмила Александровна ставила спектакли и на русскую труппу, и на тувинскую. Была просто влюблена в наших актёров.

«Тува для меня – это лучший кусок жизни. Десять лет, но мне кажется, что они вмещают всю мою жизнь. Это было самое счастливое время в моей жизни! Я скажу так: я влюбилась в тувинский народ, я была просто потрясена талантом тувинских актеров! Выпускники ленинградской театральной школы – это высший класс: и культура, и этика, и отношение друг к другу, к театру. Первый спектакль, который я увидела еще на сцене маленького старого театра, был «Хайыраан бот». Он шел без перевода. И вы знаете, я все поняла – такая глубина, такой темперамент, такие страсти. И глаза, в которых я все могла прочесть.

       Потом выпускники-щукинцы – тоже прекрасная школа. Потом набирали курс в Гнесинское училище. Валентина Владимировна каждые полгода посылала меня их «пасти» – на экзамены.

      Ставила спектакли и с русской, и с тувинской труппой. Поставили спектакль «Серебряное копытце» – очень красивый: светящиеся фигуры на светящемся кругу, из-под ножек бегущего козленка, словно светящиеся камушки вылетают. Приехали в Абакан на гастроли. А там говорят: «Нам надо спектакль на русском». И актеры моментально перестроились и великолепно сыграли на русском – без всякого акцента.

      Я сама, как режиссер, выросла на этих четырех замечательных поколениях тувинских актеров. С русской труппой работать было тоже интересно, но трудности были, потому что актеры были собраны их разных театров страны, но были и без специального образования. А тувинская труппа – это талант, высокий профессионализм плюс дисциплина. И работа с ней была для меня настоящим праздником.

      Я преклоняюсь перед стариками – самым первым поколением артистов. Кончается репетиция – они не расходятся: «Еще вот это место надо попробовать отрепетировать». Репетиция в одиннадцать – они заранее уже в зале. Молодежь уже была не такая: репетиция закончилась – раз и нет никого (смеется).

      Ирочка Лопсан – талантливая актриса, великолепная ленинградская школа. Высшие режиссерские курсы окончила, блестящую детскую сказку поставила.       Чылгычы Ондар! А Витя Наксыл! Это моя любовь. А Надя Наксыл, моя любимая ученица! Тува – это такие воспоминания, такое тепло! Тувой, я сейчас живу…»

                                                                                                              Н.Антуфьева, «Центр Азии» № 13 от 23 марта 2001 года

НИКОЛАЙ ЛОГАЧЁВ

Заслуженный деятель искусств РСФСР и Бурятской АССР, Лауреат Госпремии Бурятской АССР

Николай Ефремович окончил факультет режиссёров музыкальных театров при Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, аспирантуру, Высшие режиссёрские курсы при Мосфильме. Был главным режиссёром Бурятского театра оперы и балета,  Русского драматического театра, Тувинского музыкально-драматического театра.

Логачев Н.Е. в тувинском театре работал всего три сезона, но за эти годы он осуществил большие и значимые постановки: «Кровавая свадьба» Г.Лорка, «Белое облако Чингисхана» по Ч.Айтматову, «Донна Люция или Тетка Чарлея» Ю.Хмельницкого, «Суд матерей» В.Серен-оола, «Кровавые следы» Ч.Ондара, «Мышонок» М.Рамазановой, «От мира не уйти» А.Емельянова и другие. Все его постановки вызывали большой интерес не толькосо стороны зрителей.

Предлагаю прочесть фрагмент из обсуждения  https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/257922/forum/print/ "Режиссерские уроки Б.А. Покровского" В.Левиновского, кандидата искусствоведения. В нем ни строчки про тувинский театр, но прочитав его, мы можем прийти к пониманию – какой режиссер работал у нас и своими работами внес достойный вклад в развитие тувинского театра.

«Спустя два десятилетия после первого выпуска своего курса, Покровский приезжает в Улан-Удэ. Директор театра представляет высокому гостю членов художественного руководства.

- А этот что у вас делает? – с присущей ему иронией обращается Покровский к директору театра, пожимая руку Логачёву.

- Это наш главный режиссёр - Заслуженный деятель искусств Николай Ефремович Логачёв, - с гордостью объявляет директор. – Ваш ученик!...

Покровский с пристрастием допрашивает главного дирижера В.М. Маймескула о том, как работает его воспитанник. Отзывы были самые благоприятные.

Сегодня имя Н.И.Логачёва, как и многих более известных режиссёров русского оперно - музыкального театра, предано забвению. На архивных стеллажах в оперных городах России хранятся подшивки пожелтевших газет с рецензиями на шумные премьеры когда -то поставленных спектаклей. Но кто их читает?

Н. Логачев принял бурятский театр, возраст которого тогда насчитывал меньше десяти лет. Организованный на базе музыкально-драматического театра, бурятский оперно-балетный театр тогда переживал своё второе рождение. Н. Логачев оказался тем режиссёром, который первым принёс на сцену дальневосточного национального театра России новаторские принципы Покровского, он был первым, кто начал воспитывать поющего актёра на основе законов оперного спектакля. Главным постулатом в этом процессе становится принцип Покровского «Музыка оперы - музыка действия». На этой основе Николай Логачев и строил спектакли»

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020