Иван Исполнев - режиссер с хорошей школой

Иван Исполнев - режиссер с хорошей школой

И.Я. ИСПОЛНЕВ - режиссер-педагог, художественный руководитель театрально-музыкального училища (ТМУ). Иван Яковлевич – был режиссером с хорошей школой. Он учился у корифеев советской сцены: В.Э.Мейерхольда, в студиях Московского художественного академического театра и театра имени Е.Б.Вахтангова. Обладал большим исполнительским опытом и постановочным. Пять лет своего творческого горения, педагогического умения, режиссерского мастерства отдал ученик Мейерхольда Исполнев Туве.

В архиве театра есть фотография, где на обороте подписано – «Башкы приехал! 1950-годы»,  вторую фотографию того же периода нашла в архиве Максима Монгужуковича. Она подписана -  «1957 год, Исполнев в гостях».

Прочитав записи из дневника Исполнева рукописного фонда ТИГПИ, стало известно, что приезд первого учителя профессиональных артистов первого поколения тувинского театра Исполнева Ивана Яковлевича состоялся в апреле-мае 1957 года. Рукопись Башкы от 3 мая – это его итоговая запись в дни деловой командировки в Туве. Судя по рукописям, он посмотрел почти все спектакли русской и тувинской труппы. Следовательно, Исполнев приехал в Туву в апреле месяце.

Из дневника. ТИГПИ, РФ. Д. 866

Расшифровка: Предложения по работе обл.нац.театра.

  1. Необходимо организовать более конкретную и практическую со стороны театра помощь национальным драматургам, сказать «слабо» или «надо углубить, улучшать» - это значит ничего не сделать. Нужна повседневная, упорная, дружески-деловая работа режиссеров и актеров с автором.
  2. Следует увеличить в репертуаре театра количество пьес тувинских авторов на современные темы из жизни области. Забыт Горький. Нужно восстановить «Не было ни гроша».
  3. Неудовлетворительно поставлена производственно-педагогическая работа с актером в процессе постановки спектакля. Нужна в больших размерах индивидуальная работа режиссера с отдельными исполнителями (актерами), постоянная и систематическая помощь актеру в работе над образом.
  4. Для поднятия квалификации творческого состава национального отделения театра необходимо организовать при театре Университет искусств с программой рассчитанный на 2-3 года обучения.
  5. В части развития национальной музыки, вокально-хорового пения и танца театр не только не повысил работу, но и растерял имевшиеся ранее хоровые и балетные кадры. Следует вновь добиваться восстановления музыкально-драматического театра, привлечь новые кадры работников-руководителей, поручив музыкальную часть композитору Чыргал-оолу.

       Кроме этого создать при потребсоюзе профсоюзный полупрофессиональный  национальный, тувинский ансамбль песни и пляски. Куда на первое время наряду с платными артистами ансамбля следует привлечь лучшие силы из художественной самодеятельности предприятий и колхозов.

  1. Пересмотреть и реорганизовать состав русского отделения театра в сторону привлечения лучших творческих молодых сил.
  2. Построить новое здание театра, без чего вообще не возможно серьезно говорить о перестройке и коренном улучшении всей работы театра, чтобы требовать от работников театра поднятия общей театральной культуры, спектаклей, создания, в конечном счете, художественного лица театра – необходимо создать соответствующие материальные условия и, прежде всего настоящее театральное помещение.
  3. Плановое регулярное обслуживание области своими постановками – одна из главных задач театра. В связи с этим нужно организовать в районах и колхозах строительство новых клубов с удобными сценическими площадками, а также проводить пристройку и расширение существующих клубных зданий.
  4. Основной недостаток в русской группе театра – отсутствие актерской молодежи, и это в значительной степени снижает качество молодежных спектаклей. «Когда цветет акация» может быть, ввиду этих причин пьеса поставлена не в том ключе, жанре.

Второй недостаток – слишком различен актерский состав, нет творческого метода в работе, каждый тянет в свою сторону, и ясно в спектаклях нет ансамбля. Это происходит еще и потому, что видимо мало или нет регулярной, индивидуальной и глубокой работы режиссеров с актерами, актерский коллектив творчески не спаян, нет огонька в работе.

  1. Почти во всех спектаклях тувинской группы театра, прежде всего, радует наличие творческого актерского ансамбля. «Хрустальный ключ» радует непосредственностью и свежестью актерской игры, правдивостью атмосферы и той любовью, которая вложена в эту работу всем коллективом театра. Массовые сцены можно смотреть и понимать, не прибегая к русскому тексту. В этом конечно большая заслуга режиссера И.С.Забродина и всего коллектива.

Если говорить об актерских удачах в этом спектакле, то придётся, пожалуй, переписать почти всю программу. Но все же хочется отметить большую искренность и теплоту в игре Н.Олзей-оола (Быстров), Л.Севильбаа и Г.Дугержаа (Мария Карповна), Ч.Мортай-оола (Чистяков), Н.Кысыгбая (Мурашко), О. Чолбенея (Улыбин) и многих других убедительно «живущих» в предлагаемых условиях.

В хорошем темпе с увлечением и задором, с наличием в спектакле большой режиссерской и актерской фантазии идет «Свадьба в Малиновке». Правда бедное музыкальное сопровождение, слабая вокальная часть и вялость в некоторых танцах временами снижает качество спектакля. Прекрасно играют артисты В.Кок-оол (дед Нечипор), Л.Севильбаа (Гапуся), заслуженная артистка РСФСР К.Мунзук (Софья Михайловна), Оюн Сиин-оол (Андрейка), Н.Кысыгбай (Яшка артиллерист), Хургулек (Яринка) и другие. Исключительно хорошо сделан писателем С.Пюрбю перевод пьесы на тувинский язык.

Спектакль «Разлом» рождался в больших муках. Неудачный сухой первый перевод пьесы не возбуждал в актерах творческого желания и работа застряла на пол дороге. Но затем, когда было улучшено литературное качество перевода, театр с новыми силами приступил к работе, и в результате упорного труда всего актерского коллектива и режиссера Забродина И.С. получился глубокий и интересный спектакль, сыгравший большую роль в дальнейшем сплочении национальной труппы театра.

«Шестеро любимых», «Медвежий лог» и другие работы театра продолжают ту же линию развития и роста творческого ансамбля.

Не обходимо отметить хорошую работу художника М.Буторина, сумевшего на небольшой и низкой сцене дать каждому спектаклю интересные и выразительные декорации, но, к сожалению, ничего еще не сделано для оформления выездных спектаклей. Пора уже заняться и этим вопросом.

Как правило, спектакли национальной группы театра по посещаемости значительно лучше и пользуются большим успехом у зрителя. 3 мая 1957 года.

 Рукопись И.Я.Исполнева. РФ. Д. 866 ТИГПИ

Теперь давайте  почитаем одно интересное Постановление бюро обкома КПСС и исполкома областного Совета, которое вышло не без учета предложений, сформулированных в записях  Исполнева Ивана Яковлевича. Следовательно, руководство республики с пониманием отнеслись к советам и предложениям режиссера-педагога, который отдал  часть своей жизни, внес все свои знания и опыт в создание тувинского национального профессионального театра.

Из протокола N235 заседания бюро областного комитета КПСС

от 9 апреля 1959 г.

"О реорганизации Тувинского Областного драматического театра в музыкально-драматический театр"

 

         В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1959 года №1419-р «О реорганизации Тувинского областного драматического театра в музыкально-драматический театр» бюро обкома КПСС и исполком областного Совета ПОСТАНОВЛЯЮТ:

  1. Реорганизовать с 1 апреля 1959 года Областной драматический театр в музыкально-драматический театр.
  2. Обязать управление культуры (т.Чадамба), директора театра (т.Молчанова) в срок до 1 августа с.г. укомплектовать штат творческого состава музыкально-драматического театра (оркестр, хор и балет) в количестве 30 единиц путем приглашения в театр артистов-профессионалов и лучших участников художественной самодеятельности области, для чего в апреле-мае разрешить провести открытый конкурс для замещения вакансий.
  3. Принять к сведению сообщение управления культуры (тов. Чадамба), что композитор Р. Кенденбиль написал по заказу театра музыкальную драму на текст С.Сарыг-оола «Чечен и Белекма», что композитор А.Чыргал-оол приступил к работе над музыкальным спектаклем «Хайраан бот» и положить эти пьесы в основу создания репертуара музыкально-драматического театра. Принять также меры к приобретению клавиров к музыкальным пьесам Хугаева «Песнь Софии», М.Ауэзова «Энлик Кэбэк».
  4. Обязать Тувинское отделение Союза советских писателей (т. Саган-оола) оказать действенную помощь музыкально-драматическому театру в формировании разнообразного, высокохудожественного репертуара, близкого к жизни народа.
  5. Обязать председателя Кызыльского горисполкома т. Чанзан-оола принять меры к обеспечению жилплощадью вновь приглашаемых в музыкальный театр специалистов и творческого состава.
  6. Выделить дополнительно в 1959 году из бюджета области 192 тыс. рублей на содержание музыкально-драматического театра.

Секретарь Тувинского обкома КПСС  /С. Ортун-оол/.

 

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020
ЦАДПОО ЦГА РТ Ф. 2. On. 1. Д. 1290. ПЛ. 7, 8.Подлинник.