Главный Дед Мороз Тувы

Главный Дед Мороз Тувы

Вспоминаю 60-е годы. Многие дети актеров побаивались Георгия Захаровича, в том числе и я. Он тогда был несколько суров, внешне. Содрогались порой от его сильного голоса. А в моменты эмоционального всплеска он размахивал своими большими и крепкими руками, мы старались спрятаться. Лишь позднее потеплели глаза Георгия Захаровича и, соответственно, поменялось и наше отношение. С годами пришло и понимание…

Родился Г.Черников в 1921 году в г.Воронеже. Трудная судьба досталась ему. Рано остался без матери. Благо вторая жена Захара Михайловича, отца маленького Жоры, заменила её. Была она цыганских кровей, звали её Граня (Аграфена). Но это были трудные времена – разруха, голод…

Семья пополнилась, и мальчишка остался без должного присмотра. В 1929 году отца посадили за неповиновение советской власти. В 8 лет он остался старшим мужиком в семье, и приходилось прилагать усилия для поисков заработка, чтобы прокормить семью.

 Затем улица засосала юного паренька. После начальных классов он попал в детскую колонию…Потрепала жизнь молодого человека…«Но на этом пути встречались Георгию Черникову замечательные с душевной щедростью люди. Князь — не удивляйтесь! — Оболенский. Режиссер и актер, член Союза писателей СССР Лазарь Шерешевский, Заслуженный деятель искусств РСФСР композитор Бинкин, талантливые артисты Аскаров, Каспаров, Юхин, которые, кстати, успешно работали у нас в театре. Эти люди разглядели в молодом Георгии настоящую одаренность, влюбленность в искусство и в жизнь». (М.Рамазанова, Тув.пр. от 15 апреля 1990г.)

Зимой 1940 года завербовался в Киев, работал на строительстве моста. Там он и встретил свою любовь – Лидию Бережную, которая впоследствии стала его женой. И там же застала его война. Молодого Георгия призвали в армию, воевал…

Часть, где служил Черников, попала в окружение под Харьковом. Получив контузию на одном из напряженных боёв, он вместе с другими попадает в плен. Направили в немецкий концлагерь, который находился в Дарнице. Это была зима 1941 года, а на следующий год удалось советским войскам осводить пленных и выйти из окружения.

Но в тяжелые военные годы к тем, кто попадал в плен, было отношение особое и занимался такими горе-воинами особый отдел. По рассмотрению этого отдела было принято особое решение – изолировать Георгия Черникова. Так в 1943 году  он попал в Печорлаг, затем Котласлаг, стройки в Коми, Тюмени, Салехарде и т.д.  С 1951 по 1955 год был на вольном поселении в пос.Ангарском Богучанского района. В 1956 году вернулся в Запорожье, а на следующий год приехал в с.Шушенское. Работал художественным руководителем в Доме культуры.

«Стояло лето 1957 года. На гастролях в Красноярском крае, в Шушенском районном Доме культуры, я по поручению тогдашнего директора тувинского театра А.Молчанова беседовала с молодой супружеской парой Черниковых, только что удостоенных звания лауреатов фестиваля самодеятельного искусства. Пригласила обоих на работу к нам в театр». (М.Рамазанова, Тув.пр. от 15 апреля 1990г.)

Именно с этого года он пришел работать в тувинский театр, где служил ему до конца своей жизни. Его приняли в русскую труппу.

Среди актерской среды просочилась информация из его биографии, что он сидел в лагерях… был в плену… И что скрывать – люди разные, начались пересуды… Георгию Захаровичу иногда приходилось выслушивать и прямые намеки – предатель! И это продолжалось, то утихая, то вновь поднимаясь, вплоть до 1990 года!

Можно только представить, как ему было трудно и больно.

«В зале Тувинского музыкально-драматического театра шло обычное профсоюзное собрание. Непривычно было лишь присутствие на нем постороннего человека, да еще военного. В конце собрания представитель военкомата вышел на авансцену и зачитал указ о награждении Георгия Захаровича Черникова за боевые заслуги в дни великих испытаний нашего Отечества орденом Отечественной войны второй степени.

Много аплодисментов за долгую ''актерскую жизнь пришлось на долю Георгия Черникова. Но когда на сцене офицер прикреплял орден к лацкану его пиджака, аплодисменты были необычными. Это был взрыв радости артистов и всех работников театра за своего коллегу, наконец-то, сорок четыре года спустя после Победы, удостоенного заслуженной им, как и миллионами участников войны, награды, признания их ратного труда». (М.Рамазанова Тув.пр. от 15 апреля 1990г.)

Возвращаясь к своим воспоминаниям через десятилетия думаешь: действительно, нелегкая судьба была у Георгия Захаровича. И мы, театральные дети, за внешней суровостью просто не видели ту боль, которая сидела у него внутри, как заноза, многие лета.

Г.3.Черниковым сыграно 156 ролей. Человек, не кончавший специальных театральных учебных заведений, но прошедший через горнило трудностей, невообразимые муки и страдания, стал известен как разносторонний артист. В любой роли, большой или малой, он умеет создать сценический характер. В этом, на мой взгляд, главное достоинство Черникова-актера.

Но актер — это не одни роли. Это человек, гражданин, личность. Знаю, как нелегко приходилось Георгию Захаровичу. Но он всегда был самим собой, крут нравом, мог срываться, резко, невзирая на лица, в глаза сказать, что не устраивает его в том или ином администраторе, режиссере. Но никогда не ронял человеческого достоинства.

"Не просто трудиться в театре. Там своя сложная специфика, все в одной «связке», словно скалолазы. И Георгий Захарович в этой связке десятилетиями был ведущим. Все летние гастроли мы, актеры, были под его руководством неизменного бригадира. И должна сказать, что все эти годы русская труппа не знала, что значит отсутствие зрителя — в Туве ли, в Хакасии или в Красноярском крае, — и тем более отмена спектакля! Ездили с малыми детьми — не с кем оставить, со своими подушками-раскладушками, кипятильниками, кастрюлями: в районных центрах не везде еще были гостиницы, да и в столовую не всегда попадешь... Георгий Захарович, едва остановится, бывало, наш автобус, отправлялся в райком партии, райисполком, сельсовет «выбивать» нам ночлег, возможность поесть. А пока мы подкреплялись и отдыхали, успевал и расклеить афиши, и договориться о зрителе..." (Марьям Рамазанова, «Тувинская правда» от 15 апреля 1990 г.

Зеркало помнит их образы

"Работала в русской труппе интересная семейная пара — Георгий Захарович и Лидия Лукинична Черниковы. Он встретил свою любовь ещё перед войной, но как-то не сложилось сразу, и только через 10 лет они связали свою жизнь на долгие лета. Лидию Лукиничну он называл Лада, моя Ладушка. Она родилась в театральной семье (была Лидия Бережная).

Очень любил детей и обожал женщин. Особенно свою Ладушку, ревновал без повода. Ухаживал за ней, пылинки сдувал. И на рынок, и в магазин, и на дачу — везде успевал! Лидия Лукинична была очень красивой, роскошной женщиной, замечательно пела. В спектакле «Шельменко — денщик» Г. Квитка-Основьяненко она играла дочь помещика, а в одном из лучших спектаклей того времени «Мораль пани Дульской» Г. Запольской играла Юлию. Запоминающая роль. Эта пара была яркая и любима тувинским зрителем.

А самой любимой ролью Георгия Захаровича был Дед Мороз. Главный Дедушка на новогодних утренниках. На открытие городской ёлки на чём только он не приезжал — на машине, на тройках и даже на вертолёте! Около гостиницы «Кызыл» была небольшая площадка, и вот на неё классный пилот Борис Дримба (друг нашего театра и актёров) сумел высадить героев, всех запорошило снегом, и ничего не было видно. А когда вертолёт поднялся, и снег стал оседать — все увидели Деда Мороза и Снегурочку! Какой был у всех восторг, а я очень переживала, чтобы бороду и усы не сорвало ветром! Но всё прошло отлично и запомнилось на всю жизнь".

Людмила Волошина, «Тувинская правда» от 12.03.2016 г.

Он же Гоша, он же Гога, он же Жора, он же Гора…

     "Деды Морозы у них в семье уже стали фамильной династией: Георгий Захарович – дед Мороз-старший, сын, Юрий Георгиевич, Заслуженный работник культуры Республики Тыва, руководитель детского хора музыкальной школы – Дед Мороз-средний, а Дед Мороз-младший – внук Георгий, студент кызыльского училища искусств.

       Внучка Маша, пятиклассница лицея №15, с первого класса – Снегурочка на елках, вместе с папой-Морозом. Внуку Саше, восьмикласснику тува-турецкого лицея, больше удаются характерные роли – вместе с мамой Натальей Борисовной (она преподаватель теории музыки) они на новогодних утренниках перевоплощаются в самых разных сказочных героев.

       Вся семья – музыкальная. В свое время дети Георгия Захаровича Юра и Аня закончили кызыльскую детскую музыкальную школу по классу фортепиано, потом училище искусств (сейчас Анна Георгиевна – искусствовед, преподает историю искусств в Запорожском университете, на родине мамы).

       И своим детям, так же, как ему отец, Юрий Георгиевич привил любовь к музыке. Георгий играет на фортепиано и аккордеоне, Саша и Маша ходят в музыкальную школу, играют на фортепиано. И постоянно к семейному новогоднему празднику готовят домашние представления.

      Многие дети, столкнувшись с тем, что музыка – это, оказывается, огромный труд, бросают “музыкалку”. А в этой семье таких вопросов даже не возникает – это от деда пошло: делай честно свое дело, взялся – доводи до конца".

Надежда Антуфьева, «Центр Азии» №№ 15,16,17 за апрель 2002 года

 

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020