">

Хайыраан бот 1946 года

Хайыраан бот 1946 года

"Спектакль „Хайран-бот“ по праву пользуется симпатиями публики. В нем ярче, чем в других вещах, проявились актерские дарования молодых исполнителей, мастерство режиссуры, вдумчивый подход к трактовке каждой роли.

Успех спектакля объясняется еще и тем, что актеры почувствовали себя более свободно и уверенно в образах национальной литературы, им близок внутренний ритм жизни, быт, образ мышления действующих лиц. Это, безусловно, помогло создать образы большой жизненной силы.

Необходимо отметить прекрасное оформление сцены. Художник Н.К.Рушев добился того, что декорации полностью отвечают всем требованиям пьесы, написаны в реалистическо-живописном тоне, оформление и игра воспринимаются зрителем как неразрывное целое, как органическое единство.

Отраден факт появления в театре пьесы тувинского писателя. Некоторые усовершенствования и доделки в ходе работы делают спектакль более значительным и впечатляющим.

Е.Климов, газета «Сталинское племя» от 06 апреля 1946 года №23 (87)

Кто интересуется историей театра, владеют информацией, что постановка в полном формате легендарного спектакля Виктора Кок-оола “Хайыраан бот”  была осуществлена Иваном Яковлевом Исполневым в 1944 году в годы Театрально-музыкального училища (ТМУ). И считалось, что спектакль жил на сцене тувинского театра в исполневской трактовке  до конца 60-х годов, т.е. до тех пор, пока не влились в творческий состав  молодые артисты выпуска 1968 года ЛГИТМИКа. А прочитав заметку и сравнив программки, можно сказать, что П.Алексеев вводя новых исполнителей – все-таки внес своё видение в трактовку образов. Художественное оформление сцены тоже было другое. Художником постановки 1944 года был Василий Демин, то в 1946 году сценографией спектакля занимался уже Николай Рушев.

“Н.Рушев приехал в Туву в августе 1945 г., когда молодое самостоятельное государство Тувинская Народная Республика вошла в состав Советского Союза на правах автономной области РСФСР. Он был командирован Министерством культуры РСФСР главным художником в Тувинский областной муздрамтеатр. Молодой художник оформлял многие, ставшие теперь классикой тувинского театра, спектакли, такие как «Хайыраан бот», «Донгур-оол», «Бедность не порок», «Лекарь поневоле», большие концертные программы – «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Вальпургиева ночь» Гуно и др. По воспоминаниям тувинских артистов того времени, таких ярко характерных и современных оформлений спектаклей до Н. Рушева не было. Весь состав театра просто оживился, потому что музыка, декорации, костюмы были прекрасны и вдохновляли артистов”.    

                                          Вероника Ооржак, Национальный музей Республики Тыва.

На одной архивной фотографии имеется надпись, сделанная рукой Натальи Дойдаловны Ажыкмаа–Рушевой: “Н.Рушев у макета спектакля “Хайыраан бот, 1945”. И это зафиксированный момент – начальный этап работы над спектаклем. Также можно предположить, что среди них сидит и П.Алексеев. 

На программках к спектаклю «Хайыраан бот» ё945 года указаны  исполнители ролей с дублерами. Но там не видим имен Хургулек (Конгар) и Оржунмаа (Екатерина Кенденбиль), хотя в источниках по истории театра, публикацих и воспоминаниях учащихся театрально-музыкального училища упоминается – Хургулек и Оржунмаа, будучи студентами других отделений училища, были приглашены на роли Уран и Салбакай.

На роль главной героини была назначена Кара-Кыс Мунзук и по её воспоминаниям дублером действительно была Севильбаа Монгуш. Она была любимой ученицей Башкы Ивана Яковлевича Исполнева, обладала божественным даром перевоплощения, но Севильбаа сама отказалась выходить в этом образе на сцену, хотя репетировала вместе с Кара-Кыс.

На роль Седипа изначально был назначен молодой талантливый от природы и обладающий прекрасным голосом Алексей Тугур-оол, а дублером – Алексей Чыргал-оол. Шли репетиции. Но у Тугур-оола была одна страсть – уезжать домой на родину, в Овюр. Как соскучится по родному краю – все, ни какие уговоры не могли его остановить. По этому поводу было столько строгих разговоров с учителями, а среди однокурсников – шутки и смех. Скоро сдача спектакля, а Тугур-оола нет. Таким образом, Чыргал-оол в образе Седипа выходил в первом составе и играл до тех пор, пока не поступил в Казанскую консерваторию в 1951 году, оставив актерскую карьеру.

Даш-оол и Бышкак-Кара. Это молодые ребята, которые ухаживают за дочерьми Сарыг-Ашака – Уран и Салбакай. Но почему Даш-оол? Тувинские зрители привыкли слышать другое имя - Дулей-оол. Судя по всему это первоначально автор - Виктор Кок-оол, дал такое имя своему герою, а так как спектакль живой – он со временем сделал поправку.

А теперь об исполнителях роли Дулей-оола – в обеих программках нет имени Владимира Монгалбии – Народного артиста Тувинской АССР. О нем неоднократно писали и вспоминали коллеги, что эту роль ему доверили еще в 1944 году. Об этом вспоминала и Рамазанова Марьям Алексеевна, рассказывая о постановке «Хайыраан бота» в годы учебы в училище.

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020