">

Рождение тувинского театра

Рождение тувинского театра

"В результате двухлетней учебной работы по мастерству актера, театр показал ряд спектаклей: „Мятеж" Фурманова, „Тонгур-оол" Тока, „Opyувус шак ындыг" Пюрбю и несколько одноактных советских пьес об отечественной войне. Героический спектакль «Мятеж“ (Уймен) Фурманова и Поливанова воскресил перед аратами один из волнующих эпизодов борьбы за советскую власть в Средней Азии. Этот первый большой спектакль театра-студии был поставлен к XII Съезду Тувинской Народно-Революционной партии.

 Сам процесс работы над пьесой „Мятеж", продолжавшийся около 4-х месяцев, явился большой школой политического и художественного воспитания учеников студии. Была специально составлена карта Средней Азии, которая наглядно показывала места всех событий, связанных с содержанием этой пьесы. Были организованы специальные военные занятия, которые проводились со всеми учениками театра-студии. В дни работы над спектаклем „Мятеж" театр-студия жил кипучей военной жизнью. Эта военная выучка имела для всего коллектива исключительное значение, помогает театру и сейчас в дальнейшей работе.

Постановка пьесы тов. Тока „Тонгюр-оол"— вторая большая работа театра студии. Пьеса, отображающая борьбу Тувинской Народной Революционной партии, рассказывающая о бдительности и борьбе с притаившимися врагами—феодалами, явилась хорошим драматургическим материалом, который позволил театру-студии создать глубоко реалистический спектакль, насыщенный народными песнями.

Яркие образы, выведенные в пьесе — самого Тонгюр-оола, Сандака, Семис-Ламы, Сержинмы, старика Чонука, как носителя народной мудрости и его лучших устремлений - также дали молодым ученикам богатый материал для творческого воплощения их на сцене.

Этот спектакль, благодаря напряженности развертывания действия, занимательности фабулы пьесы, органическому развитию каждого образа по ходу действия от первой и до последней картины, а также яркой и непосредственной игре молодого актерского коллектива — имеет всегда самый горячий заслуженный прием у зрителя. Его знает и любит вся страна. В первые дни показа спектакля в антрактах можно было, например, слышать такие замечания зрителя о спектакле: „Оказывается, это так же интересно, как кино". Это сравнение было естественно, потому что, кроме кино, ничего интересного в области театральных представлений до того времени арат не видел.

Третий спектакль театра-студии - пьеса С. Пюрбю «Opyувус шак ындыг» („Таков наш путь"). В этой пьесе показывается подробная работа агентуры врага среди ревсомола. Сын ламы Taба-Даржа пролез в низовую ячейку ревсомола и повел там вредительскую работу. Он убивает сторожа магазина и пытается отравить приехавшего из Москвы Томюра и секретаря ячейки Серенму. Сам лама и феодал Кувандык оплели сетью лжи и обмана pядового партийца Хамнаарака; его руками они поджигали аратские стога сена. Разоблаченные враги пытались скрыться, но, пойманные поличным, предстали перед судом народа.

В этом сезоне театр поставил на тувинском языке большую советскую патриотическую пьесу К.Симонова «Русские люди», идущую в крупнейших театрах Советского Союза. Пьеса идет в переводе 0.Саган-оола и С.Сарыг-оола под редакцией С.Пюрбю. Само качество перевода этой пьесы резко отличается от перевода поставленной ранее пьесы „Мятеж". Это одно уже показывает дальнейший рост мастерства тувинских писателей, рост национального искусства. Работа театра над постановкой этой пьесы также проходила на более высоком идейно-художественном уровне.

Характерным для актерского исполнения спектакля „Русские люди" является ансамбль. Все роли, начиная от самых больших— Сафонов, Васин, Глоба и др.— и кончая выходными ролями без слов, старательно изучены и исполнены учениками с большой художественной правдой.

 Значительным этапом в овладении актерской техникой и в росте общей театральной культуры учеников является работа над пьесой Мольера „Лекарь поневоле". Молодежь с увлечением осуществляет свое первое знакомство с наследием мировой классической драматургии. Яркая, несколько необычная, театральная форма будущего спектакля, биография самого Мольера, с которой ученики знакомятся в процессе работы над пьесой, беседы о Франции эпохи Мольера, костюм и все остальное, связанное с постановкой этого спектакля,— пробуждает в учащихся огромный познавательный интерес. Эту постановку театр должен закончить в 1943 году.

С первого дня вероломного нападения германского фашизма на Советский Союз, театр перестроил свою производственную работу на военный лад. Активно участвовали в Акциях по сбору средств для оказания помощи фронту. Опыт работы по созданию музыкально-театральных монтажей: „Все силы на разгром врага“, „Чылча шавар“, „Партизаны", „У колхозного села", „Малчин арат" и др.— подсказывает театру и в дальнейшем использовать эту испытанную на фронте культуры гибкую форму представления, которая содействует мобилизации сознания трудящихся масс на разгром ненавистного врага.

Так называемая „малая форма" вообще занимает большое место в учебно-производственной работе театра. Музыкально-драматическое антре „Тик-Так" в первый же год своего рождения завоевало у зрителя исключительную любовь. Было сделано три варианта «Тик-Так» — охотничий, школьный и физкультурный.

Художественное чтение, танец, частушка, музыкально-вокальные сценки («Канчаар, аккый»), сатирический этюд («Шопот в Берлине»), сольное и „гортанное" пение и др. эстрадные формы на тувинском и русском языках прочно укрепились в программах концертов театра.

Занятия по музыкальному воспитанию учащихся подняли культуру хорового пения. Из одноголосного, каким хор был раньше, сейчас перешел к двух и трехголосному исполнению. Советская песня прочно входит в репертуар театра. Рождается новая тувинская песня. Молодые национальные композиторы — Кок-оол, Мунзук, Чыргал-оол, Лаптан и другие, дали за последние годы большое количество новых песен и которые сейчас поются во всех уголках республики. Песню о Сталине, песню о Токе — Мунзука, «Аныяктар», «Чуртум бо тур», «Пионер чараш» Кок-оола знают все, от мала велика. Большой популярностью пользуются также песни на слова Сарыг-оола  «Чилча шавар», «Аъттыг шериг» (Конная армия) поэта Пюрбю, «Тулчушкунче» (В бой), «Кызыл шеригге ынак тур», (Любимая Красная Армия), написанные инструктором-дирижером духового оркестра Военмина ТНР, Л.Израилевичем.

 Однако следует отметить, что композиторы мало еще удаляют внимания использованию в работе театра-студии старой народной тувинской песни. Богатейший источник песенного народного творчества далеко недостаточно используется в творчестве самих композиторов. Репертуар солистов-певцов также очень однообразен и вращаются вокруг десятка уже хорошо известных зрителю народных мелодий. Одна из причин данного явления коренится в отсутствии новых текстов старых народных песен. Видимо, первоначальные слова созданные аратами при рождении песни, давно отмерли, а мелодия песни продолжала звучать в народе на долгие годы, и каждый исполняющий в дальнейшем подбирал к этой мелодии свои собственные слова!  Для возрождения народной песни необходимо в данное время тесное сотрудничество в работе поэта, фольклориста и композитора.

Далее, необходимо отметить новые опыты создания массового национального танца. Театром поставлено два новых танца, основанных на производственных и игровых элементах жизни тувинского народа. Первый танец «Xypeш» изображает традиционное состязание тувинских борцов в день национального праздника.   Второй танец «Тук салыр» воспроизводит процесс изготовления кошмы, которая, как известно, имеет самое широкое применение в хозяйстве арата.

 Если первый танец «Хуреш» только мужской, то второй - «Тук салыр» исполняют мужчины и женщины (12 — 16 человек) поровну. Часть женщин одета в синие шелковые халаты-платья с белой отделкой и белым длинным поясом, это черная шерсть, другая часть - в белые халаты-платья с синим поясом и отделкой — белая шерсть. Танец начинают мужчины. Они весело выходят со всех сторон, а сходятся в центре и как бы готовят место для будущей работы и в разгар подготовки появляются женщины, держа на плече шерсть. Все опускаются на одно колено и начинают бить шерсть палкой правой и левой рукой по очереди и обеими руками вместе переворачивают и снова бьют. Затем мужчины скрываются, а женщины скатывают шерсть, растягивают ее из стороны в сторону и затем уходят, унося сбитую шерсть.

Во второй части танца на сцену выходят женщины в белых халатах, держа руки над головою, и расстилают белую шерсть, к ним подходят женщины в синем одеянии и кладут второй слой из черной шерсти, белые уходят и возвращаются с водою, которой обрызгивают расстеленную шерсть. Построившись, опять вперемежку (белая-черная), скатывают всю шерсть в огромный вал и подшивают край; процесс шитья идет на песне, которую поют не только танцующие девушки, но и все окружающие араты. Танец исполняется под мелодию старинной народной песни «Арты сайыр».

Большое значение в жизни театра-студии и воспитании творческого коллектива имеют летние поездки по хошунам республики. Они являются частью общей учебно-производственной работы. Во время поездок отдельных бригад театр-студия несет в гущу аратской массы рождающееся национальное искусство и культуру, изучает вкусы и запросы своего зрителя, а также собирает народный фольклор - песни и сказки.

 За лето 1941 года наши бригады дали более 100 выступлений, охватив до 2 500 человек. Значительное количество этих выступлений проходило в местах летних кочевий на открытом воздухе в непосредственной близости к аратам.

Летом 1942 года, в дни призыва в ряды Красной Армии советских граждан, проживающих в Туве, бригада театра-студии дала большое количество выступлений для призывников и их семей, как в Кызыле, так и в отдельных хошунах и сумонах. Были дни, когда бригады давали по 3 концерта в день, причем в различных населенных пунктах.

Исключительный интерес вызывают среди аратских масс эти концерты и спектакли театра студии. Поездки учеников театра на дальние окраины страны для местного населения превращаются в праздник. Бригаду учеников араты встречают на местах, как своих родных братьев и сестер.

Большим успехом у зрителей пользуются наши цирковые номера: жонглирование, акробаты, новые народные танцы, одноактные пьесы.

Летом 1942 года одна бригада театра-студии выезжала в Тоджинский хошун. Несмотря на большие трудности сообщения, участникам бригады пришлось ехать туда по высокогорной тайге на верховых лошадях, а оттуда возвращаться по Большому  Енисею на плоту. Бригада посетила все сумоны и проделала там большую работу.  «Во всех деревнях - пишет в «Тувинской правде» (№ 72 за 1942 г,) участница бригады т.М. Рамазанова, - кроме производственной работы, мы вели политико-воспитательную и культурно-массовую работу. Проводили беседы с женщинами и детьми. Разучивали новые песни, частушки, помогали налаживать работу в самодеятельных кружках».

Через два года театр-студия даст первый выпуск художественных и технических кадров театра в количестве 80-90 человек, куда войдут: артисты-режиссеры, солисты-певцы, артисты, музыканты, баянисты, танцоры, помрежиссеры, электроосветители, бутафоры, машинист сцены и др.

В ближайшие два года театр-студия предусматривает создание и осуществление постановки исторической драмы, по материалам восстания Алдан Маадыр (Шестидесяти Богатырей) и первой национальной музыкальной комедии.

В целях дальнейшего развития в стране музыкально-вокального и балетного искусства в 1943 году при театре-студии организованы: оркестр национальных инструментов и хореографическая группа. Руководят этими группами высококвалифицированные, прибывшие в 1943 году, советские театральные работники. Это товарищи Р.Миронович (дирижер), А.Шатин  (балетмейстер) и С.Булатов (хормейстер)».

И.Исполнев «Рождение тувинского театра»

Из журнала «Под знаменем Ленина и Сталина» №1-2, 1943 г., ТИГПИ КФ №3024

Имя Исполнева должно быть вписано золотыми буквами в историю становления тувинского театра. Это как первый учитель у каждого из нас, который по велению сердца и в силу своей профессии ведет нас к познанию окружающего мира. Его статья «Рождение тувинского  театра» в журнале «Под знаменем Ленина - Сталина» 1943 года - это  работа одного из первых исследователей истоков и элементов  театрального искусства в тувинском фольклоре, бытовых и религиозных обрядах.

Иван Яковлевич приехал в Туву в 1940 году, наверняка, до этого времени он был далек в своих познаниях о такой далекой и новой для него стране. Если бы это было иначе – были бы хоть какие-нибудь упоминания в его дневниках о заинтересованности Исполнева по изучению истории республики до прибытия в Туву.

Прошло два года, и вышла его статья в журнале. Отсюда следует, что Иван Яковлевич Исполнев за этот период не только обучал студентов училища (ТМУ), но и занимался исследовательской деятельностью. Его большой труд в становлении профессионального театра у нас в республике еще не до  конца осмыслен и оценен. 

Из рукописи М.Мунзука имеем возможность познакомиться с программой обучения в ТМУ - Театрально-музыкальном училище в 1940-1945 годы. В связи с тем, что среди студентов в основном были ребята с начальным образованием, одновременно со специальными предметами они изучали еще общеобразовательные.

Специалисты из СССР, которых Правительство ТНР пригласило для обучения театральному искусству – И.Исполнев, А.Аксенов, А.Шатин, Р.Мироновичи др., очень серьезно относились к обучению. Такое отношение было и со стороны самих студентов. Они с большим энтузиазмом и рвением постигали всё новое.

Придавая огромное политическое и культурное значение развитию национального театра, партия и правительство ТНР принимают ряд решений, стимулирующих рост театра. С осени 1940 года студия была реорганизована в Музыкально-драматический театр-студию, по типу советских театральных студий, с четырехлетним учебно-производственным курсом обучения. Количество учащихся первого набора было доведено до 30 человек, в дальнейшем состав студии ежегодно пополнялся. Основной костяк студентов составляли студийцы, принятые в 1936 году.

Со 2-го года обучения театр-студия начал давать регулярные, еженедельные выступления в театре и по радио. В летние месяцы бригады театра выезжали по хошунам и сумонам. За 3 года театр-студия обслужил почти всю республику.

Согласно постановлению Совета Министров ТНР и ЦК ТНРП от 19 января 1944 года, музыкально-драматический театр-студия реорганизован в Государственное театрально-музыкальное училище с пятью отделениями: драматическим, вокально-хоровым, хореографическим, оркестровым и цирковым и подчинено Министерству Народного просвещения. К 15 февраля 1944 года всего обучалось в училище 120 человек.      

                                                                                                                                      Светлана Мунзук

  • Иван Исполнев
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020