Создание и становление театра

Создание и становление театра

В 20-х и 30-х годах прошлого столетия Тувинская народно-революционная армия Тувинской Народной Республики и Клуб советских граждан – это были своеобразные центры культурного развития молодой республики. Всё новое познавалось, пробовалось и осуществлялось именно там. Там зарождались в душах молодых тувинцев желания и мечты творить.

Хочется отметить общую атмосферу того времени. Все молодые, задорные, любопытные, энергичные! Когда шла подготовка к новым постановкам, концертам в творческом процессе принимали активное участие буквально все. Шла коллективная работа! Каждый привносил в общее дело свои идеи и мысли. Да, это было время сверх идеологизированным, но это было их время - время становления и развития новой республики, развития нового общественного сознания и нового уклада жизни. И эта новизна, по примеру «старшего русского брата» - вдохновляла всех мечтать и творить.

В те далекие тридцатые годы партийные работники и их лидеры,  представители молодежных движений – ревсомольцы, все были почти одного возраста, молоды и полны энергии. Это Салчак Тока, Виктор Кок-оол, Анчимаа Хертек, Степан Сарыг-оол, Оюн Ортун-оол, Сергей Пюрбю, Байкара Ховенмей, Александр Чымба, Леонид Чадамба, Михаил Кызыл-оол (был директором театра в 40-е годы), Оюн Болат, Оюн Лагба, Сергей Серен (отец Анатолия Сергеевича Серена, министра культуры в 80-е годы), Дажи-Норбу, Даржаа, Биче-оол, Самба-Люндуп, Охемчик и многие-многие другие. Все они принимали активное участие не только в художественной самодеятельности – они были организаторами и членами различных творческих коллективов. И по большому счету можно сказать, что все они в той или степени причастны к образованию театра в Туве, развитию культуры в целом.

К концу 1935 года перед руководителями молодой республики назрел вопрос о создании своего, национального, театра. На заседании VIII Малого Хурала было принято решение. А 10 января 1936 года состоялся первый экзамен, где приемная комиссия под председательством министра культуры ТНР Седип-оола Токпак-ооловича Танова отобрала лучших представителей талантливой молодежи для обучения в театральной студии.  Их было десять человек и среди них Александр Лаптан, Владимир Монгалбии, Кара-Кыс Мунзук, которые служили тувинскому театру всю жизнь.  

По воспоминаниям самого участника событий – Мунзука и С.Т.Танова, начиная с 10 января 1936 года  Мунзук, как и многие другие,  действительно принимал активное участие в работе приемной комиссии по набору первых студийцев. Пригласили в его состав, как человека компетентного. Мунзук, будучи капельмейстером духового оркестра Тувинской народно-революционной армии, не только просто принимал участие  в культурно-массовых мероприятиях государственного масштаба – торжества в честь Великого октября и др., он был их непосредственным художественным руководителем и организатором. В его обязанности входили и поиски новых исполнителей, составление программы, работа с писателями и музыкантами.  

Затем много сил приложил в организацию и подготовку концерта студийцев, который стал событием - 25 марта 1936 года, день рождения тувинского театра!

Учащиеся студии, только что открывшегося «Уран-театра», не только обучались, но и постоянно показывали концерты не только в Кызыле, но и в кожуунах. Это был юбилейный год – 15 лет ТНР. В связи с празднованием большой даты студийцы 6 июля 1936 года впервые дали концерт по радио. Транслировалась передача только в Кызыле через телефонную трубку. Диктором первой передачи по радио был Александр Маныгыевич Чымба».

Но по сути – театра, как такового не было  Были студийцы, которые считались учащимися учебного комбината г.Кызыла. На обучение ушло 2,5 года. В 1938 году на базе «театра-студии» Указом Малого Хурала ТНР уже официально создали Тувинский  государственный музыкально-драматический театр. Хотя подлинный официальный документ так и не  найден. Имеется в архиве только рукопись Максима Монгужуковича Мунзука, где указывается именно 1938 год. В этом же году театру было передано здание по ул. Ленина, д. 7 – Клуб им.Шагдыр-Сюрюна.

 Сегодняшнему молодому поколению имя профсоюзного лидера  в годы ТНР Шагдыр-Сюрюна  не знакомо и, чтобы как-то заполнить этот пробел, цитируем материал Чооду Кара-Куске, опубликованный на сайте Туваонлайн в 2007 году от 20 апреля. "Шагдыр-Сюрюн Санаевич Оюн родился в Межегее в 1904 году, член ТНРП с 1925 года, после окончания КУТВа был избран председателем ЦК профсоюзов, членом Политбюро ЦК ТНРП, членом Правительства ТНР и проработал в этой должности до конца жизни. Умер он молодым - в апреле 1936 года - во время рабочей командировки на один из отдаленных золотых приисков в результате резкого обострения желудочно-кишечного заболевания. Захоронен был на берегу Енисея, где теперь находится памятник Красным партизанам. Там же покоится прах Председателя Центробанка ТНР Чооду Начына, погибшего во время Бора-Шайского восстания феодалов в марте 1930 года".

В архиве театра есть публикация «Разбудили желание» Заслуженной артистки Тувинской АССР Марьям Рамазановой. Это её воспоминания о первых впечатлениях встречи с театральным искусством. Кроме этого в ней упоминаются имена русских самодеятельных артистов, среди них имена учителей школы №1, работников Представительства СССР в ТНР и другие. Все они вкупе внесли достойную лепту в становление и развитие тувинского театра, особенно на начальном этапе его творческого пути. Когда открыли театр в 1936 году, Клуб советских граждан в то время был центром, где просто кипела культурная жизнь.

«Будучи совсем юной впервые с восторгом столкнулась с театральным искусством в школе. Смотрела оперу «Наталка-Полтавка» Лысенко, подготовленную учителями школы под руководством Нины Васильевны Домбровской. Одну из главных ролей - Петро,  сыграл учитель физики школы №1 Василий Кузьмич Красников. Это выступление самодеятельных артистов всколыхнули душу и сердце. А роль матери сыграла Пелагея Ефремовна Фунтикова. До сих пор вспоминаю их голоса, у Василия Кузьмича – сильный, низкий, а у Пелагеи Ефремовны - мягкий и нежный, очень красивый голос. В 20-30-х годах она была очень популярна среди самодеятельных артистов, имела богатый репертуар. Особенно с большим интересом слушали её тувинские зрители, некоторые даже пытались подражать ей.

Среди самодеятельных артистов особо выделялся Василий Сергеевич Безъязыков – музыкант. Он был слепым, но, тем не менее, нисколько не уступал другим своим коллегам.  Ему стоит послушать и сразу же запоминал -  исполнял на баяне Чайковского, Глинку и другие произведения известных композиторов. В основном аккомпанировал певцам, но часто выступал и сольно. Впервые «Турецкий марш» Моцарта услышала в его исполнении. Постепенно Василий Кузьмич стал представлять свои музыкальные произведения, которые зритель воспринял с большим восторгом.

После того, как творческий самодеятельный коллектив окреп, который состоял в основном из русских учителей, на сцене уже ставили русскую классику – «Лес» А.Островского, «Ревизор» Н.Гоголя. В последнем спектакле принимал участие один из основоположников тувинской письменности Александр Пальмбах. Большую помощь в постановке этих спектаклей оказал учитель математики А.В.Раевский. Мы – ученики старших классов, просто восхищались работоспособностью и энергией своего учителя – Александра Васильевича.      Однажды ученикам 9-10 классов показали спектакль по произведениям А.С.Пушкина, который вызвал большой интерес. Так постановщиком был тоже наш башкы – Раевский А.В. Позднее им была осуществлена постановка комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Так наши учителя не только обучали нас определенным предметам, они вне программы делали всё, чтобы мы имели возможность соприкоснуться с ТЕАТРОМ. Они останутся в сердце моём навсегда еще и потому, что разбудили в моём сердце большое желание стать актрисой».       Газета «ШЫН», от 04 октября 1981 года,  №231

Да, желание Марьям Алексеевны исполнилось! Она пришла учиться в театрально-музыкальное училище (ТМУ)  и, окончив его, стала одной из первых актрис русской труппы тувинского театра, но это были уже 40-е годы.

А до этого времени одаренная молодежь первой театральной студии 1936 года пела тувинские народные песни, читали наизусть первые произведения писателей, но, тем не менее, она стремилась само реализоваться в другом направлении, театральном. Заразительным примером служили постановки спектаклей «Чужой ребенок» В.Шкваркина, «Назар Стодоля» Т.Шевченко, «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Ревизор» и «Женитьба» Н.Гоголя на сцене Клуба советских граждан - это здание нынешней Тувинской государственной филармонии им.В.Халилова. Студийцы неоднократно смотрели удивленными глазами эти постановки, подготовленные силами русских учителей и работников Представительства СССР в ТНР. Даже не понимая русского языка, они воспринимали всё происходящее на сцене с большим интересом и воодушевлением.

Специалистов по профилю не было и учителя, работники Представительства СССР в ТНР с большим энтузиазмом взялись помогать по доброй воле только что создавшемуся тувинскому театру и молодым студийцам в организации театрального дела в целом и в постановках пьес в частности. Присоединились к ним и другие активные участники самодеятельного творчества. Кроме этого учителя, работники Представительства преподавали общеобразовательные предметы, также давали знания студийцам и грамотные партийные работники ТНР Оюн Ортун-оол и Ооржак Лопсан-Кенден.

По воспоминаниям Максима Мунзука А.В.Раевский помог в  постановке пьесы «Любовь Яровая» Д.Фурманова (прим. перевод С.Тока, из рукописи М.Мунзука), до этого спектакль по этой пьесе уже был поставлен в Клубе советских граждан. Александр Васильевич делился опытом по работе с актерами. Вот что пишет в своей книге «История тувинского театра», 1973 года издания, Клара Сагды: «Это была первая режиссерская работа М.Мунзука. В этом спектакле была сделана впервые заявка на серьезную актерскую работу. Нельзя сказать, что все одинаково удачно удалось постановщику и исполнителям. Слаба и беспомощна была режиссура, однообразны мизансцены, случаен реквизит и наивны костюмы. Но при этом был в постановке чрезвычайно важный момент: впервые на тувинской сцене с профессиональным мастерством создавались характеры». И то, что касается характеров действующих лиц пьесы «Любовь Яровая» – в этом большая заслуга Александра Васильевича Раевского.

Сегодня есть возможность внимательно изучить цифры тех времен из разных источников. И вы увидите – какой колоссальный скачок сделала Тува за первые 20 лет своей независимости. Это возникновение тувинской письменности, отсюда развитие литературы и драматургии, издательского и печатного дела, создание театра, музейного дела, развитие кинопроката… Это рост количества больниц, школ, учебных заведений, это развитие сельского хозяйства и т.д.

Согласно переписи 1931 года в целом население Тувы составляло 82183 человек, из них 64 911 человек тувинского населения и 17272 человек русского. В Кызыле проживало 3771 человек, из них 421 тувинского населения и 3350 – русского. Информация взята из книги «Тувинская сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 года», издание Научно-исследовательской Ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем, Москва, 1933 год. В приложении есть данные и по численности грамотных – цифры «говорящие о многом».

К 1936-1940 годам, конечно же, численность населения г.Кызыла (в том числе и тувинского) увеличилась, но всё равно можно судить о темпо-ритме жизни столицы республики в 30-е годы. Все знали друг друга, жизнь протекала открыто, а главное активно – НОВЫЕ ДЕЛА, НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, НОВЫЕ МЕЧТЫ!!! И эта новизна привлекала любопытных и энергичных  молодых людей, они  успевали всё! Учились! Выполнив обязанности по основной  деятельности, они всё свободное время посвящали творчеству. Это потребность человека во все времена, в любую эпоху, особенно в период становления нового общества.

В 1937 году состоялось еще одно важное событие, которое сыграло огромную роль в дальнейшем культурном развитии молодой республики. По заданию  Тувинской народно-революционной партии была организована агиткультбригада с основной целью: агитация и пропаганда новой жизни. А для привлечения населения в программу комплексной агиткультбригады была включены и культурно-массовые мероприятия. Руководителем первой большой выездной группы был сам Салчак Тока. В состав бригады входили и студийцы. Согласно программе, которая рассчитана на несколько дней, были включены: спектакль «Три года на посту партячейки»  С.Тока, постановку осуществил сам автор и концерт, а также спортивно-массовые мероприятия. В.Кок-оол тоже был в составе агиткультбригады, он в спектакле С.Тока играл главную роль – Тонгур-оола.  

Партийные деятели, врачи читали лекции, а киномеханик и технические работники - знакомили население с новыми техническими  достижениями, как кино, телефон и радио. Выезжая в кожууны, партийные работники были заняты не только пропагандой новой жизни - это лекции, встречи, совещания. Но были и активными участниками культурной программы вместе с артистами, в т.ч. в спектакле «Три года на посту партячейки».

Следующий выезд комплексной агиткультбригады состоялся весной 1938 года. На этот раз поездка была организована по инициативе Революционного союза молодежи Тувинской Народной Республики и были охвачены западные кожууны. Руководителем бригады был Лопсан-Кенден, а Мунзук отвечал за художественную часть. В программу были внесены незначительные изменения.

По воспоминаниям Кара-Кыс Номзатовны Мунзук – это были трудные гастроли. Весна. Тайга еще не пробудилась после зимы, дороги размывались талой водой, особенно на перевалах. Возникали трудности с транспортом.

А когда выезжали агиткультбригады в районы, культурная жизнь в Кызыле не затихала, кипела она и в Клубе советских граждан. Сей факт позволяет вновь вернуться к воспоминаниям Марьям Алексеевны Рамазановой, там упоминается еще одно имя – Безъязыков Василий Сергеевич. Оно крепко связано с театром, начиная с его истоков. Более подробно о судьбе слепого музыканта описано в очерке З.Казанцевой «Раненый орел» под редакцией Н.Антуфьевой, который опубликован в газете «Центр Азии» в №№х 5-8 2015 года. Или можно прочесть в шестом томе книги «Люди Центра Азии».

Как и писала М.Рамазанова в своих воспоминаниях, Безъязыков был прекрасным баянистом. Василий Сергеевич в своё время внес неоценимый  вклад в развитие тувинской культуры и сыграл большую роль в приобщении тувинского народа к наследию не только многонациональной культуры советской страны, но и мировой. Он был всегда в центре внимания публики, был инициатором многих начинаний клуба. Именно он первым задумал постановку оперы «Наталка-Полтавка» и помогла в осуществлении его идеи в жизнь  - Пелагея Ефремовна Фунтикова. А сколько тематических концертов, вечеров по его инициативе было организовано работниками клуба и самодеятельными артистами – не перечесть. И ни одно мероприятие не обходилось без его сопровождения, он мог заменить целый оркестр!

В это же время начинает своё развитие кинопрокат в Туве. Если первая киноустановка была привезена в Туву в 1925-м, то в 30-40-е годы их количество уже увеличилось в разы. Привозили разные фильмы того времени, были среди них и без звука. В.Безъязыков озвучивал их, такого музыканта называли - тапёр. И в этом амплуа он был виртуозом. Как незрячему музыканту удавалось озвучивать фильмы? Прежде всего, обладал обостренным слухом, чутко схватывал каждый звук, шорох, обладал богатым воображением. А если вдруг возникали вопросы - ему помогали друзья с описанием кадра кинокартины.

Театр для Безъязыкова - это особая история. В 30-е годы молодые студийцы не только обучались и готовили свои программы, они активно участвовали во всех совместных мероприятиях города. Очень интересной и значимой для театра была работа над программой, посвященная 100-летию гибели Александра Пушкина. Это яркое событие было не только значимой, но и весомой вехой в развитии культуры Тувы в целом. Писатели молодой республики впервые взялись за переводы великого писателя и поэта. А в подготовке к концерту вечера активно помогали артистам театра всё тот же Василий Сергеевич Безъязыков, Пелагея Ефремовна Фунтикова и Александр Васильевич Раевский.

О бескорыстной, талантливой и яркой личности, о тувинской Руслановой –  Пелагее Ефремовне Фунтиковой, можно прочитать в документальном очерке З.Казанцевой. Он опубликован в издании Национальной библиотеки им.А.Пушкина в 2019 году. Прочитав его, вы познакомитесь с внутренним миром одного из первых музыкальных деятелей ТНР, оказавших влияние на развитие музыкальной культуры в Туве в период становления ее государственности и вхождения в состав Советского Союза.

Василия Сергеевича Безъязыкова многие называли просто – дядя Вася. Молодые тувинские ребята, по примеру других, тоже также обращались к нему. «У дяди Васи начинали свое обучение многие будущие профессиональные тувинские музыканты и композиторы. Одним из первых, особенно пытливых его учеников, был Александр Лаптан. В начале тридцатых годов чуткий к музыке мальчик страстно полюбил дядю Васю с его чудо-баяном. Василий Сергеевич тоже полюбил этого способного тувинского мальчугана. Он доверял ему носить баян и при каждой возможности учил игре на нем. А потом посоветовал обязательно учиться дальше. Благодаря своему башкы-учителю Александр Лаптан стал первым баянистом-тувинцем и одним из первых композиторов-песенников Тувы. Его «Авай» – «Мама» на слова Салчака Серена и сегодня – одна из самых популярных песен в республике. Удивительная мелодия. Написана она в самой чистой пентатонике, не нарушающей ладовые основы тувинской народной песни, но ритм взят из вальса, которого до этого никогда не бывало в практике тувинской музыки. Мягкая, пластичная и поэтичная мелодия «Авай» вошла в сознание людей как народная».   З.Казанцева «Раненый орел», «Центр Азии» в №№х 5-8 2015 года

Пусть первые постановки молодого театра были на уровне художественной самодеятельности, но, тем не менее, собирался по крупицам опыт. А главное – через этот опыт всем был виден творческий потенциал молодого коллектива. Практика также показала, что необходима профессиональная работа по подготовке кадров и национальных драматургов.

Руководители республики обучались за пределами Тувы и были знакомы с настоящим театром, имели возможность сравнивать. Члены Правительства видели низкий уровень исполнительского мастерства молодых актеров, и республика решила пригласить из СССР специалистов в области театра. Это был уже 1940 год - при театре открыли Театрально-музыкальное училище, где стали обучать специалисты из Советского Союза - режиссер Иван Яковлевич Исполнев, композитор Алексей Николаевич Аксенов, капельмейстер Леонид Иосифович Израйлевич, балетмейстер  Анатолий Васильевич Шатин, дирижер Ростислав Георгиевич Миронович - азам профессионального театрально-музыкального искусства.

Первым прибыл в Туву Иван Яковлевич Исполнев, цитата из его дневника:

«23 сентября 1940 года. День моего приезда в Туву. Через два дня иду знакомиться с театром. До этого у меня побывал весь руководящий состав: директор Сарыг-оол, режиссеры Мунзук, Кок-оол, цирковой артист Оскал-оол. В Гостеатре, как он здесь называется, 8 «актеров» и 4 «актрисы», умеют немного петь, играть на пызанчы, игиле, лемби, балалайке и чадагане. Всё это ниже захудалого колхозного кр.уголка. Совершенно отсутствуют танцы, оказывается, народ не знает даже этого слова. Хоры и солисты не поют, а кричат. Ни какой материально-хозяйственной  части: сцена не имеет ничего, голые стены, один задник –лес, и 3 пары боковых лесных кулис.

Начинать надо строить театр совершенно на голом месте в стране,  никогда не знавшей и не видевшей театра вообще. В стране, где только 10 лет назад была введена письменность. Задача трудная, но благородная и благодарная. В то же время некоторая группа людей требовала от «театра» еженедельно новых спектаклей. Им казалось, что это можно легко и быстро делать, лишь бы собрать еще десятка два любителей. Больше двух раз спектакль не мог пройти, так как в Кызыле находится всего лишь 600 человек, а русские не знали языка и не ходят в театр.

Обстановка сложная. К счастью руководство  Н.Р. партии т.Тока - сумело правильно понять мои предложения и предоставило всё возможное в условиях Кызыла для начала работы по созданию первого национального театра тувинской республики.

Кажется, были жалобы в ЦК Профсовет, но видимо им было сказано, что пора покончить с бездельем, каким они занимались до этого и если строить театр, то пота бояться нечего.

Провел несколько бесед о большой упорной работе, которую актер должен вести над собою всю жизнь, чтобы стать настоящим актером достойным гражданином своей страны и той эпохи, в которой он живет.

Ощущаю к себе громадное доверие всех. Идет ко мне – композитор, драматург, профработник, не говоря уже об учениках - помогаю всем и отдаю все что могу. Чувствую большое удовлетворение в том, что я здесь нужен и что мне верят».

Из дневника И.Я.Исполнева. ТИГПИ, РФ. Д. 866

  • Светлана Мунзук
  • СЕГОДНЯ ЗАВТРА ВЧЕРА. Монолог архивариуса в 12 картинах. Новосибирск, 2020