Актер, боец, завпост

Актер, боец, завпост

Василия Семеновича Митряшкина в театрально-музыкальное училище (ТМУ) приняли в 1940 году, о чем свидетельствует его личное дело. Руководитель ТМУ, режиссер-педагог Иван Яковлевич Исполнев целенаправленно (на перспективу!) набирал русскую молодежь для обучения азам театрального искусства. Эта была одна из задач педагога. Историческая общая фотография начала 1942 года подтверждает, что русских ребят среди учащихся ТМУ было много.

Набирали в училище не сразу целой группой (студией, как мы сегодня говорим и представляем), а постепенно. Его состав ежегодно пополнялся молодежью.

Наряду с обучением художественных кадров театр-студия с первого же года начал работу по воспитанию квалифицированных работников театра. Практическую помощь в этом деле оказывал Красноярский краевой драматический театр.

Василия Семеновича Митряшкина приняли на актерско-драматическое отделение. Несмотря на напряженное расписание занятий, репетиций, выездов, он в перерыве всегда посещал уроки, где готовили театральных работников других профессий. Здесь проявилась его внутренняя хозяйственная жилка. Эти знания ему пригодились в дальнейшем, когда пригласили его на должность заведующего постановочной частью театра.

Митряшкин свободно общался на тувинском языке, и сей факт в училище был на пользу всем – и педагогам и сокурсникам, ведь многие из них совсем не владели русским языком.

Тува, будучи отдельным государством – ТНР, объявила войну гитлеровской Германии сразу же после вероломного нападения, в июне. И весь тувинский народ оказывал всяческую помощь стране Советов. Коллектив театра тоже присоединился ко всем акциям того времени. Студийцы, одновременно обучаясь в училище, готовили различные литературно-музыкальные композиции под руководством своих педагогов на тему войны. А молодые ребята, переполненные духом того времени рвались на фронт. И среди них был Митряшкин Василий Семенович.

В 1942 году в мае, по окончании двух курсов театрального училища (ТМУ), молодой Василий был призван в армию и отправлен в центр мобилизации призывников в город Красноярск. Именно там проходили обучение молодые бойцы, а затем их отправляли на фронт. В это же время ушли на фронт его однокурсники С.Накурдин, А.Гладышева, М.Пешкин и Осердцов.

Из воспоминаний В.Митряшкина, опубликованные через 40 лет весной 1985 года в газете «Тувинская правда»:

«Первый бой принял в Калининской области. А оттуда потянулась ниточка долгой солдатской дороги – Смоленщина, Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия, Польша, наконец – Германия.

На многих ответственных участках побывал наш 144-й артиллерийский полк резерва Главного командования, форсировал Днепр, Вислу и Одер. Но важнейшим отрезком этого нелегкого пути стало участие в операции по взятию фашистского логова – Берлина, а именно одного из его пригородов Ораиненбурга. Это было как раз в канун 1 мая. Ожесточенные близким поражением, гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Мы же, воодушевленные скорой победой, шли вперед.

Будучи комсоргом дивизиона, я часто собирал молодых бойцов, чтобы обсудить итоги боя или атаки, подготовить к предстоящему сражению. И на этих коротких, во время не больших передышек – собраниях, и непосредственно в бою ярко проявлялись лучшие качества ребят – бесстрашие, мужество, стойкость, готовность помочь товарищу в трудную минуту. Навсегда запомнил их: Миша Воронин, Володя Бурцев, Виктор Долбыч. Многие годы после войны не теряли мы связи с Сашей Носиком, который там, в огне и дыму, был поистине душой подразделения – общительным, веселым, легким и вместе с тем тонко чувствующим человеком. Часто вспоминали мы с ним своих боевых друзей, по сути дела, безусых мальчишек, чью юность перечеркнула война. Сколько их осталось лежать в чужой земле, сколько плакало по ним матерей, сколько невест не смогли встретить своих суженых… Уходят один за другим и те, кто живым дошел до Победы.

Часто зовут меня в гости пионеры и комсомольцы Кызыла, просят поведать о суровом времени. И всякий раз я рассказываю им о тех самых мальчишках, ставших освободителями Европы, рядом с которыми дошагал и я до Берлина. Они выдержали не только опасные бои, но и страшное зрелище испепеленных деревень, разрушенных городов, измученных годами фашистской неволи людей. Самое удивительное -  не было в них злобы. Да, мстили врагу за поруганную Отчизну, но хранили способность к великим чувствам: состраданию и любви. И никогда не  поднимали руку на пленных. А останавливаясь в очередном городе, зазывали немецких ребятишек, раздавали им конфеты, искренне радовались безоблачной открытости детских глаз и еще больше проникались переполняющим сердце острым ожиданием нашей Победы. Наверное, это всепобеждающая щедрость души, человеколюбие, точно впитанное с молоком матери, помогли этим ребятам вынести на своих плечах всё, отпущенное войной.

…Мы смотрели на руины поверженного Берлина и не могли понять: для чего же нужны были эти четыре страшных года, до краёв наполненных болью? Кругом безмятежно голубело небо, цвели уцелевшие кое-где сады, и в них (вот чудо!) совсем по-мирному пели птицы. И так резок, так неестественен и суров был этот контраст почерневшего от пожарищ огромного города и   светло распускающейся весны, что каждый из нас пережил тогда поистине неповторимые и непередаваемые словами чувства».

Василий Семенович демобилизовался в 1946 году и вернулся в Туву. По возвращению на малую родину он приступил к работе в театре в качестве актера русской труппы. Им сыграно много разных ролей. Но мне он особенно запомнился и понравился в спектакле «Осуществленная мечта» С.Тока в постановке Е.Меркуловича и режиссера М.Мунзука. Видела Василия Семеновича во многих других спектаклях, но в то время моими любимчиками русской труппы были другие актеры. А в «Осуществленной мечте» В.Митряшкин в роли Николая Иванова,  а  Н.Шеховцев в роли агронома Сергеева, как-то по особому выделялись, были выразительными и неповторимыми. И все потому, что говорили на тувинском языке! И эта деталь придавала их образам особый колорит. Да и зрителям они очень нравились. Помню на гастролях многие из них после спектаклей, особенно ребятня так и бегали за ними, расспрашивали о чем-то… В свою очередь актеры Василий Семенович и Николай Никитич не отказывались общаться с ними и весело рассказывали разные истории.  Оба актера работали потом заведующими постановочной частью театра, но, тем не менее, их актерский опыт режиссеры использовали неоднократно в других спектаклях.

Из воспоминаний дочери Василия Семеновича Галины: «Папа родился 19 апреля 1919 года в селе Атамановка Урянхайского края, куда семья перебралась в суровые годы гражданской войны из России, спасаясь от голода и разрухи. Его отец, Семен Ермолаевич, был председателем Атамановского совета крестьянских депутатов. К нему за помощью и поддержкой обращались как русские крестьяне, так и тувинские араты.  Мать, Татьяна Кузьминична, вела хозяйство в многодетной семье, где папа, Василий Семенович, был пятым ребенком. Родной брат матери, Кочетов Сергей Кузьмич, командир Красной гвардии сражался с колчаковцами за Советскую власть в годы гражданской войны в Урянхае. Его именем названа одна из главных улиц г.Кызыла.

Детство папы проходило в крестьянском труде, дети помогали родителям пахать и сеять землю. Жили дружно, играли и с русскими, и с тувинскими детьми. Отсюда и знание тувинского языка. Затем семья переехала на жительство в Кызыл, где папа закончил 7 классов, затем работал наборщиком в типографии. В 1940 году поступил в театрально-музыкальное училище.

Папа всю свою жизнь трудился в муздрамтеатре – актером и заведующим постановочной частью. А выйдя на пенсию, он продолжал работать вахтером в художественно-производственных мастерских театра.

Я, сколько себя помню, постоянно пропадала в театре, знала все его уголки, всех актеров, весь персонал. Мы семьей часто ходили на спектакли, концерты. Это было счастливое, незабываемое время нашего детства. Часто гостями нашего дома по уд. Красноармейской, были папины коллеги, отмечали праздники, пели песни, танцевали, общались. Мама была очень гостеприимной, пекла пироги и торты.

Никогда не забуду наши поездки за ягодой и грибами на маленьком театральном автобусе и он всех смешил своими байками. Мы всегда возвращались с «добычей», т.к. папа всегда мог спросить на тувинском языке любого кочевника, где тут ягодные места и ему из уважения они всегда показывали дорогу.

Папа очень любил фронтовую песню «Эх, дороги…» и когда его не стало в 1993 году, мы часто её пели и знали, что он нас слышит. Ведь дорога Василия Семеновича Митряшкина – скромного труженика, воина, преданного сына своей Родины – была не напрасной, является примером для потомков. Мы им гордимся! И благодарим за мирную жизнь. Он навсегда в наших сердцах!»

Из воспоминаний внучки Василия Семеновича Елены Белоноговой:

«До сих пор у меня хранится покрывало из белого хлопка, привезенное дедом из Берлина. Для меня это память.  Дедушка всегда курил Беломорканал, видимо это привычка сформировалась у него с войны. Такой способ получить короткое расслабление от забот.  Спал и зимой и летом под пуховым одеялом и любил греться у печи. Несмотря на то, что вырос в суровом климате, все время говорил, что «спина мерзнет» и любил согреться. Любил песни военных лет, пел их...»

Василий Семёнович Митряшкин родом из Атамановки (ныне с.Кочетово Тандинского кожууна - именно здесь в 1921 году с 13 по 16 августа проходил Всетувинский учредительный хурал, на котором была принята первая Конституция и провозглашена Тувинская Народная Республика). Само время,  место, кровное родство с такой легендарной личностью, как Сергей Кузьмич Кочетов – всё вкупе предопределило его характер, нрав и повлияло на становление Василия Семеновича Митряшкина, как личности. Он был поистине большим ЧЕЛОВЕКОМ, с добрым сердцем. Искренне любил свою землю, родных, друзей и коллег.

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020