Тува в кино. Люди голубых рек.

Тува в кино. Люди голубых рек.

 Судя по справкам, которые выдавались артистам студией Ленфильм, можно предположить, что рабочие съёмки фильма «Люди голубых рек», включая студийные, начались в апреле 1959 года и закончились в декабре. Итак, 1959 год. 15 лет прошло с тех пор, как Тува вошла в состав Советского Союза. Всё кипело и строилось! Приезжали молодые специалисты из-за Саян, которых направили в Туву на работу. Это учителя, строители, инженеры, медики. Многие из них так и остались здесь, оставив достойный вклад в историю развития республики. Тувинцы осваивали новые профессии...

И вполне можно предположить, что в верхних кругах власти подошли к мысли о том, что к освещению такой даты - 15-летие Советской Тувы - можно подойти с другой стороны, с художественной. Ведь документальные фильмы снимались, начиная с 1936 года, 15-летия Тувинской Народной Республики.

В архиве Максима Монгужуковича Мунзука нашла небольшую газетную вырезку, к сожалению, на ней нет названия газеты и даты выпуска номера. Но материал очень интересный, беседу с Максимом Мунзуком о фильме «Люди голубых рек» вела корреспондент Н. Фукалова. Вот что она записала:

«Это первый художественный фильм о Туве, съемки которого прошли в Дзун-Хемчикском районе в г. Чадане (с. Бажын-Алаак - добавлено автором статьи по воспоминаниям С. Оюна), а также в Тандинском районе в с. Элегест (на берегу р. Элегест и с.Чал-Кежик - добавлено по воспоминаниям С. Оюна).

Два года мне пришлось добиваться, чтобы «Люди голубых рек» снова вернулись к тувинскому зрителю. Копия хранилась в фильмофонде киностудии «Мосфильм». Хранилась неправильно, шли помехи по звуку. Пришлось ленту очищать в специальной лаборатории. А на фабрике кинокопий отдельно переснимать и перезаписывать звук. Очень это канительное было дело.

Три раза в этом году был в Москве на павильонных съёмках советско-японского фильма «Буран» (а натура будет сниматься в декабре в Якутии) и каждый раз метался между Главным управлением кинопроката, где, кстати, работает наш земляк И.С. Рыков - бывший туранский киномеханик, и фабрикой кинокопий и фильмофондом. Всё это за свой счет, ну да главное дело сделано - Тува купила четыре копии фильма «Люди голубых рек». Две их них будут в прокате, одну оставим в фонде, а ещё одну будем дублировать на тувинском языке.

Сегодня состоится первый показ после многолетнего перерыва, но потом до сентября-октября придержим. Ведь многие люди в отпусках, студенты и школьники на каникулах. Решили массовый показ начать осенью везде, где есть киноустановки. Хотели, чтобы молодые зрители увидели жизнь своих отцов.

Некоторые из участников уже умерли, Мортай-оол, Чыргал- оол, например, а на экране они остались запечатленными навсегда живыми. Думаю, дети, родные и знакомые с волнением увидят эти кадры. Эту встречу давно можно было устроить. Хорошо хоть министр культуры А.С. Серен и секретарь обкома КПСС А.К. Канзай поддерживают мои предложения. (Далее пропускается - он рассказывает о планах).

Еще я себе поставил задачу: найти старые документальные работы о Туве. Дорогу теперь знаю. Буду искать.

А в 1959 году было у ленты «Люди голубых рек» мало зрителей. Власти её осудили, мол, тянет назад к феодализму. Какая нелепость! Это красочная сказка, посмотрите обязательно этот красивый фильм. А тогда срок показа истёк, и фильм этот отправили назад, в Москву, он не был нашей собственностью. Только через тридцать лет вернулся на родной экран.

Все участники перечислены в титрах, пусть даже в эпизодических ролях. Это подарок нашим детям, внукам, чтобы они лучше знали историю родного края, любили свою землю»

Из этой небольшой заметки (как и вы, возможно!) я впервые узнала, что после первых показов в 1959-1960 годах фильм не демонстрировали в наших кинотеатрах и только через 30 лет получили такую возможность. А главное, что я поняла, какой же всё-таки Максим Монгужукович Мунзук молодец. Впередсмотрящий человек! Вырезку из газеты нашла в его большом архиве не так давно. До этого момента, оказывается, подсознательно шла по его пути (гены!!!).

Кино стало отдаляться от современного поколения, разваливалась сеть кинопроката... Другое время начинало «пожирать» нас... Поэтому и появилась потребность что-то сделать по сохранению киноархива в современном видео-формате. Мы с оператором Михаилом Норбу успели переснять уже на современную камеру фильм «Люди голубых рек» (и не только этот фильм!) прямо с экрана в просмотровом зале Киновидеоцентра, который в скором времени после этих «пересъемок» закрыли. Благодарна Михаилу за понимание и поддержку, ведь оцифровка 35 мм пленок даже по тем временам была дорогим удовольствием, и занимались этим делом в то время только в Москве.

Позднее отснятые кадры из кинокартины «Люди голубых рек» и других документальных фильмов использовала на различных встречах в школах, на встречах во время фестивалей, когда рассказывала об истории тувинского театра и его артистах. А театр нельзя отделить от жизни республики! Он тоже - история Тувы. Например, говорю на встречах о тех временах, когда создали театр в 1936 году, а на экране показываю фрагмент документального фильма «15 лет ТНР». Благо современные технологии позволяют сделать и стоп-кадр, и вернуться назад...

В фильме «Люди голубых рек» что ни кадр - личность и история, история и личность. Это кладезь «живых картинок», где в кадре - Кок-оол, Олзей-оол, Мунзуки, Конгар, Лаптан, Намдара, Дамба-Даржаа, Намчыл, Мортай-оол, Сиин-оол, Дугержаа, Чолбеней, Сагды и другие. Живая история театра и развития республики! Вот в этом и ценность фильма «Люди голубых рек» и других. Они позволяют увидеть, оценить и проанализировать день вчерашний и сегодняшний. Позволяют воочию увидеть людей, которые отдали все свои знания и труд на благо процветания и развития родной Тувы.

А сейчас немного воспоминаний. Сиин-оол Лакпаевич Оюн играл в этом фильме Адара. В то время он уже был студентом режиссерского факультета Ленинградского театрального института, который окончил вместе с другими студийцами в 1955 году. Из восьмидесяти абитуриентов 13 человек прошли конкурс и среди них - Оюн. Его приняли в мастерскую Георгия Товстоногова, легендарного режиссера Большого драматического театра (БДТ) в Ленинграде.

Кадры из фильма, где отец Адара по фильму, Кавай-оол (его играет Олзей-оол) приезжает к сыну в Ленинград, снимались в павильоне студии Ленфильм. А Сиин-оол Лакпаевич уже настоящий студент! Он вспоминает, что его педагог, руководитель курса Г.Товстоногов всегда отпускал его на съемки с большим удовольствием.

В то время, когда он только поступил учиться, в столовой хлеб, соль, горчица всегда были на столе и всё это удовольствие - бесплатно! Он для экономии покупал стакан горячего сладкого чая и пил вприкуску с бесплатным хлебом. А по окончании съёмок фильма Сиин-оол Лакпаевич получил гонорар. Смеясь, он вспоминал, что купил пять пар кожаной обуви и раздал родным, а по приезду в Ленинград смог угостить своих сокурсников по-настоящему, как говорят - по мужски! Но хлеб уже был платным! Так что ему и ребятам бесплатно закусить не удалось!

И еще вспоминает С. Оюн с улыбкой, мол, сожалею, что мало в фильме кадров с моим участием. Всё кино только упоминали имя - Адар, Адар... А с возлюбленной моей по фильму, продолжает он, с Оюнмой, вообще не дали поговорить! Несколько совместных съёмок, несколько дублей... Всё! Не только в кино, но и во время съёмок ему не удалось нормально поговорить с замечательной и интересной актрисой В.Ван- Хан-Тин, которая исполняла роль Оюнмы.

Ближе к концу фильма по сюжету появляется Адар - Сиин-оол. Он верхом на лошади переплывает реку, которая вышла из берегов и бурлила. При одной из бесед я спросила его - не страшно было? Вода-то большая была? Ответил, что молодой был и горячий. А второе, продолжал он, умел управлять лошадьми с детства.

Действительно, съёмки на реке проходили в родных местах Сиин-оола Лакпаевича. Он сюда приезжал на каникулы к своей матери. В детстве уже с 9 лет сторожил коней молодых ребят, которые уходили гулять с подругами (ойтулаааш!). Так что Сиин-оол Лакпаевич действительно умел управлять лошадьми.

По его рассказам, этот эпизод через реку снимали несколько раз. Вода холодная, и потому полагались для артиста после «мокрых» съёмок так называемые «100 грамм», чтобы не заболел. А он же молодой и совсем не употреблял. Так рядом с ним всегда оказывались «помощники», им-то и доставалась «мужская жидкая радость».

А что касается в целом фильма, как считает актер, надо просто радоваться, что такой фильм есть. Есть у ветерана несбывшаяся мечта. Сиин-оол Лакпаевич имел большое желание собрать всех детей - театральных, бажын-алаакских ребятишек от мала до велика и элегестинских - кто принимал участие в съёмках этого фильма, пусть они даже лишь слегка соприкоснулись с творческим кинопроцессом...

Вот подошли к моим детским воспоминаниям. Действительно, театральной детворы было много на съемочной площадке и около нее, ведь на съёмках были задействованы в основном тувинские артисты. Хотя сегодня у многих возникает вопрос - почему же на некоторые заглавные роли приглашены не наши. Об этом история умалчивает, но можно предположить, что создатели фильма «Люди голубых рек» просто побоялась назначать на все роли артистов, у которых не было опыта работы в кино. Ведь это искусство имеет свою специфику.

Наталья Ажыкмаа-Рушева приехала на съемки с семьей. С Надеждой мы одного возраста и очень хотелось играть с ней, увлечь её какими-то играми, но увы.... Она совсем не отходила от своего папы Николая Константиновича Рушева.

Нас, детей артистов, постоянно занимали в каких- то массовых сценах. Если посмотрите фильм, там есть такой кадр (почти в начале картины): дети смотрят куда-то ввысь, а там, на самом верху столба, электрик работает. Среди любопытствующих детей - дочка Ольги Чыртапаевны Ензак Зоя, дочка Дмитрия Даваевича Дамба-Даржаа... А в кадре, где пацанята борются, победителем среди них стал сын Николая Кысыгбая Олег. Во время праздника в одном из кадров можно увидеть верблюда, а на нём сидят трое ребятишек. Один из них Олег Кысыгбай и две Гали. На первом плане - это Галя Лаптан, а посерединке сидит напуганная Галя Мунзук.

В период натурных съемок в Бажын-Алааке и на Элегесте помню, что мне постоянно хотелось бежать и кому-то помогать. Во-первых, интересно! А во-вторых, радовалась, что за Галей присматривали, и я свободно, с большим любопытством «летала» то туда, то сюда...

Но особенно мне нравился дружный общий стол, за которым кормили наших артистов и нас, конечно же. Царила атмосфера какого-то общего умиротворения, успокоения и радушия. Потом вновь начиналась суета. А вечерами устраивали веселые посиделки. В перерывах даже показывали небольшие концерты для жителей.

Для информации: «Люди голубых рек» («Ак-көк хемниң кижилери»)  - производство студии Ленфильм, 1959 год, 86 мин., цветной.  Режиссер: Андрей Николаевич Апсолон, автор сценария -  Леонид Васильевич Соловьев, советский писатель, сценарист, известный как автор дилогии о Ходже Насреддине, тувинские писатели Олег Сагаан-оол, Степан Сарыг-оол. Оператор: Музакир Эрамузович Шуруков, композитор: Надежда ( Шогакат Симоновна ) Симонян, Алексей Чыргал-оол. Автор текстов песен -  А.Апсолон, консультант - М.Момбужай, художник-А.Федотов.

Роли исполняли: Мерген - Чылбак-оол Мортай-оол, Эльбек Албаанович, отец Мергена - Петр  Николаев (бурятский актер), Делгер, дед Мергена  - Максим Мунзук, жена Делгера, мать Эльбека, бабушка Мергена - Найдан Гендунова (бурятская актриса), Оюнмаа – В.Ван-Хан-Тин (Валентина Дагбаева - бурятская актриса оперы и балета, позднее В.Абрамова - киновед), Кавай-оол - Николай Олзей-оол. В других ролях: жена Кавай-оола, мать Адара - Кара-Кыс Мунзук, Адар - Сиин-оол Оюн, Кускельдей - Елубай (Елеубай) Умурзаков (казахский актер), Павел Кузьмич, отец Кати - Георгий Черноволенко (актер Московского театра им. М.Ермоловой), Катя - Вера Карпова (актриса театра комедии им.Акимова), Дажи - Жуспек Турсунов (казахский актер), Довуккай - Олег Намдара, Лама - Виктор Шогжапович Кок-оол, врач в больнице - Алексей Боктаевич Чыргал-оол,  Комбу, борец на празднике "Наадым" - Дмитрий Дамба-Даржа. В эпизодических ролях артисты театра: С.Багай-оол, Г.Дугержаа, Д.Намчыл, О.Намдараа, А.Лаптан, Х.Конгар, О.Чолбеней, К.Сагды и другие.

Мерген возвращается в свою родную Туву. Он стал инженером и мечтает работать на благо родины. А Тува с каждым днём становится всё прекраснее: строятся новые дома, даже в самые отдалённые районы приходит электричество. Вот только председатель колхоза Эльбек никак не может понять, что через бурную горную реку нужно строить настоящий большой мост. А вот сын старого Кавай-оола Адар забыл своих земляков и остался в большом городе. Попытался было старик вернуть сына домой, да ничего у него не вышло. Тщетно ждёт Адара его невеста Оюнмаа, не нравится ей подхалим Дажи, который упорно сватается к ней. Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Разрушило водой старый мост через реку. Это заставило председателя согласиться на постройку нового моста. Одумался и Адар – вернулся на родину. Радостно встретили его друзья и невеста. 

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020