Первая швея костюмерной мастерской театра

Первая швея костюмерной мастерской театра

В годы становления театра не было пошивочного цеха, при необходимости с костюмами оказывали помощь работники Клуба советских граждан, а также находили костюмы из числа конфискованных вещей. Во второй половине 30-х годов прошлого века в Кызыле открыли швейную мастерскую (прим. позднее стала фабрикой) и театр иногда обращался к их работникам за помощью. А когда уже приступили к постановкам учебных спектаклей в ТМУ, появилась необходимость создания своего пошивочного цеха.

Высокая, молодая Мария Соболева – это девичья фамилия Чемезовой, приехала в Туву в 1933 году в августе месяце вместе с отцом, он по профессии строитель. В то время во всех отраслях хозяйства не хватало специалистов, и Павла Соболева пригласили по программе СССР с целью оказания помощи молодой республике. По приезду в Кызыл Мария устроилась работать в швейную  мастерскую. Затем вышла замуж за Иннокентия Чемезова – пекарь, тоже приглашенный специалист из Советского Союза. По основной профессии работал в воинской части. В 1939 году по приказу его направили работать в Чадан, и молодая жена уехала вместе с ним. Мария закройщица-швея была устроена на работу в  швейную мастерскую, где обучала этой профессии молодых тувиночек, одновременно исполняя обязанности швеи.

Затем вернулись в Кызыл и Марию Павловну пригласили работать в театр в швейный цех. Интересны рукописные воспоминания сына М.Чемезовой - Виктора Иннокентьевича.

«В 1941 году мама была приглашена в пошивочный цех Тувинского национального  театра в качестве портнихи. В то время театр находился в старом здании музея. Она работала на втором этаже с одним окном, как в тереме. Моё детство, если можно так сказать, прошло на подмостках театра. Мама часто брала меня с собой, а будучи учеником школы №1 я прибегал к ней.. Знал все закоулки в  театре, видел жизнь артистов наяву. Считался как бы сыном театра. Спектакли кончались поздно, и я засыпал на ворохах одежды артистов в пошивочной.    

 Чуть старше подумывал стать артистом. Казалось бы, мечта должна была осуществиться. К нам в пединститут в 1960 году пришел режиссер нашего театра Цоглин М.И. Под его руководством были поставлены две пьесы. Художником был Каширов Н.П. - тоже из театра. В спектакле «Два цвета» ( А.Зак, И.Кузнецов, пьеса в двух действиях) я сыграл роль главного героя – комсомольца Шурика Горяева, геройски погибшего от рук бандитов в г. Ногинске. Но, в конце концов, артистом не стал. Переборол спорт. Однако я часто выступал в художественной самодеятельности, и приходилось выступать на сцене родного муздрамтеатра, ездить с концертами по Туве.

С добротой мама вспоминает русских специалистов: А.Аксенова, Тольского, Р.Мироновича, И.Исполнева, И.Забродина. А.Шатин собрал танцевальную группу. В числе девушек была юная, одна из первых тувинских балерин Наталья Дойдаловна Ажыкмаа, мама художницы Надежды Рушевой. Чуть позже приехал Рушев Н.К., будущий муж балерины. Он стал художником театра. Я много лет выписывал журнал «Техника молодежи», который на протяжении многих лет оформлял Н.К.Рушев.

А.В.Шатин поставил первый тувинский танец «Звенящая нежность», который исполнялся под музыку А.Аксенова, а также танцы «Декей-оо», «Эртен» и другие. Как радовалась мама, когда узнала, что танец «Звенящая нежность» был удостоен серебряной медали на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Живя в Москве, Н.Д.Ажыкмаа редко приезжала в Туву. В один из таких приездов мама встретилась с ней – «Неужели это та Маруся?». Действительно, это была та Маруся, которой любимая балерина дала расписку: «У Маруси я взяла костюм танец «радости». Ажыкмаа, 10 апреля 1947 г.» Расписка была написана на программе к спектаклю «Назар Стодоля».

Когда мама стала заведующей костюмерной мастерской, она твердо решила -  пойду учиться, т.к. чувствовала маловато грамоты. Она идет в вечернюю школу взрослых и с отличием заканчивает, а ей уже было за 30 лет. Классный руководитель Коптева Л.Д сказала о маме: «Самая лучшая ученица».

Мама шила костюмы к спектаклям «Хайыраан-бот», «Тонгур-оол», «Бедность не порок», «Женитьба», «Егор Булычев», «Бесприданница», «Молодая гвардия», «Нашествие», «Как закалялась сталь». Маме помогали Т.Симакова, Е.Новоселова. Ряд спектаклей были поставлены на сцене Клуба им.Сталина (ныне филармония). Пошивочный цех, склады находились в подвальном помещении. Это было полутемное помещение, везде и всюду были развешены костюмы, на полках лежали большие куски различных материй: шелк, бархат, плюш, сукно. Шили на старинных машинках «Зингер».

Мама шила костюмы для артистов, для цирковой и танцевальной  групп. Для нее не было непреодолимых задач. Она могла сшить фрак, камзол, свадебное платье, военную форму и т.д. разных времен и эпох.     Помнила и артистов русской труппы: Шеховцева Н.И., Рыбалкову Е.И., Тетюхина П.И., Мироновича Н.П., Осердцова М.Я., Кудрина П.Н., Митряшкина В., М.Рамазанову.

Закончилась война. А мама продолжала ждать отца, который ушел на фронт. Приходили одни похоронки. Я с сестрой Софьей тоже не верили в гибель отца. Писали письма в Латвию, в архив Минобороны СССР. Это продолжалось до 1969 года. И вот мама получает письмо из поселка Сунтажи Огрского района Латвийской ССР. Пионеры местной школы-интерната сообщили, что на братском кладбище  находится и могила Иннокентия Степановича Чемезова. В день Победы 1970 года мама приехала в Сунтажи. Её тепло встретили учителя и пионеры. На могиле отца побывала вся наша семья. Эти поездки продолжались до 1995 года.

В 1977 году музыкально-драматический театр им.В.Кок-оола получил отличный подарок – новое современное здание. На протяжении строительства в быстрейшем его окончании принимала участие Зоя – невестка мамы. В то время она работала инженером ПТО СУ «Кызылстрой». Мама нетерпеливо спрашивала Зою - когда будет завершена стройка.

И вот этот момент наступил. «Эх, было бы хорошее зрение, пошла бы работать - помогать молодым швеям. Какие добротные хоромы построили» - и мама добавила – «Те, кто будет работать, свято берегли бы и хранили старые традиции старших и помнили о них».

Мама 15 мая 2004 года была приглашена в театр, где отмечали 100-летие со дня рождения создателя первого танца «Звенящая нежность А.В.Шатина. Не забыли старенькую портниху. С гордостью вспоминала мама о том, как шила костюмы для актеров, артистам цирка и танцовщицам».

Это воспоминания сына Марии Павловны, Виктора. А есть у нее еще дочь Софья Иннокентьевна Крыцына, на одной из очередных встреч она рассказала нам интересную историю. Жила их семья по ул. Мугур, 24, дом построил отец - Иннокентий Степанович. Держали хозяйство, пасли скот не далеко от дома - ул. Красноармейской тогда не было и в помине. А за двором их дома находились военные склады красных партизан. В начале сороковых пришло время их сносить. Молодые студенты Театрально-музыкального училища (ТМУ) помогали их разбирать, после репетиций и учебы они приходили и быстренько дружно расправлялись с работой. А потом Мария Павловна  с большой любовью и радостью кормила всех. Наварит котел картошки, поставит на стол соленья, хлеб… Это были незабываемые вечера с шутками-прибаутками и песнями. Позднее молодые студенты помогали просто по хозяйству.

Племянник М.П.Чемезовой Матюшов Анатолий Александрович – сын её сестры Татьяны Павловны, был один из первых артистов русской труппы, учился в училище (ТМУ) вместе с М.Рамазановой, Н.Филатовой, П.Кудриным и другими.  Пришел в училище в 1942 году. Во время постановки учебных спектаклей А.Матюшов исполнял обязанности помощника режиссера. По окончании училища Анатолий Александрович продолжал работать помощником режиссера и актером до 1948 года.

Материалы о М.П.Чемезовой в архив Национального театра РТ были переданы детьми Марии Павловны, и ТЕАТР  благодарит семью за ценный подарок.

  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020